На территории РФ ведет деятельность множество предприятий разных масштабов, которые предоставляют услуги населению. В отношении услуг законодательно не предусмотрена обязательная сертификация. Определенные виды деятельности (например, медицинская, образовательная) подлежат лицензированию.
Учитывая высокий уровень конкуренции, большинство предпринимателей предпочитают получить добровольный сертификат. Документ помогает продемонстрировать качество сервиса и выделиться среди компаний-конкурентов.
Чтобы избежать ошибок в процессе подготовки документации и неоправданных трат времени, собственники бизнеса обращаются за помощью к экспертам сертификационного центра. Детали сотрудничества, стоимость сертификации можно узнать на сайте: https://ros-test.info/.
Какие особенности у сертификации услуг?
Сертификация заключается в оценке процессов, происходящих в компании, а также ее документации, квалификации персонала и других факторов на предмет соответствия требованиям, установленным в стандартах:
-
ГОСТ, принятых в отношении услуг различных направлений, оказываемых российскими организациями;
-
ISO (ГОСТ Р ИСО), согласно которым на предприятии внедряют различные системы менеджмента (например, ИСО 9001, 14001, 22000, 45001 и других – в зависимости от сферы деятельности компании).
Процедура предусматривает проведение аудита, в ходе которого проверяются следующие показатели работы фирмы:
-
имидж компании на рынке, основанный на отзывах клиентов, мнении бизнес-партнеров и инвесторов;
-
продолжительность работы на рынке в данной сфере услуг;
-
объемы выполненных договорных обязательств перед клиентами;
-
степень оснащения предприятия ресурсами, требуемыми для обеспечения качественного сервиса;
-
профессионализм и квалификация персонала;
-
иные критерии качественной работы компании.
Что дает предпринимателю наличие сертификата?
Оформить сертификат, подтверждающий качество услуг, предпочитают предприниматели, которые стремятся к профессиональному развитию бизнеса и желают расширить деятельность своей фирмы.
Сертификация способствует продвижению компании, позволяет предпринимателям минимизировать риски, которые могут негативно влиять на качество сервиса.
Наличие сертификата дает следующие преимущества:
-
повышение качества обслуживания;
-
формирование положительного имиджа;
-
укрепление доверия клиентов;
-
подтверждение соответствия требованиям ГОСТ и/или ИСО;
-
повышение рентабельности компании;
-
увеличение привлекательности организации для инвесторов;
-
лояльное отношение со стороны надзорных органов и т.д.
Иногда добровольный сертификат запрашивают организаторы тендеров вместе с перечнем обязательной документации. Если компания ведет деятельность в строительной сфере, документ упрощает процесс вступления в СРО.
Порядок прохождения сертификационных мероприятий
Чтобы пройти оценочные мероприятия и получить добровольный сертификат, компания выбирает подходящий стандарт, согласно которому будет проходить сертификация. В зависимости от цели собственника бизнеса, можно внедрить и сертифицировать на предприятии систему менеджмента, соответствующую требованиям одного или нескольких стандартов серии ISO:
-
Для обеспечения постоянного контроля качества услуг за счет внедрения СМК (системы менеджмента качества) используется ISO 9001.
-
Система менеджмента, которая обеспечивает охрану здоровья персонала, создание безопасных рабочих мест, исключающих риски получения травм (СМБТиОЗ) внедряется согласно принципам ISO 45001.
-
Наличие системы экоменеджмента (СЭМ), внедренной по стандарту ISO 14001, способствует рациональному использованию природных ресурсов, обеспечивает защиту экологии от воздействия результатов деятельности предприятия.
-
Для организаций, осуществляющих сервис в пищевой отрасли (заведения общепита, доставка еды и др.) применяются положения стандарта ISO 22000 (ХАССП). Наличие системы ХАССП позволяет выявить и устранить риски, негативно влияющие на качество продуктов питания.
Также можно пройти сертификацию услуг по профильному ГОСТу, действующему в данной отрасли.
Процедура включает в себя перечень обязательных действий:
-
анализ внутренних документов (разработка недостающей документации, внесение дополнений и корректировок);
-
комплексный аудит, во время которого оценивается эффективность деятельности фирмы и соответствие стандарту.
Оценочные процедуры включают в себя несколько этапов:
-
Проверяется документация организации на предмет соответствия требованиям профильных стандартов (при несоответствии – вносятся корректировки с целью адаптации документов под требования стандартов).
-
Определяются проблемные места, составляется план мероприятий, направленный на их устранение.
-
Если в процессе оказания услуг используется оборудование, рекомендуется замена устаревшего на современное и высокотехнологичное, отвечающее нормам безопасности.
-
Персонал проходит обучение.
-
Оценивается соответствие деятельности нормам внедряемых стандартов (при выявлении несоответствий – требуется внесение корректировок в существующие процессы).
-
Проводится итоговый аудит.
-
Если аудит прошел успешно, при наличии положительного заключения, указанного в акте проверки, предприниматель получает сертификат. Документ действует на протяжении трех лет.
Узнать перечень необходимой документации для конкретного предприятия, сроки и стоимость прохождения процедуры можно у экспертов сертификационного центра.