Особенности сертификации услуг

Цели и преимущества получения сертификата на услуги. Особенности сертификации услуг. Порядок проведения процедуры. Критерии качества услуг, оцениваемые в процессе сертификации.

На территории РФ ведет деятельность множество предприятий разных масштабов, которые предоставляют услуги населению. В отношении услуг законодательно не предусмотрена обязательная сертификация. Определенные виды деятельности (например, медицинская, образовательная) подлежат лицензированию.

Учитывая высокий уровень конкуренции, большинство предпринимателей предпочитают получить добровольный сертификат. Документ помогает продемонстрировать качество сервиса и выделиться среди компаний-конкурентов.

Чтобы избежать ошибок в процессе подготовки документации и неоправданных трат времени, собственники бизнеса обращаются за помощью к экспертам сертификационного центра. Детали сотрудничества, стоимость сертификации можно узнать на сайте: https://ros-test.info/.

Какие особенности у сертификации услуг?

Сертификация заключается в оценке процессов, происходящих в компании, а также ее документации, квалификации персонала и других факторов на предмет соответствия требованиям, установленным в стандартах:

  • ГОСТ, принятых в отношении услуг различных направлений, оказываемых российскими организациями;

  • ISO (ГОСТ Р ИСО), согласно которым на предприятии внедряют различные системы менеджмента (например, ИСО 9001, 14001, 22000, 45001 и других – в зависимости от сферы деятельности компании).

Процедура предусматривает проведение аудита, в ходе которого проверяются следующие показатели работы фирмы:

  • имидж компании на рынке, основанный на отзывах клиентов, мнении бизнес-партнеров и инвесторов;

  • продолжительность работы на рынке в данной сфере услуг;

  • объемы выполненных договорных обязательств перед клиентами;

  • степень оснащения предприятия ресурсами, требуемыми для обеспечения качественного сервиса;

  • профессионализм и квалификация персонала;

  • иные критерии качественной работы компании.

Что дает предпринимателю наличие сертификата?

Оформить сертификат, подтверждающий качество услуг, предпочитают предприниматели, которые стремятся к профессиональному развитию бизнеса и желают расширить деятельность своей фирмы.

Сертификация способствует продвижению компании, позволяет предпринимателям минимизировать риски, которые могут негативно влиять на качество сервиса.

Наличие сертификата дает следующие преимущества:

  • повышение качества обслуживания;

  • формирование положительного имиджа;

  • укрепление доверия клиентов;

  • подтверждение соответствия требованиям ГОСТ и/или ИСО;

  • повышение рентабельности компании;

  • увеличение привлекательности организации для инвесторов;

  • лояльное отношение со стороны надзорных органов и т.д.

Иногда добровольный сертификат запрашивают организаторы тендеров вместе с перечнем обязательной документации. Если компания ведет деятельность в строительной сфере, документ упрощает процесс вступления в СРО.

Порядок прохождения сертификационных мероприятий

Чтобы пройти оценочные мероприятия и получить добровольный сертификат, компания выбирает подходящий стандарт, согласно которому будет проходить сертификация. В зависимости от цели собственника бизнеса, можно внедрить и сертифицировать на предприятии систему менеджмента, соответствующую требованиям одного или нескольких стандартов серии ISO:

  1. Для обеспечения постоянного контроля качества услуг за счет внедрения СМК (системы менеджмента качества) используется ISO 9001.

  2. Система менеджмента, которая обеспечивает охрану здоровья персонала, создание безопасных рабочих мест, исключающих риски получения травм (СМБТиОЗ) внедряется согласно принципам ISO 45001.

  3. Наличие системы экоменеджмента (СЭМ), внедренной по стандарту ISO 14001, способствует рациональному использованию природных ресурсов, обеспечивает защиту экологии от воздействия результатов деятельности предприятия.

  4. Для организаций, осуществляющих сервис в пищевой отрасли (заведения общепита, доставка еды и др.) применяются положения стандарта ISO 22000 (ХАССП). Наличие системы ХАССП позволяет выявить и устранить риски, негативно влияющие на качество продуктов питания.

Также можно пройти сертификацию услуг по профильному ГОСТу, действующему в данной отрасли.

Процедура включает в себя перечень обязательных действий:

  • анализ внутренних документов (разработка недостающей документации, внесение дополнений и корректировок);

  • комплексный аудит, во время которого оценивается эффективность деятельности фирмы и соответствие стандарту.

Оценочные процедуры включают в себя несколько этапов:

  1. Проверяется документация организации на предмет соответствия требованиям профильных стандартов (при несоответствии – вносятся корректировки с целью адаптации документов под требования стандартов).

  2. Определяются проблемные места, составляется план мероприятий, направленный на их устранение.

  3. Если в процессе оказания услуг используется оборудование, рекомендуется замена устаревшего на современное и высокотехнологичное, отвечающее нормам безопасности.

  4. Персонал проходит обучение.

  5. Оценивается соответствие деятельности нормам внедряемых стандартов (при выявлении несоответствий – требуется внесение корректировок в существующие процессы).

  6. Проводится итоговый аудит.

  7. Если аудит прошел успешно, при наличии положительного заключения, указанного в акте проверки, предприниматель получает сертификат. Документ действует на протяжении трех лет.

Узнать перечень необходимой документации для конкретного предприятия, сроки и стоимость прохождения процедуры можно у экспертов сертификационного центра.