Дедлайны по алкогольной отчетности
Розница и общепит, работающие с алкоголем, обязаны регулярно отчитываться о продажах алкоголя в Федеральную службу по регулированию алкогольного рынка (ФСРАР).
Декларация подается до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Если 20-е число приходится на нерабочий день, срок сдачи переносится на следующий рабочий день (ст. 193 ГК РФ).
Например, до 20 января 2023 года алкогольный магазин «Крепкое & Слабое» обязан отчитаться за IV квартал 2022 года.
Если после сдачи отчетности магазин обнаружил неучтенную продукцию в торговом зале или на складе, он обязан сообщить об этом в ФСРАР с помощью корректировочной декларации. Корректировки подают тоже до 20 числа, но через три месяца после отчетного квартала.
К примеру, «Крепкое & Слабое» должен подать корректировку за IV квартал 2022 года не позднее 20 апреля 2023 года.
Вот самая свежая памятка со сроками отправки деклараций и корректировок:
-
За IV квартал 2022 года декларацию сдают до 20 января 2023 года, а корректировку до 20 апреля 2023;
-
За I квартал 2023 — до 20 апреля, корректировку — до 20 июля;
-
За II квартал 2023 — до 20 июля, корректировку — до 20 октября;
-
За III квартал 2023 — до 20 октября, корректировку — до 22 января 2024 года, потому что 20 января приходится на выходной день;
-
За IV квартал 2022 — до 22 января 2023 года, корректировку — до 22 апреля 2024 года, так как 20 апреля выходной.
Две формы: для крепкого и остального
Приказом Росалкогольрегулирования от 17.12.2020 № 396 утверждено десять форм деклараций для разных участников рынка. Для розницы и общепита существует две формы, их выбор зависит от алкогольного ассортимента.
Форма 7 предназначена для отчета по крепкому алкоголю с акцизом. Ее сдает общепит и розничные магазины, которые работают в местах, удаленных от сетей связи. Остальные магазины могут не подавать форму 7, потому что продают крепкое через кассу, и сведения о продаже поступают в ЕГАИС автоматически.
Форма 8 нужна для розницы и общепита, где продаются пиво и пивные напитки, сидр, медовуху, пуаре. Декларацию сдают все: магазины, бары, рестораны и другие.
Структура форм в целом похожа и состоит из трех разделов.
В разделе I указывают количество остатков на начало отчетного периода. Важно, чтобы оно совпадало с остатками на конец предыдущего отчетного периода. Сюда же вносят данные о поступлениях, расходах и остатках на конец квартала. К расходам относятся не только продажи, но и возвраты поставщику, и бой продукции.
Во II и III разделах указывают данные о приходных и расходных накладных.
Если утвержденные формы деклараций меняются (как это произошло в 2020 году), участникам рынка приходится разбираться в нормативных актах, чтобы продолжить работу по новым правилам. К счастью, этого не нужно делать, если магазин или бар пользуется учетной системой Контур.Маркет. Эта система автоматически обновляется под меняющиеся требования, и предприниматель может быть спокоен, что работа с ЕГАИС и подготовка алкодеклараций происходят с учетом всех действующих норм.
Как заполняем
1. Вносим в декларацию сведения об остатках на начало периода.
Данные об остатках должны соответствовать тому, что было на конец предыдущего квартала, по которому ваша компания отчитывалась ранее.
Сохранилась предыдущая алкодекларация? Тогда можно перенести из нее сведения об остатках, которые образовались на конец отчетности.
-
Если старый документ электронный и его можно редактировать, просто копируем из него столбец с остатками.
-
Если документ уже подписан и не редактируется, то данные переносим вручную в черновик новой декларации. Так же поступаем, если отчетность сохранилась в распечатанном виде.
-
Если новую декларацию формируете в Контур.Маркете, то старый документ можно загрузить в систему, чтобы она автоматически подтянула необходимые данные в черновик.
Бывает, что сведения о прошлой отчетности утрачены, и компания указывает примерные данные об остатках. В этом случае от ФСРАР придет протокол о расхождениях, и компании нужно отправить скорректированную декларацию.
2. Вносим сведения о движении алкогольной продукции, которое происходило в течение отчетного периода: приход, расход и продажи.
Как именно указать сведения, зависит от программы, которой пользуется организация для документооборота с ЕГАИС и для подготовки деклараций. Перечислим варианты, начиная с самого быстрого.
-
Если весь квартал вы работали с ЕГАИС в Контур.Маркете, то создать декларацию можно на основе сведений из ЕГАИС. Учетная система автоматически укажет в отчетности все накладные и другие документы, в том числе данные об остатках на конец отчетности. Вашему сотруднику останется только проверить заполнение перед отправкой.
-
Если с ЕГАИС работаете в своей учетной программе, а декларацию делаете в Контур.Маркете, то сведения о накладных и других данные переносим вручную.
-
Если документы о движении товаров есть в бумажном виде или электронных таблицах, придется всё заполнять самостоятельно.
3. Подписываем отчетность и отправляем в ФСРАР.
Декларация заверяется квалифицированной электронной подписью. Если работаете в Контур.Маркете, то система обязательно проверит документ перед отправкой и укажет на ошибки. Если что-то можно поправить автоматом, система это сделает.
Клиенты Контур.Маркета отправляют декларации прямо из системы, не переключаясь на другой сайт.
Что со штрафами
В Административном кодексе РФ предусмотрены наказания за несколько видов нарушений, связанных с алкодекларациями.
-
Если компания исказит информацию в отчетности или подаст ее не вовремя, то должностное лицо и ИП могут оштрафовать на сумму 5 - 10 тыс. рублей, юрлицо — на 50 - 100 тыс. рублей (ст. 15.13 КоАП РФ).
-
Если предоставить в контролирующий орган неполные сведения, должностное лицо и ИП накажут на 300 - 500 руб., а юрлицо — на 3 - 5 тыс. рублей. Штраф могут заменить на предупреждение (ст. 19.7 КоАП РФ).
-
Если компания неоднократно указывала в декларациях неверные сведения в течение года, ее лицензию могут аннулировать в судебном порядке (п. 3 ст. 20 Закона № 171-ФЗ).
Контур.Маркет помогает подготовить алкогольную декларацию быстро и без ошибок. В одном окне удобно работать не только с отчетностью для ФСРАР, но и с документами ЕГАИС. А еще в Контур.Маркете магазины ведут полноценный учет любых других товаров от поставки до продажи, заведения общепита ведут техкарты и следят за остатками ингредиентов в режиме онлайн.