Мировое информационное поле уже не первый год упоминает диджитализацию в топе факторов, обеспечивающих устойчивость любого бизнеса в период неопределенности. Причем, по мнению эксперта в сфере IT Михаил Антипкина, основной проблемой отечественного бизнеса является сравнительная непродвинутость существующих технологий, несмотря на наличие высококвалифицированных кадров. И, конечно, низкий интерес к внедрению информационных технологий и к оценке существующего IT-состояния компаний. При этом Михал Антипкин рекомендует начинать выработку стратегии диджитализации исключительно с комплексного анализа текущего положения дел:
-
На каком уровне находятся информационные активы по отношению к среднерыночному уровню
-
Какие аспекты необходимо улучшить в первую очередь для обеспечения конкурентного преимущества
-
Каким образом следует осуществлять дидижитализацию (самостоятельно или при помощи сторонних организаций)
Ключевые компоненты диджитализации
Основными преимуществами, которые собственники и менеджмент получают при внедрении IT-технологий, можно назвать возможность сделать цели достижимыми и высвободить резервы времени и финансов. При этом Антипкин Михаил Сергеевич отмечает, что весь процесс глобально подразделяется на 3 важных этапа: оценку текущей картины и выработку стратегии; “оцифровку” маркетинговых процессов; автоматизацию операционной деятельности.
Стратегия диджитализации должна не только решать текущие задачи, но и гармонично вписываться в общий план развития бизнеса. Михаил Антипкин утверждает, что те компании, в которых грамотно оцифрованы ключевые процессы, включая зону роста, демонстрируют значительные результаты по сравнению с недиджитализированными конкурентами. Несмотря на это, многие руководители целенаправленно избегают диджитализации, воспринимая ее как крайне сложный шаг.
Поэтому вторым этапом информатизации компании должна стать оцифровка отдельных процессов. При этом целесообразно привлечение сторонних специалистов, которые не только смогут разработать оптимизированный инвестиционный план, но и уточнят минимум ПО и техники, необходимых для осуществления задуманного, а также проведут обучение сотрудников.
В частности, диджитализация маркетинга предусматривает:
-
Анализ и улучшение работы каналов продаж, включая сайт, профили в социальных сетях и на маркетплейсах.
-
Пересмотр CRM, рекламных кампаний, digital-коммуникаций, поисковую оптимизацию.
-
Применение облачных хранилищ, систем для обработки больших объемов данных, диджитализацию ценообразования.
Третий этап, то есть оцифровка операционной деятельности, как правило, затрагивает непосредственный документооборот, внедрение информационной системы для управления всеми бизнес-процессами и ресурсами компании на основе единой базы данных (ERP), промышленный интернет вещей, а также использование информационных решений в части управления складом, логистикой, финансами, персоналом и закупками.
Заключение
Даже в том случае, если руководство компании не готово осуществлять комплексную диджитализацию, будет не лишним оценить существуют цифровую зрелость и понять, какие IT-процессы могут вывести бизнес на принципиально новый уровень. Индивидуально разработанная digital-стратегия поможет не только оптимизировать расход имеющихся ресурсов, но и принесет существенный прирост прибыли.