Виктор Орловский: в чем проблема современного образования?
Сегодня различные индустрии стали неэффективными. И чем более классической является индустрия, тем она менее развита и сильнее «сломана». В нынешних реалиях так можно сказать о многих направлениях, но по-настоящему проблемным оказалось образование. По мнению Виктора Орловского, «сломан» здесь в первую очередь способ преподавания.
Как сегодня учат в школе? Виктор Михайлович Орловский: «В основном предметы не связаны между собой. Детям отдельно преподают географию, химию, историю, математику, физику, и если математика с физикой хоть как-то коррелируют друг с другом, то остальные пересекаются незначительно».
Орловский Виктор отмечает, что из-за этого в 90 % случаях непонятно, как с помощью полученных знаний решить конкретную задачу: теория и абстрактные формулировки плохо соотносятся с вопросами, с которыми взрослые сталкиваются в повседневной жизни. В школе, к сожалению, не применяют подход к решению комплексных задач методом problem solving (решения проблемы), а дают лишь абстрактные примеры по отдельным предметам.
Давайте вспомним: что делает ребенок, когда надо решить задачу? Он самостоятельно собирает нужные для этого знания. Главное – заинтересовать его: за решением должна стоять награда, и не всегда это отметка или другое ощутимое вознаграждение. В момент, когда ученику становится интересно, он включает собственную креативность, любознательность. Орловский Виктор Михайлович утверждает, что это именно то, как мы с вами функционируем в жизни: есть поставленная задача — надо ее решить. Если она абстрактна, мы не видим цели, нет желания ей заниматься. Если же вследствие этого открывается заветная дверь, а победителя ждет понятное вознаграждение, мы с удовольствием принимаемся за дело.
Важно, что современные технологии, в особенности генеративный искусственный интеллект (ИИ), способны дать разнообразный инструментарий, а ребенок, ломая голову над интересной задачей, учится понимать предназначение данной информации. И такие знания уже не забудутся.
Виктор Орловский: каким навыкам следует обучать детей?
1. Прежде всего надо обратить внимание на навык решения конкретных задач и самостоятельное получение академических знаний с помощью генеративного ИИ, который делает процесс более оптимальным, непрерывно подстраиваясь под востребованные учеником паттерны. Решение должно требовать знаний в разных областях: в математике, физике, химии, географии, даже в истории, также нужны презентационные навыки. Такие задачи детям гораздо интереснее. Они ориентированы на конкретные проблемы и получение необходимой информации. Знания постигаются не сами по себе, а в процессе кропотливой работы, говорит Орловский Виктор. И если раньше нельзя было создать большое количество комплексных задач, то сейчас ИИ способен генерировать их самостоятельно, усложняя или упрощая по мере успеваемости ребенка. Получается настраиваемая под каждого ученика (или группу учеников) игра в обучение через решение задач. И все это управляется ИИ.
2. Нужно развивать любопытство и креативное мышление, чтобы стимулировать ребенка к дальнейшему обучению. Вспомните, вы когда-нибудь учили детей играть в компьютерные игры, включать телевизор, пользоваться смартфоном? Когда действительно интересно, они невероятно быстро разбираются во всем и делают это самостоятельно.
3. Следует совмещать смежные области с помощью решения задач и поиска истины, а не механического заучивания. Согласно К. Поперу, чтобы найти истину, надо сформулировать гипотезу, после чего попытаться ее разрушить. Если гипотеза не разрушается, она является истиной. Это и есть научный подход. Такой эксперимент может поставить даже пятилетний ребенок — конечно, на своем уровне сознания и эрудированности.
4. Виктор Орловский подчеркивает, что в начале обучения надо применять методы problem solving & critical and design thinking — обычно их преподают студентам. По сути, маститые профессора заново учат взрослых людей учиться, при этом любой школьник с легкостью разберется в таких методах.
5. Огромную роль играет мотивация учеников. На текущий момент учащихся мотивируют лишь получать высокие оценки для поступления в вуз и сравнивать себя с другими. Однако не конкуренция, а кооперация является залогом успеха общества в целом и отдельных его членов. Орловский Виктор Михайлович обращает внимание на то, что конкуренция закрепляет паттерн «проиграл-выиграл», а не «выиграл-выиграл». Самые успешные среди нас — те, кто побеждают в этой конкуренции, считая себя победителями, а других — побежденными. Такие люди формируют общество победителей и побежденных.
И наконец, оценка в современном образовании — это всегда наказание. Имеется некий стандарт — максимальный балл, а также отнятые у школьника баллы за ошибки, незнание, плохое поведение. Вместо этого надо вводить позитивную мотивацию, когда нет шаблона и идеального знания, но есть прогресс по сравнению с тем, где ты был и куда движешься. И чем быстрее и качественнее этот прогресс, тем выше балл — без каких-либо ограничений! Такая мотивация не формирует комплекса вины и неполноценности, который почти в каждом из нас закрепился на всю жизнь. Одновременно у лучших учеников не появляется комплекса отличника, обязанного все делать идеально.
Кроме того, по мнению Виктора Орловского, привычное деление по году рождения во многом неправильно. Почему дети должны обязательно взаимодействовать в пределах одного возраста? «Обмен знаниями между возрастами — очень полезная история. Иногда в одну группу можно включить совершенно разных ребят, в том числе для того, чтобы старшие учили младших, передавали им свой опыт. Как правило, это гораздо сильнее мотивирует младших учеников, которые тянутся за более взрослыми детьми», — добавил Орловский Виктор Михайлович.
Заключение
Итак, нужно стимулировать мотивацию ребенка и определять, насколько он мотивирован решать задачи. Самооценка прогресса, а не оценка знаний учителем является ключевым параметром для фиксирования результата в рамках школьного обучения.
И все это хорошо укладывается в спектр задач, с которыми может справиться современный ИИ, заменив многие привычные функции учителей.