Что такое роялти

Простыми словами о том, что такое роялти с примерами. Советы экспертов о юридических и бухгалтерских нюансах роялти

При покупке франшизы предприниматель подписывает договор, в котором прописываются условия, сроки, порядок оплаты. Роялти (royalty) – платежи, который регулярно выплачиваются франчайзеру. Этот популярный способ оплаты для большинства предпринимателей, которые не могут сразу оплатить право использования авторских прав, лицензии, бренда, технологии, других бизнес-инструментов. Несмотря на стремительное развитие франчайзинга многие не знают его тонкостей и основных понятий. В статье подробно рассмотрим, что такое роялти, его виды, плюсы, размеры и налоговые аспекты.

Лицо человека на банкноте

Иллюстрация: Фредди Коллинз/Unsplash

Основы роялти в франшизе

Франшиза – право использовать бренд, лицензию для предпринимательской деятельности. Владелец (франчайзер) позволяет другой стороне (франчайзи) запустить и развивать бизнес по отработанной схеме. Оба лица заключают договор. Стандартные условия франшизы:

● франчайзер предоставляет законное право использовать своим товарным знаком;

● вторая сторона получает готовую схему ведения предпринимательской деятельности;

● владелец бренда предоставляет техподдержку, консультации после открытия бизнеса.

Франшиза – возможность начать и развить предпринимательскую деятельность под известной торговой маркой и снизить убытки от возможных ошибок. За это франчайзи должен внести плату. Многих интересует, роялти – что это во франшизе.

Royalty – платежи, которые перечисляются владельцу бренду с согласованной периодичностью за пользование авторских прав, моделей бизнеса и т. д. Это компенсация франчайзеру.

На заметку. Плюсы такого способа:

подходит лицам, которые не могут оплатить полную стоимость прав;

в большинстве случаев свидетельствует, что владелец бренда желает стимулировать развитие бизнеса франчайзи. Он не заинтересован в получении прибыли от паушального взноса при продаже большого количество франшиз.

Poялти — чтo этo тaкoe простыми словами

Многие ведущие бренды продают товарные франшизы по договору Royalty. Рассмотрим, роялти – что это такое простыми словами. Кроме этого термина используется понятие «паушальный взнос» – единоразовый платеж, который обеспечивает право использования торговой марки. Роялти – регулярные отчисления согласно заключенному договору, в котором прописаны условия. Его нельзя сравнивать с рассрочкой, платежами за аренду или по кредитным обязательствам.

В большинстве случаев сумма отчислений вычисляется на основе дохода компании за период применения интеллектуальных прав. Платежи происходят в первых числах месяца, если условиями контракта была не предусмотрены другие условия. Мы определили, что такое роялти в франшизе простыми словами. Это регулярная плата предприятия за пользованиями авторскими правами, технологиями, другими видами собственности.

Российское законодательство о роялти

В законах РФ не фигурирует термин и нет определения, что такое роялти в бизнесе. В нормативных актах применяется понятие «лицензионный договор». Его особенности, правила составления регламентированы статьей 1235 ГК РФ.

Согласно закону, лицензионный договор заключается между двумя сторонами. С одной выступает лицензиар, который за вознаграждение отдает лицензиату право использования результатов интеллектуальной деятельности. Вознаграждение бывает разовым или периодическим.

Виды роялти

Стороны самостоятельно договариваются и выбирают способ оплаты франшизы. Выделяется пять видов.

Процент от прибыли

Процент от оборота – часть выручки за конкретный период. Процентные роялти – популярный способ используется на отечественном и международном рынках. Условия удобны для средних и крупных франчайзеров, ведь сумму выручки можно контролировать, невозможно снизить искусственным способом.

Процент от прибыли – существенная нагрузка для франчайзи. В первые месяцы бизнес не успевает развиться, поэтому обычно владелец франшизы предоставляет отсрочку. Процентный роялти рассчитывается по простой формуле:

Выручка за определенный период (месяц) Х процент royalty / 100% = сумма роялти

Пример расчета платежей:

Выручка ресторана за месяц – 400 000 рублей.

Процент роялти – 5%.

Сумма = 500 000 Х 6% / 100% = 20 000 рублей.

Способ расчета используется организациями, которые могут контролировать движение финансов франчайзи. Пример процентных роялти – франшиза «Шоколадница». Сеть крупных кофеен отличается хорошей поддержкой франчайзи. Но владелец бренда берет большой процент роялти – 7%. В сеть входит около 350 точек, из них около 120 заведений франчайзинговых. Бренд узнаваем, но требует больших расходов на открытие при окупаемости от 20 месяцев.

Второй пример процентной ставкой – франшиза «Жизньмарт». Компания успешно запустила франчайзинг сети магазинов-ресторанов в 2020 году, в первый год уже открылось 18 точек. Владелец бренда предлагает выгодный процент роялти – 3% при сроке окупаемости 32 месяца. Сумма первоначальных инвестиций зависит от площади и формата точки. Ежемесячная потенциальная прибыль – около 300 тысяч рублей. «Жизньмарт» обеспечивает поддержку, обучение, выгодные закупочные цены.

Интересное предложение предлагает франшиза «Бери заряд». Крупный сервис по аренде пауэрбанков предлагает две модели:

● «ленивая». Для инвесторов, которые готовы вложить деньги в оборудования. Компания «Бери заряд» берет на себя ведение бизнеса;

● классическая. Вариант предполагает развитие сети в своем городе. Франчайзер обеспечивает поддержку на всех этапах.

Техническая поддержка компании работает круглосуточно. Роялти – 20% от оборота, паушальный взнос не предусмотрен. Перед получением оборудования партнер «Бери заряд» проходит обучение. Средний период окупаемости – 18 месяцев.

Данные для анализа взяты с каталога франшиз.

Процент от маржи

Маржа – разница между себестоимостью товара и ценой, по которой его реализуют. Себестоимость включает издержки на изготовление, закупку, фасовку, другие траты на товар. Процент от маржи – способ, который используются при покупке франшизы на продажу оптом. Способ подходит в ситуациях, когда у бренда уже наработана большая целевая аудитория. При таком способе оплаты владелец бренда заинтересован в развитии другой стороны, а франчайзи не будет платить больше, чем заработал.

Фиксированные

В такой ситуации франчайзи периодически выплачивает сумму, которая прописана в договоре. При определении размера ставки владелец бренда учитывает свои расходы и выбирают размер, который привлекателен для партнеров.

Фиксированный способ подходит для небольших франшиз, у которых невысокая выручка. Он используется в случаях, когда невозможно спрогнозировать, контролировать прибыль компании. Способ часто используется для медицинских центров, автомоек, парикмахерских, где невозможно следить за объемом проданных услуг или товаров.

Плюс фиксированного роялти для владельца бренда – не надо контролировать партнера. Преимущество для франчайзи – возможность расширения бизнеса, увеличения прибыли при сохранении постоянной суммы платежа. При успешном развитии отчисления становятся несущественными для бюджета компании. В большинстве случаев франчайзер устанавливает разные фиксированные ставки для компаний, которые ведут предпринимательскую деятельность в мегаполисах, и организаций в небольших городах.

Смешанные

В отдельных случаях франчайзер используют фиксированный роялти совместно с процентным. В такой ситуации устанавливается минимальный размер платежа. Смешанный способ стимулирует партнера развивать бизнес, получать больше прибыли.

Пример. Согласно договору компания платит франчайзеру 5% от прибыли, минимальная ставка по договору – 20 000 рублей. В отчетном периоде 5% составило 15 000 рублей. Франчайзи обязан оплатить не 15 000 рублей, а 20 000 рублей.

Скрытые

Многих предпринимателей интересует, скрытые роялти – что это. Некоторые франчайзеры не устанавливают сумму платежа. Ставка роялти равна нулю. Но франшиз без выплаты вознаграждения владельцу бренда не существует. При скрытом способе франчайзер включает сумму в цену товара, который поставляется по договору.

Пример. Магазины, которые работают по франшизе и входят в сеть Пив&Ко не платят вознаграждение владельцу бренда. Весь товар франчайзи покупают у франчайзера. В стоимость пива, закусок, сигарет уже входит размер роялти.

Интересно. Такой способ называют антифраншизой.

Размер роялти

Поняв, что значит роялти, выясним, как рассчитать его размер. Законодательство России не регулирует особенности, способ и расчет роялти. Единого алгоритма вычисление не существует. Договор роялти содержит размер, обоснование и другую информацию о выплатах.

Из чего формируется роялти

Франчайзер при определении суммы платежа может учитывать несколько факторов:

● популярность бренда. Чем известнее, более распространена по России, лучше репутация торговой марки, тем больше будет размер выплат. Франчайзер захочет получать большие деньги за право использовать его название, логотип;

● поддержка. Владелец бренда обычно заинтересован в развитии франчайзи, поэтому предлагает обучение, поставку оборудования и другое. Франчайзер, который не только помогает запустить бизнес, но и обеспечивает комплексную поддержку на всех этапах, устанавливает более высокие ставки;

● использование маркетинговых инструментов. Большие сети регулярно заказывают рекламу. Расходы на маркетинг покрываются за счет роялти. Реклама и другие маркетинговые ходы помогают франчайзи повысить лояльность, привлечь новых потребителей, увеличить прибыль.

На заметку. В некоторых сетях предусмотрен дополнительный сбор, который рассчитывается отдельно от роялти. В среднем его размер – от 1% до 2%.

● регион. Обычно размер платежей в крупных городах выше, чем сумма в небольших населенных пунктах. Некоторые владельцы торговой марки предлагают пониженный роялти предпринимателям из городов, где не было опыта работы;

● отрасль. Роялти платежи – это регулярное вознаграждение франчайзеру, который определяет их размер с учетом сферы бизнеса. Ставка в России – от 5% до 20%, средняя – 6,5%.

На заметку. Чем меньше конкуренция в регионе и секторе, тем ставка может быть больше.

Как снизить роялти

Компания, которые зарегистрированы в столице, могут получить компенсацию за расходы на франшизу, включая роялти. Московские предприниматели могут получить субсидию до 1 млн рублей в год.

Еще один способ получить средства на развитие предпринимательской деятельности – подписание социального контракта.

Налоговые аспекты роялти

Бухгалтерский и налоговый учет роялти ведутся по-особенному.

Налоговые риски

В России судебная практика в решении споров, которые связаны с франшизой и роялти, между зарубежными и отечественными предприятиями составляет более 20 лет. Поэтому у юристов уже имеется необходимый опыт. Но налоговые споры между компаниями в России – потенциальные источники рисков. Причина небольшого числа разбирательств в суде между отечественными организациями – второй пункт 1235 статьи ГК РФ.

При отсутствии государственной регистрации контракта у налогоплательщика отсутствует возможность вести налоговый учет по прибыли по заключенному договору. После внесения поправок в ГК РФ рискам дополнительного начисления налогов подвержены только франчайзи, которые вели налоговый учет относительно расходов до регистрации лицензионного договора. Такие действия могли расцениваться как метод уклонения от уплаты налогов. Сейчас эта проблема устранена. Неприятностей у налогоплательщика не будет, если была проведена регистрация или подписано coглaшeниe кoммepчecкoй кoнцeccии.

Как учитывать роялти франчайзи

Начинающих предпринимателей интересует, что значит роялти для франчайзи. Для них royalty – расход, который уменьшает базу по налогу на прибыль или УСН в виде «доходы минус расходы». Заниматься предпринимательской деятельностью по франшизе допускается и на других налоговых режимах: АУСН, НПД (ЕСХН), ПСН. Правило – соблюдение условия использования систем налогообложения и ограничений по типам деятельности для индивидуальных предпринимателей. Подробнее о режимах можно прочитать на сайте ФНС России.

На заметку. В бухгалтерии все расходы подтверждаются документально. Это требования относится и к роялти. По этой причине договор франшизы регистрируется, подписывается акт приемки-передачи. Без этих действий налоговая инспекция откажется вычитать оплату роялти из доходов предприятия, налог будет больше.

Как учитывать налог франчайзеру

Для обладателя бренда роялти – доход, который увеличивает базу по налогу на прибыль или УСН. Предприятия, которые продают франшизу, не могут работать на других налоговых режимах. В системе налогообложения ПСН (патент) отсутствует продажа или передача прав в перечне видов деятельности. В АУСН запрещена посредническая деятельность по договорам поручения, комиссии, другим, к которым относится контракт коммерческой концессии. Самозанятые тоже не могут подписывать такие документы.

Интересно. В налоговом и бухгалтерском учете отсутствует термин «роялти». Для списания суммы в статью расходов в договоре роялти указывается как периодический платеж за использование интеллектуальных прав согласно 1 пункту 346.16 НК РФ.

НДС на роялти

Владелец бренда на ОСНО начисляет налог на роялти, его партнер – вычитает. Если франчайзер на ОСНО, а компания, которая приобрела франшизу, на УСН, то последняя учитывает НДС в расходах, который начислил первый.

Не вся деятельность организация в качестве франчайзера подлежит обложению. Согласно 149 статьи НК РФ владелец торговой марки освобождается от уплаты налога, если продукт связан с патентами, программами, ноу хау, другим.

Часто задаваемые вопросы

Можно ли пересмотреть условия роялти?

При покупке франшизы между двумя сторонами заключается договор. В нем прописываются условия сотрудничества, сроки, сумма выплат франчайзеру. Изменить условия договора нельзя, поэтому условия роялти пересмотреть не получится. Франчайзи может напрямую обратиться к управляющей компании с просьбой пересмотра условий и перезаключения договора.

Какие последствия неуплаты или задержки роялти?

В договоре, который подписывается между франчайзи и франчайзером, прописываются условия, сроки платежей. Несоблюдение положений – нарушение контракта. Обладатель товарного знака может расторгнуть договор, отозвать право пользоваться товарным знаком и бизнес-моделью. Несоблюдение условий контракта – законный повод обратиться франчайзеру в суд для компенсации, возмещения убытков.

Бывают ли франшизы без роялти?

На практике нередко встречаются франшизы без роялти. В договоре между сторонами не прописывается сумма и сроки выплаты платежей. В этом случае франчайзер включает размер роялти в стоимость товаров, который франчайзи покупает для дальнейшей перепродажи у себя на точке.

Что входит в роялти?

В плату входят:

● отчисление за пользование логотипом, товарным знаком, брендом, репутацией;

● расходы на обучение, первичную поддержку;

● маркетинговые расходы на рекламу, которые иногда взимаются отдельно;

● издержки на логистику;

● траты на разработку программного обеспечения, содержание поддержки и колл-центра;

● дополнительные платежи, которые устанавливаются индивидуально.

Какие платежи бывают помимо роялти?

Крупные сети регулярно заказывают рекламу. Издержки на маркетинг франчайзинг может включать в сумму роялти. В отдельных случаях компания отдельно берет дополнительно плату за рекламу. В среднем сумма составляет до 2%.

Как рассчитать размер роялти?

В начале деятельности компания, которая планирует продавать франшизы, определяет размер роялти. Цель франчайзинга – расширить сеть, окупить расходы, увеличить прибыль, обеспечить поддержку партнеров. Учитывается, что при высокой сумме, спрос на франшизу будет низким.

Для определения размера нужно:

● учитывать фактические расходы по франчайзингу;

● составить финансовый план будущей сети;

● учесть сезонность предпринимательской деятельности;

● проанализировать ставки конкурентов;

● изучить и оценить размер рынка;

● учесть текущую экономическую ситуацию. В условиях кризиса тяжело продавать франшизы.