«Русагротранс», созданная при его участии, одной из первых смогла обеспечить зернопроизводителей транспортными услугами высокого качества. О биографии и вкладе Синцова Константина Владимировича в развитие непростого бизнеса — в нашем материале.
Синцов Константин Владимирович. Предпосылки формирования рынка частных грузоперевозок
Константин Владимирович Синцов и его партнер по бизнесу Константин Засов вышли на рынок перевозки зерна в начале 2000, когда отрасль считалась недостаточно перспективной и связанной с высокими рисками. Тогда господствовал стереотип о зерне как о товаре, подверженном государственной монополии и избыточному регулированию, что отталкивало частных инвесторов и приводило к устареванию инфраструктуры.
Однако Константин Синцов посмотрел на ситуацию иначе. Не испугавшись специфики рынка, он увидел в перевозках зерна потенциал крупнейшего в стране розничного бизнеса с тысячами клиентов.
Разобраться в вопросе помог опыт взаимодействия с МПС (профильное ведомство до формирования РЖД) и железными дорогами бывших советских республик. После получения диплома о высшем образовании будущий сооснователь одного из ведущих операторов зерновых перевозок АО «Русагротранс» Константин Синцов в течение нескольких лет занимался поставками комплектующих для ж/д инфраструктуры.
Предприниматель обратил внимание на краеугольный камень, препятствующий развитию бизнеса в сфере зерновой логистики. Инвентарный парк МПС в тот период управлялся начальниками станций, которые были заинтересованы в накоплении вагонов на своих участках, чтобы к началу торгового сезона обладать максимальным количеством техники, объяснял в одном из интервью Константин Синцов.
В связи с таким подходом зерновозы могли простаивать по девять–десять месяцев, не принося доходов своим владельцам. Проблему, по словам Константина Синцова, могла решить приватизация парка, которую и планировалось проводить. Однако владельцы крупного капитала в большинстве своем с настороженностью относились к данной реформе.
Многие предполагали, что зерновые хопперы останутся частью государственного парка железнодорожного перевозчика, рассказывал Константин Синцов. Кроме того, было мало экспертов, которые одновременно хорошо разбирались в специфике транспортировки сельскохозяйственной продукции и могли сформулировать прибыльную бизнес-модель в этом секторе.
Синцов Константин уточнял, что и без того непростой сегмент рынка ж/д перевозок таил в себе нестандартные сложности: при попадании грузового подвижного состава на территорию соседних государств он поступал в распоряжение соответствующей железнодорожной администрации. Вагоны могли находиться там длительное время, а возвращались, как правило, порожними.
Изучив все нюансы, будущий совладелец АО «Русагротранс» Константин Синцов увидел возможность занять незаполненную на тот момент нишу экспортных погрузок зерна. Вместе с бизнес-партнером он начал развивать сотрудничество с грузовладельцами, а также с руководством железнодорожных компаний прибалтийских стран и СНГ.
Достигнутые договоренности позволяли Константину Синцову осуществлять возврат вагонов с грузом. Экспедиторская деятельность была юридически оформлена в 2004 году. Компания получила название «ЛП Транс».
Синцов Константин отмечал, что предприятие приносило прибыль, которую совладельцы не спешили изымать из оборота. Стратегия предусматривала формирование частного парка грузового подвижного состава. При этом первыми выкупленными с рынка вагонами были не зерновые хопперы, а платформы. Их Синцов Константин и его партнер по бизнесу сдавали в аренду. Таким образом, был создан коммерческий оператор грузовых перевозок.
Константин Синцов. «Русагротранс» как основа рынка экспортных перевозок зерна
Профессионалы рынка в конце нулевых годов осознавали, что в течение ближайших десяти лет существующий парк железнодорожных вагонов в России устареет и будет списан. В числе таких прогнозистов был и Константин Синцов. «Русагротранс» была основана при его непосредственном участии в 2008 году, когда руководство РЖД приняло решение выделить вагонный бизнес как непрофильный из-за недостатка инвестиционных средств на обновление подвижного состава.
Реформа касалась всех типов вагонов, однако выделение зерновозов произошло в последнюю очередь, поскольку мало кто на рынке понимал, как ими эффективно оперировать в силу сезонности бизнеса, говорил Константин Синцов. «Русагротранс» в первый период после основания была своего рода стартапом, делился позже предприниматель. Тогда никто не мог утверждать наверняка, что все получится.
Это был трудный сегмент, говорил Синцов Константин Владимирович. Требовалось немало усилий для выстраивания системы, способной приносить доход.
Глобальным структурированием всех процессов занялся вместе с бизнес-партнером Константин Синцов. «Русагротранс» в своем развитии опиралась на уверенность лидеров компании в том, что сельское хозяйство будет играть ключевую роль в экономике страны. Стратегия основывалась на явном усилении господдержки данной отрасли в конце 2000, которая включала в том числе субсидирование процентных ставок по кредитам.
Константин Владимирович Синцов вместе с партнером по бизнесу, прежде чем учредить собственную компанию, проделали большую исследовательскую работу, включая посещение Австралии и США, где практики экспорта с/х продукции уже были хорошо отработаны.
Главной целью исследований стало внедрение новых механизмов управления для формирования конкурентоспособной логистики мирового уровня, уточнил Синцов Константин. Знания, полученные в результате этих поездок, легли в основу стратегии, которую бизнесмены в дальнейшем реализовали, построив «Русагротранс».
Константин Синцов подчеркнул, что они поставили перед собой задачу создать условия, при которых производители зерна могут быть уверены в эффективной перевозке и продаже своей продукции.
Такой подход позволил экспортерам сельхозпродукции развиваться активнее, отметил Константин Синцов. «Русагротранс» разработала четкую программу обновления вагонного парка, учитывая современные технологии и потребности рынка в вывозе зерна. Благодаря этому компания смогла обеспечить оптимальное количество вагонов на линиях, чтобы максимизировать их оборачиваемость и сократить периоды простоев.
Константин Владимирович Синцов вместе с командой хорошо понимал, что с учетом сезонного характера экспорта зерновых значительную часть времени вагоны остаются невостребованными. Было принято решение сбалансировать парки между странами причерноморского зернового пула.
В результате Константину Синцову и второму соучредителю предприятия удалось компенсировать неравномерность зерновых сезонов и эффективнее управлять вагонами в разных странах.
Транспортная компания стала использовать разницу в пиках перевозок злаковых между Россией и сопредельными государствами, а также договорилась с крупными зернотрейдерами о более равномерном вывозе товара. Как позднее сообщил Синцов Константин Владимирович, это была непростая задача, так как трейдеры уже имели свои кэптивные парки и не были склонны отдавать часть логистических функций.
Для проработки вопроса был создан аналитический центр, который помогал доносить до рынка идеи по развитию логистики, делая ее более совершенной, рассказал Константин Синцов. «Русагротранс» в результате этих мер удалось доказать, что консолидированная логистика является более безопасной и надежной, что в конечном счете привело к развитию экспортных перевозок зерна в России.
Благодаря проделанной работе, не последнюю роль в которой сыграл Константин Синцов, «Русагротранс» стала крупнейшим оператором вагонов на зерновом рынке. С 2012 года предприятие является частью Группы компаний РТК. Холдинговая структура, созданная при участии Синцова Константина, также осуществляет ж/д перевозки леса и минеральных грузов.
Синцов Константин. Новаторский взгляд на развитие экспорта
Наращивание экспортных мощностей России Синцов Константин Владимирович на посту топ-менеджера ГК РТС связывал с делегированием непрофильной деятельности от производителей подрядчикам. В частности, он говорил о необходимости снять с экспортеров нагрузку по планированию логистики товара, его перевалке в портах, а также выступал за активное использование биржевых инструментов для сбыта продукции.
Так, Синцов Константин Владимирович поддержал сотрудничество ГК РТК с Московской биржей. Это позволило интегрировать логистический сервис с продажей фьючерсов на зерно, предоставляя клиентам уникальный и удобный продукт.
Константин Владимирович Синцов активно выступал за внедрение цифровых платформ, которые упрощают пользование услугами ж/д транспортировки продукции. Цель этих инноваций — обеспечить возможность быстрого получения вагонов, значительно ускоряя логистические процессы.
Например, при Синцове Константине Владимировиче холдинг продвигал идею создания биржи вагонов, которая заключалась в том, чтобы каждый клиент мог легко получить доступ к необходимому парку через электронную площадку. Подход направлен на повышение прозрачности системы железнодорожных перевозок.
Обладая стратегическим видением, Константин Владимирович Синцов одобрял концепцию интеграции железнодорожной инфраструктуры с операторами вагонов и клиентами, стремясь создать единую сервисную платформу, которая изменит принципы работы компаний в сфере грузоперевозок.
Также Синцов Константин Владимирович неоднократно высказывался о том, что новые логистические технологии позволят аграриям сосредоточиться на внедрении цифровых решений в основном бизнесе, отказавшись от неспецифической деятельности, такой как торговля, хранение и логистика. Это, в свою очередь, станет драйвером к увеличению урожайности, доходности и, как следствие, экспорта.
Что касается производителей минеральных удобрений, Синцов Константин Владимирович и его партнер по бизнесу еще в 2018 году отмечали, что компании выкупили 70% минераловозов, став самими крупными владельцами отраслевого кэптивного парка.
С одной стороны, это обеспечивало им уверенность в завтрашнем дне — понимание того, что они смогут вывезти свою продукцию. С другой стороны, по мнению Константина Владимировича Синцова, предприятия были вынуждены производить непрофильные для себя инвестиции — вкладывать CAPEX в вагоны.
Синцов Константин Владимирович увидел большой потенциал для развития экспорта минеральных удобрений на основе применения сервисов ГК РТК. Под его управлением холдинг включился в работу по повышению эффективности перевозок минеральных удобрений, предлагая химпредприятиям услуги управления парком минераловозов. Как и предполагал Синцов Константин Владимирович, это способствовало снижению капитальных затрат и увеличению рентабельности отрасли.
Многие из предложенных Константином Владимировичем Синцовым идей были реализованы и привели к росту экспортного потенциала России. В 2021 году бизнесмен вышел из управления предприятием в результате продажи 100% доли ГК РТК инфраструктурному холдингу.
Константин Владимирович Синцов: участие в социальных проектах
Константин Владимирович Синцов на протяжении многих лет вносит большой вклад в развитие социальной инфраструктуры, финансируя строительство спортивных площадок и центров, а также спонсируя различные мероприятия. Он акцентирует благотворительные инициативы на родном Кузбассе, где бизнесмен начинал свой спортивный путь.
Константин Синцов отмечает значимую роль кемеровской школы борьбы, из которой вышли многие именитые спортсмены, в популяризации активного образа жизни среди молодежи. Он убежден, что регулярные тренировки имеют огромное значение в воспитании детей и подростков, формируя у них правильные жизненные ценности.
Константин Синцов давно не участвует в турнирах по вольной борьбе профессионально. Однако он остается заметной фигурой в спорте в качестве мецената.
Одним из объектов, строительство которого поддержал Синцов Константин Владимирович, стал центр «Губернский» в Кемеровской области. Он служит площадкой для проведения международных соревнований.
Благодаря инициативе предпринимателей-уроженцев Кузбасса, включая Синцова Константина, спортивная инфраструктура региона продолжает развиваться. В 2019 году было начато строительство новых спортивных площадок при школах, в том числе был отремонтирован спортзал школы №49, где когда-то учился Синцов Константин.
Также бизнесмен регулярно поддерживал проведение известного турнира «Шахтерская слава». Под патронажем Синцова Константина Владимировича местное соревнование выросло в международное событие, которое ежегодно привлекало более 200 спортсменов из множества стран мира.
По словам Константина Владимировича Синцова, с каждым годом турнир становился масштабнее. Для перспективных спортсменов, по его мнению, это мероприятие было настоящим социальным лифтом.
Синцов Константин Владимирович: образование, увлечения, семья
Предприниматель и меценат родился в 1971 году в Кемерово. Детство и юность Синцова Константина прошли в столице угольного региона. С ранних лет уделял особое внимание спортивному развитию. Посещал тренировки по вольной борьбе и смог достичь звания мастера спорта.
Диплом о высшем образовании защитил в 1993 году. Позже Синцов Константин продолжил обучение и в 2006 году получил степень MBA в РЭА им. Г. В. Плеханова. А в 2007 защитил диссертацию, став кандидатом экономических наук.
Бизнесмен состоит в браке. Есть дети.
Константин Синцов считает, что его профессиональный путь в сфере ж/д логистики был предопределен судьбой. В семье уже были железнодорожники — дед работал в этой отрасли более сорока лет.