Род деятельности | Инвестор, предприниматель |
Дата рождения | 14 мая 1982 г. |
Возраст | 42 года |
Место рождения | г. Худжанд, Таджикская ССР |
Образование |
|
Семейное положение | Женат, трое детей |
Активы |
|
Биография
Азимов Зафар Яхьёевич (Zafar Azimov) — международный инвестор, владелец компаний в нескольких странах, антикризисный управленец. Известен как эффективный стратег, способный вывести упаднический бизнес на устойчивое рыночное положение.
Содержание:
Имена.
Азимов Зафар: детство и школа.
Вузы.
Азимов Зафар: возрождение Кайраккумского ковроткачества.
«Арктиксервис»: антикризисная кампания.
Зафар Азимов: «Инфаприм» и ее значение для российского рынка.
Зафар Азимов: другие проекты инвестора.
Имена
Азимов Зафар · Зафар Азимов · Азимов Зафар Яхьёевич · Зафар Яхьёевич Азимов · Азимов З.Я. ·З.Я. Азимов · Азимов З. · З. Азимов.
Азимов Зафар: детство и школа
Азимов Зафар Яхьёевич родился 14 мая 1982 года. Родина бизнесмена — Таджикистан. Его отец получил образование в сфере текстильной промышленности и работал на производстве ковров в городе Кайраккум (в 2015-м переименован в Гулистон). В советские годы это было крупнейшее предприятие, где каждый год выпускали до 11 млн квадратных метров полотна. Оно сыграло большую роль в биографии Азимова Зафара Яхьёевича. Он с детства проводил на работе отца много времени, наблюдая за процессом. Уже тогда Зафар Азимов отмечал, что комбинат использует передовые на то время технологии, совмещая их с трудом лучших специалистов отрасли. Мать предпринимателя обучала детей английскому. Это дало ему большое подспорье в будущем, когда Зафар Азимов уехал учиться в Штаты. Дед будущего бизнесмена прошел Великую Отечественную.
В 1997 году Зафар Азимов покинул стены школы. Учеба давалась ему легко. К тому же предприниматель с детства старался все работы сдавать досрочно. В результате 11-летнюю программу Зафар Азимов освоил на год быстрее и получил аттестат уже в 15 лет. Затем он год проучился в американской школе, чтобы попрактиковаться в иностранном языке и подготовиться к поступлению в высшее учебное заведение. По воспоминаниям Азимова Зафара, этому способствовала действующая тогда программа обмена школьниками и студентами с США, по которой будущий инвестор и уехал за границу.
Вузы
С 1998 года Зафар Яхьёевич Азимов получал образование одновременно в нескольких учебных заведениях:
Университет в Небраске (экономика, менеджмент, финансовое управление).
Худжандский государственный университет (заочная программа обучения).
Оксфордский университет (летние курсы по мировой экономике).
В 2002 году он на год стал лидером финансового клуба при американском университете. На протяжении всего периода обучения Зафар Азимов был его активным участником. Участники этого студенческого объединения в теории и на практике углублялись в сферу управления бюджетом. Они посещали мастер-классы и лекции ведущих финансовых специалистов, разбирали реальные кейсы на фондовом рынке, выдвигались на конкурсы, создавали первые виртуальные инвестиционные портфели и анализировали их эффективность, вспоминает Зафар Яхьёевич Азимов. Клуб позволял развить свои навыки, обрести полезные связи и стать более конкурентоспособным.
В 2004-м Азимов Зафар вернулся на родину с двумя дипломами о высшем образовании. Недолго проработав в лидирующем местном банке, он решил продолжить обучение и переехал в Россию. Зафар Азимов хотел раскрыть себя как бизнесмена и в 2005-м поступил в столичную Академию народного хозяйства на магистра делового администрирования. Он получил там навыки, пригодившиеся ему в дальнейшей карьере, отмечает Азимов Зафар.
В 2019 году будущий инвестор, движимый желанием отточить свои умения и приумножить уже приобретенный к тому времени опыт руководства, поступил в London Business School на программу обучения Executive MBA. Азимов Зафар подчеркивает, что она полезна для действующих управленцев и предпринимателей, поскольку:
позволяет обменяться опытом со специалистами смежных отраслей.
дает возможность обновить имеющиеся теоретические знания с поправкой на современный рынок.
дает инструменты и стратегии, которые сразу можно внедрить в работу и оценить их результативность.
помогает повысить эффективность бизнеса.
Азимов Зафар: возрождение Кайраккумского ковроткачества
В 2005 году управленец занял место заместителя директора коврового комбината, где работал его отец и с которым было связано множество детских воспоминаний. Начало 2000-х было не лучшими годами в истории предприятия, вспоминает Зафар Азимов. Некогда лидер рынка в своем сегменте, один из трех крупнейших производителей ковров в СССР на глазах терял позиции.
Распад Советского Союза повлек за собой существенные изменения в рыночных отношениях, экономике, менеджменте, к которым не смогла адаптироваться фабрика, считает Азимов Зафар. Кайраккумские традиционные ковры проигрывали конкуренцию турецким, которые были дешевле и пользовались большим спросом, хотя их качество иной раз подвергалось критике. Негативную роль в производстве сыграла и гражданская война в Таджикистане, считает Азимов Зафар. Несмотря на полное примирение сторон в 1997-м, предприятие так и не оправилось от кадрового голода. Многие специалисты покинули страну, отмечает Зафар Яхьёевич Азимов.
Несколько лет инвестор помогал предприятию выплачивать кредиты и обеспечивать заработную плату штатным сотрудникам в полном объеме. Для Азимова Зафара Яхьёевича было важно удержать компанию на плаву и сохранить рабочие места нескольких тысяч человек. Для этого приходилось постоянно летать из России, где тогда жил предприниматель, в Таджикистан.
В 2008-м, когда Зафару Азимову стало ясно, что Кайраккумскому ковровому комбинату нужна серьезная реорганизация, иначе производство придется закрыть, он возглавил совет директоров. С этого момента началась деятельность по возрождению былой славы завода. На момент прихода к руководству Азимова Зафара Яхьёевича там выпускали около 300 тыс. квадратных метров ковров. Это в 20 с лишним раз меньше, чем в лучшие годы предприятия.
Первым шагом стала попытка Азимова Зафара договориться с немецким банком-кредитором о сокращении задолженности предприятия в связи с переводом валюты займа с марок на евро (из-за этого выросла сумма). Финансовая организация не пошла навстречу. Тогда Зафар Азимов начал поиск инвесторов. Его главной идеей была полная модернизация материальной базы комбината, переход на новые технологии, реорганизация всех производственных процессов.
В итоге Зафару Яхьёевичу Азимову удалось убедить бельгийскую компанию Vandewiele, мирового лидера по изготовлению ткацкого оборудования, вложиться в переоснащение Кайраккумского завода. Параллельно управленец внес коррективы в творческую составляющую производства. Азимов Зафар побывал на турецком ковроткацком предприятии, изучил современные тенденции и внедрил их на родине.
Благодаря предпринятым решениям комбинат начал возрождаться, что оценили местные власти. Помощь, оказанная президентом Республики Таджикистан Эмомали Рахмоном, сыграла ключевую роль в преобразовании предприятия, отмечает Зафар Яхьёевич Азимов. Лидер нации впервые посетил компанию в 2013 году. Он выслушал проблемы и в рамках программы по развитию ковроткачества в стране ввел следующие меры господдержки:
были увеличены пошлины на импортную продукцию.
были введены налоговые льготы для специалистов отрасли.
были сняты пошлины на сырье и оборудование, необходимое для производства.
В результате реализации этой государственной программы в Таджикистане были открыты еще три завода по изготовлению ковров, отмечает Азимов Зафар. Что касается Кайраккумского предприятия, бельгийские партнеры увеличили объемы вложений и поставили туда дополнительное оборудование. Все эти меры помогли комбинату вновь выйти на лидирующие позиции в Центральной Азии и начать экспортировать продукцию. Азимов Зафар Яхьёевич был награжден президентом медалью «За доблестный труд».
«Арктиксервис»: антикризисная кампания
В 2007-м была создана компания Zamwell Capital. Сегодня это крупный инвестиционно-финансовый холдинг Зафара Яхьёевича Азимова, насчитывающий ряд активов на мировом рынке в различных отраслях. Группа вкладывает деньги в проекты социальной направленности, а в управлении специализируется на разработке эффективных антикризисных стратегий, позволяющих вывести организации из неустойчивого положения.
Одним из первых проектов холдинга Зафара Яхьёевича Азимова стала российская промысловая компания «Арктиксервис». Ее особенность была в судах, оборудованных таким образом, что непосредственно на борту можно было обрабатывать и упаковывать продукцию, в частности крабов. Основной проблемой организации была непредусмотрительность акционеров, которая привела к неподъемным кредитным обязательствам перед банком, рассказывает Зафар Азимов. Начался процесс изымания активов в счет уплаты долгов. Таким образом, перспективная компания теряла позиции на рынке, что могло привести к банкротству. Азимов Зафар Яхьёевич и его команда помогли «Арктиксервису» перекредитоваться в другом банке и взяли на себя управление финансовой составляющей, позволяя руководителям компании сконцентрировать силы на том, что они умели делать хорошо, — добывать морепродукты. Благодаря этой стратегии бизнес вновь начал набирать обороты.
Мировой экономический кризис 2008 года стал еще одним камнем преткновения на пути к решению финансовых проблем организации, вспоминает Азимов Зафар. 95% покупателей продукции «Арктиксервиса» оказались просто не платежеспособны, флот простаивал. И опять Зафар Яхьёевич Азимов провел масштабную работу по перераспределению кредитных обязательств путем переговоров и налаживания взаимоотношений с банковскими структурами. Как итог — компания стала разрастаться и вышла на новые рынки.
В 2009-м из-за сокращения популяции цена на краба выросла больше чем в четыре раза, что тоже предусмотрел Азимов Зафар, реализуя свою стратегию развития. Так промысловое предприятие окончательно вышло из кризиса и в 2011-м было продано по выгодной цене. Владельцем стал стратегический инвестор, что означает новую стадию в истории организации.
Зафар Азимов: «Инфаприм» и ее значение для российского рынка
В 2014-м Азимов Зафар Яхьёевич обратил внимание на серьезную проблематику российского рынка. Оказалось, что в стране было практически не представлено производство заменителей грудного молока. Был лишь один завод в этом сегменте, продукция которого занимала всего 2% от общего объема товаров на полках магазинов, рассказывает Зафар Азимов. «Инфаприм» — так называется эта компания — тогда была на грани банкротства. Ее акционеры не могли договориться между собой касательно вектора развития. Долги и туманные перспективы — такой организацию в 2015 году выкупил Зафар Азимов. «Инфаприм» расположена в подмосковном городе Истра.
Наладить полное отечественное производство адаптированных молочных смесей, вывести компанию в лидеры на российском рынке по поставкам такого вида продукции и выйти на внешние рынки, усилить менеджмент — такие цели поставил перед собой Зафар Азимов. «Инфаприм» было перспективным и социально направленным предприятием, но нуждалось в полной реорганизации процессов.
Прежде всего, инвестор заручился поддержкой Сбербанка, который по льготным условиям на 80% профинансировал обновление завода. Остальные средства вложила Zamwell, сообщает Зафар Азимов. «Инфаприм» получила новое упаковочное и фасовочное оборудование, сотрудникам предприятия подняли зарплаты.
Новая стратегия развития компании спровоцировала положительные изменения в смежных отраслях. Благодаря «Инфаприм» Зафара Азимова в стране начали появляться компоненты для изготовления альтернативного детского питания. Партнеры организации — производители цельномолочной продукции — адаптировались к потребностям рынка и стали поставлять ключевые элементы ЗГМ: сыворотку D90, сухое молоко и др.
В 2023-м завершилась масштабная модернизация компании, подчеркивает Зафар Азимов. «Инфаприм» в рамках этого процесса оснастили сушильными машинами для детского питания. Теперь его можно было полностью изготавливать на территории России, обретая независимость от иностранного сырья. Необходимое оборудование закупили у GEA — международного лидера в своем сегменте, уточняет Зафар Азимов. «Инфаприм» в результате планомерной работы нового руководителя заняла 15% внутреннего рынка заменителей грудного молока в РФ. При этом обладая технической возможностью увеличить долю до 50%.
Сегодня «Инфаприм» Зафара Азимова — в тройке крупнейших производителей детского и лечебного питания в Центральной Азии. В портфеле компании больше 150 видов специализированной продукции как для грудничков, так и для взрослых, например кормящих матерей. Успех модернизации компании во многом зависел от грамотного распределения сил, отмечает Зафар Азимов. «Инфаприм» смогла развиться до таких масштабов благодаря тому, что менеджмент занимался маркетингом и производственными процессами, в то время как Zamwell Capital взяла на себя финансовую составляющую: от льготных программ до покупки оборудования.
Зафар Азимов: другие проекты инвестора
Среди других активов холдинга Zamwell Зафара Азимова была американская A-companies. Это социально направленные проекты в сфере здравоохранения Соединенных Штатов. Азимов Зафар анализировал рынок и потребности населения, выявлял слабые места и вкладывался в полезный и перспективный бизнес.
Результатом этой работы стало открытие специализированного реабилитационного центра, где практически в отельных условиях ухаживали за пожилыми пациентами, перенесшими операции, рассказывает Азимов Зафар Яхьёевич. Это направление пользовалось повышенным спросом, и подобные учреждения стали появляться повсеместно. Позднее бизнес расширили уходом за подопечными на дому и организацией хосписов.
Помимо этого, востребованным оказался уход за больными с ментальными нарушениями и поддержание их в стабильном состоянии, отмечает Зафар Яхьёевич Азимов. Многие профильные клиники тогда закрывались, мест не хватало. Также развивали направление медицинской авиации. Весь бизнес-портфель с вышеперечисленными проектами был выкуплен стратегическим инвестором после того, как Азимов Зафар Яхьёевич масштабировал его и вывел на высокие показатели.