Николай и Владимир Фартушняки — предприниматели, которые создали одну из самых известных сетей товаров для спорта и активного отдыха «Спортмастер». За более чем 30-летний опыт работы ретейлер заслужил признание у клиентов и предпринимательского сообщества.
Что можно перенять в бизнес-модели компании «Спортмастер» и какие качества позволили ее основателям, Николаю Алексеевичу и Владимиру Алексеевичу Фартушнякам, добиться успеха? Об этом читайте в статье.
Карьерный путь Николая и Владимира Фартушняков
Николай и Владимир Фартушняки были из первого поколения бизнесменов, которые начали свою работу в начале 90-х. Они подошли к делу в самом лучшем смысле слова расчетливо и осторожно, а помог им в этом технический склад ума. Братья учились в МФТИ по направлению «Авиамеханика и летательная техника» и были гордостью факультета. Однако после университета они решили, что самолеты — совсем не то, чем хочется заниматься. Поэтому вскоре после получения дипломов братья открыли свой бизнес и выбрали необычную для того времени нишу — спортивные тренажеры.
Согласно корпоративной легенде, биография Николая и Владимира Фартушняков резко изменилась из-за случайности: братья пришли в спортзал и обратили внимание, что тренажеров очень мало. Оказалось, что эта бизнес-ниша была практически не заполнена. Тогда предприниматели решили взять ситуацию в свои руки и заняться закупкой и продажей тренажеров.
Для запуска бизнеса Николай и Владимир Фартушняки пригласили стать партнерами приятелей Дмитрия Дойхена и Александра Михальского. Они заключили соглашение с самым известным немецким производителем тренажеров Kettler и стали дистрибьюторами компании в России. Первый магазин открылся в 1992 году и назывался «Кеттлер-спорт». Тренажеры пользовались популярностью, но со временем Николай и Владимир Фартушняки и их партнеры поняли, что этот успех временный.
«Мы были рады, что дело пошло. Честно говоря, мы выбрали тренажеры по принципу того, что во всем мире они пользуются популярностью, значит, и мы сможем успешно их продавать. Это было действительно так. Но мы также понимали, что так будет не всегда. Пока рынок не насытится, мы сможем находить потребителей без труда. Однако далее необходимо что-то менять. И мы решили расширять ассортимент товаров, чтобы удовлетворить больше потребностей клиентов», — вспоминают эпизоды профессиональной биографии Николай и Владимир Фартушняки.
Можно сказать, что с этого момента в бизнесе открылась новая страница — начала зарождаться сеть магазинов «Спортмастер».
Место магазинов «Спортмастер» в биографии Николая и Владимира Фартушняка
Слово «Спортмастер» выбрал рекламный отдел компании в 1996 году. А в 1997 году появился первый магазин под новым названием. После ребрендинга у Николая Алексеевича и Владимира Алексеевича Фартушняков были масштабные планы на развитие. Талантливые бизнесмены пробовали различные гипотезы, учились на практике, но не всегда у них хватало знаний. В 1998 году руководство компании обратилось в консалтинг-центр, чтобы систематизировать структуру компании, прописать функции сотрудников, разграничить работу подразделений. И эта работа дала результат — сеть магазинов «Спортмастер» стала активно расти.
Что же внедрили Николай и Владимир Фартушняки, чтобы добиться успеха:
-
Принцип «все в одном». В «Спортмастере» можно купить тысячи разных товаров: от удочки до зимней шапки.
-
Мультибрендовость. Здесь нет конкуренции брендов одежды или инвентаря. Покупатель может просто прийти и выбрать, что ему нравится, опираясь на цену, качество, внешний вид и назначение.
-
Программы лояльности. Значительную роль играют карты магазина, которые дают возможность сэкономить на покупке, получить индивидуальные предложения и оплатить часть суммы бонусами.
-
Взаимодействие с партнерами. «Спортмастер» активно сотрудничает с партнерами, вместе они создают еще более актуальные персональные предложения. Так, в нулевых компания построила вместе с магазинами «М.Видео», «Автокей», «Старик Хоттабыч» и другими торговый центр, а также создавала совместные акции. На сегодняшний день в приложение «Спортмастера» встроены предложения партнеров — Level Kitchen и ДНКОМ.
-
Реклама. Николай и Владимир Фартушняки уверены: в бизнесе рекламы много не бывает. Компания использует все виды рекламы, от наружной до таргетированной, чтобы достучаться до каждого потенциального клиента.
Бизнес-модель «Спортмастера» привела компанию к результату: ретейлер уже долгие годы остается практически единственным крупным игроком своей ниши и не сдает позиций.
«Спортмастер» — лидер на рынке товаров для спорта и отдыха
Успех компании «Спортмастер» — это не математически выверенный план действий, а путь постоянного развития, приспособления к новым обстоятельствам, тестирования новых гипотез. Николай и Владимир Фартушняки были фактически первыми в нише спортивных товаров. И это был путь почти вслепую, наполненный энтузиазмом, смелостью, напором и талантом.
Постоянное стремление к улучшениям, поиск наиболее полезного предложения для клиентов помогает розничным магазинам выдерживать конкуренцию и с маркетплейсами. Сегодня на фоне их роста в «Спортмастере» сохраняются и даже увеличиваются продажи через собственное мобильное приложение. Этот результат достигнут благодаря обращению к клиенту, которому нужны не только товары, но и помощь на пути к здоровому образу жизни. Так, разработчики добавили в приложение «Спортмастер» тренировки, видео и статьи от экспертов о спорте, а также разработали дополнительные приложения от ретейлера (например, счетчик шагов). Компания заботится о том, чтобы решать разные проблемы клиентов, применяет экосистемный подход.
В биографии Николая и Владимира Фартушняков было множество интересных эпизодов. Они всегда ставили амбициозные цели и достигали их вопреки сложностям. Из личного опыта бизнесмены дают советы предпринимателям.
«Бизнес — это не просто способ заработка, это образ жизни. Очень нескоро можно успокоиться и жить на дивиденды. Поэтому на начальном этапе можно посоветовать пробовать, ошибаться и пробовать вновь. Конечно, не стоит забывать получать знания, сейчас в нашей стране накоплен большой опыт в сфере бизнеса. Однако стоит помнить, что предпринимательство — это обучение на практике, а не статья из “Википедии” или учебника», — поделились Николай и Владимир Фартушняки.