Последние годы Озон взял устойчивый курс на рост и на этом пути демонстрирует отличные показатели. По данным отчета за III квартал 2024 года, оборот маркетплейса вырос на 59% по сравнению с прошлогодними показателями, а покупательская аудитория увеличилась на 11 млн человек. Сегодня на Озоне зарегистрировано 53,5 млн клиентов и около 600 тысяч селлеров. Особое внимание площадка уделяет категории Fashion — в 2024 году обороты в этом секторе выросли на 86%. Казалось бы, при таких объемах торговли у новичков мало шансов добиться успеха. Однако в отзывах селлеры Озона утверждают, что это не так — шанс есть у каждого, кто готов упорно работать.
Простой старт и минимальные организационные расходы
Насколько легко стартовать на Озоне? Отзывы селлеров свидетельствуют о том, что маркетплейс максимально облегчил процесс адаптации для новичков. Начинающие продавцы часто упоминают в отзывах базу знаний на платформе Ozon Seller, где доступно разъясняется, как создать личный кабинет, подобрать товары, создать магазин и начать продажи. Регистрация на платформе бесплатная и занимает не более 15 минут — требуется только заполнить анкету продавца и привязать телефон к личному кабинету. Организационные расходы тоже незначительны, для работы нужен принтер этикеток, термолента и упаковочные материалы.
Задача №1 — правильно подобрать товары. Маркетплейс рекомендует селлерам начать с аналитики и внимательно изучить поисковые запросы и самые популярные товары. В личном кабинете продавец может получить информацию о том, сколько клиентов искало тот или иной товар, а также увидеть топ товаров, пользующихся спросом на площадке. Если взглянуть на отзывы о торговле на Озоне, то становится ясно — правильный выбор ниши считают главным залогом успеха практически каждый продавец.
Не менее важно научиться работать с карточками товаров. Маркетплейс — это не магазин, где покупатель может посоветоваться с консультантом или подержать в руках приглянувшуюся вещь. Всю информацию о товаре он получает из карточки, поэтому особое внимание нужно уделить ее оформлению:
-
продумать название, которое будет сразу привлекать внимание;
-
составить описание с перечислением преимуществ товара;
-
поработать над rich-контентом — мини-витриной с фото, видео и текстом;
-
заполнить характеристики и расставить ключи, по которым покупатель сможет быстрее найти нужный товар.
В функционал личного кабинета ходит контент-рейтинг. Этот инструмент оценивает полноту и правильность заполнения всех полей в баллах. Озон постоянно отслеживает, насколько эффективно продают карточки, и публикует рекомендации для продавцов. В ноябре 2024 года появился целый курс по подготовке продающих карточек на платформе Ozon Seller, в отзывах часто упоминают, что курс крайне полезен. Особое внимание уделяется одежде — одной из самых сложных категорий товаров для дистанционных продаж.
FBO или FBS — что выбрать?
После загрузки товаров селлеру необходимо выбрать способ доставки товаров до покупателя. Только после этого карточки будут доступны для просмотра. Маркетплейс предлагает три схемы работы:
-
FBO — всю работу по логистике берет на себя Ozon, продавцу нужно только привезти партию на склад или заказать кросс-докинг;
-
FBS — селлер сам обрабатывает заказы, упаковывает товар и доставляет его на пункт приема Ozon, далее логистика переходит в зону ответственности маркетплейса;
-
realFBS — похож на предыдущий способ, только доставка выполняется транспортными компаниями или Почтой России.
По отзывам селлеров Озона, проще всего работать по FBO. Этот способ подходит для большинства легких товаров, пользующихся стабильным спросом. В этом случае маркетплейс берет на себя все логистические операции — рассчитывает сроки доставки, меняет статусы заказа, привозит товар в постамат или пункт выдачи, обновляет остатки. FBS подходит для тестирования пробных партий, а также для торговли продукцией собственного производства. Доставку realFBS выбирают поставщики крупногабаритного товара — мебели, сборных конструкций, строительных материалов.
Особые условия маркетплейс предлагает тем, кто торгует одеждой, обувью, бельем и аксессуарами. Ozon бесплатно размещает на складах товары этой категории, а стоимость доставки заказа от склада до города составляет всего 1 рубль. Платной остается только «Последняя миля» — доставка до ПВЗ или квартиры покупателя. Эти меры поддержки собрали немало положительных отзывов селлеров Озона, работающих в категории Fashion.
Не остались без внимания селлеры, предпочитающие отгрузку по FBS. В ноябре 2024 года маркетплейс анонсировал снижение тарифов на логистику на товары объемом до 0,4 л и предоставляют скидку 2% продавцам, успевшим привезти товары в ПВЗ до рекомендованного времени. О нововведениях можно узнать из новостного журнала на портале Ozon Seller — часто в отзывах продавцы пишут, что новостей много, но Озон информирует обо всем оперативно.
Рекламные инструменты площадки
Началу успешных продаж помогают рекламные инструменты. Однако в своих отзывах селлеры Озона советуют подключать инструменты продвижения только если карточка полностью заполнена и оптимизирована. Описание дополняют отзывы покупателей, которые на начальном этапе можно «купить» — предложить оставить за бонусные баллы. Такая опция есть в каждой карточке товара.
Среди самых эффективных рекламных инструментов:
-
трафареты — направлены на увеличения охвата аудитории, с 17 сентября 2024 года оплата списывается только за клики;
-
продвижение в поиске — поднимает карточку в выдаче, продавец платит по факту оформления заказа на товар;
-
вывод в топ — помогает занять первые 12 позиций в выдаче, работает по принципу аукциона.
Селлеры активно пользуются возможностями распродажи — бесплатного вида рекламы. Этот инструмент дает возможность участвовать в акциях, которые привлекают внимание покупателей скидками и повышают объем продаж. Продавцам Fashion-товаров, работающим по FBO, маркетплейс предоставляет лучшие условия продвижения и автоматически улучшает позиции карточки в поиске.
Аналитика — всему голова
По отзывам, в торговле на Озоне существенно помогает расширенная аналитика. Инструмент доступен селлерам, оплатившим Premium-статус. Аналитика помогает подобрать свободную нишу, оценить продажи конкурентов, выявить тренды, создавать портреты покупателей и многое другое. В ноябре 2024 года маркетплейс добавил для Premium-селлеров новую метрику — количество заказов по конкретному поисковому запросу.
Селлеры Озона в отзывах отмечают, что аналитика дает возможность просчитывать риски на несколько шагов вперед. Давно прошли те времена, когда на маркетплейсах можно было продавать, полагаясь на внутреннее чутье. Сегодня нужно учитывать множество факторов, чтобы добиться успешных продаж. Поэтому абсолютное большинство селлеров считает вложения в платный сервис оправданными.
Истории успеха на Ozon
Отзывы о торговле на Озоне можно найти на любом профильном ресурсе. Что же пишут о площадке опытные селлеры?
Вот мнение автора, посвятившего семь лет собственному магазину женской одежды больших размеров. С ростом накладных расходов она закрыла точку и перешла в онлайн. Она отмечает, что пробовала параллельно запускать бизнес на Wildberries, но там успехи оказались весьма скромными. На Ozon дела пошли намного лучше, и девушка сосредоточилась именно на этой площадке. Главными достоинствами в отзыве являются удобное приложение Ozon Seller, прозрачные расчеты, развернутая аналитика. В числе недостатков селлер отмечает недостаточно подробную статистику по трафаретам и надеется, что Ozon рано или поздно решит эту проблему.
Посмотрим еще один положительный отзыв о работе с Озоном. Селлер уже три года продает верхнюю детскую одежду и главным для себя считает оформление карточек. Автор стремится представлять свой товар так, чтобы он вызывал положительные эмоции, закрывал боли покупателей. Работе с витриной она уделяет очень много времени и тратит до недели на подготовку одной карточки. Такой подход помогает ей добиваться высоких оборотов и обходить конкурентов.
Продавец спортивной обуви со стажем два года уверен, что когда нет продаж — надо искать причину. Важным инструментом селлер считает расширенную аналитику, но в тоже время думает, что площадка предлагает немало возможностей для изучения закономерностей торговли. Главное — не пускать дела на самотек, а искать корни проблемы. Настойчивость и трудоспособность помогают селлеру держаться на плаву и обгонять конкурентов.
Заключение
Так что же нужно для успеха на Озоне? Отзывы селлеров во многом единодушны — продажи на маркетплейсе мало чем отличаются от любого другого бизнеса. Приходится бороться с конкурентами, заниматься расчетами, уделять много внимания продвижению. Во многом успех обусловлен стремлением авторов упорно работать и добиваться результатов. Ozon для этого предоставляет все возможности.