Переход на электронный документооборот

Устойчивое развитие компании в современном мире требует минимизации рисков и издержек, связанных с рутинной, ежедневной деятельностью подразделений.

Устойчивое развитие компании в современном мире требует минимизации рисков и издержек, связанных с рутинной, ежедневной деятельностью подразделений.  Вместе с тем, даже такие привычные и, на первый взгляд, основополагающие вещи, как традиционный бумажный документооборот, таят в себе множество подводных камней, обойти которые позволяют современные технологии.

В ходе взаимодействия между компаниями-контрагентами создается и заверяется личными подписями должностных лиц значительное количество документов, большая часть которых относится к первичным бухгалтерским документам: счета, накладные, доверенности и т.п. При этом лишь небольшая часть бумаг подписывается в присутствии представителей обеих сторон – нормальной практикой является обмен заверенными экземплярами.

Здесь кроется первая ловушка традиционного порядка документооборота – невозможность контроля достоверности подписи. Зачастую вместо отсутствующего на месте генерального директора росчерк ставит секретарь, менеджер или вообще представитель третьей стороны. В судебной практике встречается большое количество дел, в ходе которых сделки признаются ничтожными именно из-за признания подписи недостоверной.

Вторая проблема традиционного документооборота – сложность контроля правомочности подписи, т.е. полномочий должностного лица, подписывающего документ. Далеко не всегда удается получить у контрагента документальные подтверждения полномочий того или иного сотрудника, что также повышает риски признания подписи недействительной, а сделки – ничтожной.

Классический пример реализации двух обозначенных выше рисков – отказ налоговой инспекции признать достоверной счет-фактуру, выписанную контрагентом с недостоверной подписью. В более сложных ситуациях наступление рисков по указанным случаям может принести компании непоправимый вред.

Третья проблема бумажного документооборота – огромные трудозатраты по обеспечению физического наличия оригиналов документов. Зачастую эта проблема не решается в принципе: в таких ситуациях у организаций возникают проблемы с отчетностью, которые влекут за собой уплату пеней и штрафов в налоговые органы. К тому же неполучение оригиналов документов приводит к высоким рискам неуплаты средств контрагентами.

Наконец, ведение архива бумажных документов требует значительных затрат на помещение и персонал, а найти в таком архиве нужную бумагу можно не всегда.
Большую часть этих проблем можно решить, перейдя на применение электронной цифровой подписи (ЭЦП) для подписания первичных бухгалтерских документов и документов налоговой отчетности в электронной форме.

Необходимые условия применения ЭЦП

Сразу необходимо оговориться, что применение ЭЦП требует не только соответствующей технической базы, но и контроля ряда условий, при которых ЭЦП признается равнозначной собственноручной подписи владельца ЭЦП на бумажном документе. Согласно п.1 ст.4 Федерального закона №1 от 10.01.2002 «Об электронной цифровой подписи» такие условия формулируются как:

  1. Сертификат ключа подписи, относящийся к этой электронной цифровой подписи, не утратил силу (действует) на момент проверки или на момент подписания электронного документа при наличии доказательств, определяющих момент подписания;
  2. Подтверждена подлинность электронной цифровой подписи в электронном документе;
  3. Электронная цифровая подпись используется в соответствии со сведениями, указанными в сертификате ключа подписи.

Контроль выполнения указанных условий контрагентом не всегда возможен, особенно в части подпунктов 1 и 3. Именно для обеспечения автоматизированной проверки всех требований законодательства в сочетании с созданием технической базы для применения ЭЦП и была создана Система Подтверждения Подписи Должностных ЛИЦ (СППДЛ) ЗАО «НУЦ ЭЦП».

Что обеспечивает СППДЛ?

СППДЛ позволяет контрагентам после подключения к системе через веб-интерфейс загружать документы в любом удобном формате, уведомлять контрагентов о появлении новых документов на подписание, подписывать документы личной ЭЦП и получать оригиналы подписанных документов вместе с файлами электронной цифровой подписи для данных документов. Преимущества СППДЛ состоят в автоматизации контроля следующих параметров:

  1. Действительность сертификата – работник с недействительным сертификатом ЭЦП не может подключиться к системе и заверить документ.
  2. Время подписания – на все подписанные документы проставляется т.н. «метка времени», которая в суде служит доказательством точного времени подписания документа. Без использования СППДЛ бремя доказательства времени подписания ложится на подписанта.
  3. Полномочия подписанта – при создании ЭЦП и выдачи сертификата для каждого работника определяется круг его полномочий, т.е. права на подписание тех или иных типов документов. Указанные полномочия указываются в сертификате и подтверждаются доверенностью от организации-работодателя. При этом СППДЛ автоматически определяет полномочия подписанта и кладовщик даже не увидит (и, тем более, не сможет подписать), например, договор или счет.

Таким образом, СППДЛ обеспечивает выполнение всех условий п.1 ст.4 №1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» и, т.о., гарантирует равнозначность ЭЦП и собственноручной подписи владельца ЭЦП.
Кроме того, СППДЛ можно использовать как электронный архив организации (при выборе услуги сохранения оригиналов документов), среду для согласования документов и т.п.

Как работает СППДЛ?

Ядром СППДЛ является Удостоверяющий центр ЗАО «НУЦ ЭЦП», который обеспечивает выдачу сертификатов ЭЦП клиентам Системы. После получения ЭЦП Вы подключаетесь к СППДЛ по сети Интернет. (http://www.eldokument.ru). Удобный веб-интерфейс позволяет загрузить новый документ для подписания, выбрав его тип (счет, накладная, договор и т.п.), а также  контрагента - уведомление о появлении нового документа отправится контрагентам по электронной почте. Система автоматически сверяет тип документа с полномочиями пользователя системы, указанными в сертификате, и позволяет просматривать и подписывать документы только уполномоченным на то лицам с действительными сертификатами.

После подписания документа контрагентам по электронной почте отправляется оригинал документа и файлы с ЭЦП, а также специальный файл ЭЦП - метку времени, которая позволяет точно определить момент подписания документа в случае разбирательства. Дополнительно к письму прикреплен PDF-файл, содержащий печатную версию документа с приложенными факсимиле подписей должностных лиц и печатями контрагентов.

Для удобства в этот же PDF-файл в виде вложенных документов система помещает оригинал файла и все электронные подписи.

Оригинал документа и его ЭЦП (или PDF-файл) Вы помещаете в электронный архив своей организации. Данные  о сертификатах подписантов Вы можете дополнительно просмотреть, открыв файлы ЭЦП (*.p7s) стандартными средствами MS Windowsтм.

>

Область применения СППДЛ

Отсутствие требований к формату файлов-оригиналов документов и дружественный интерфейс пользователя облегчают переход на электронный документооборот за счет отсутствия необходимости длительного обучения сотрудников и смены программного обеспечения.

Поток документов практически любого бизнес-процесса может быть переведен в электронную форму. Стоит отметить, что со вступлением в силу последних изменений в Налоговый Кодекс РФ (№229-ФЗ от 27.07.2010) ЭЦП можно использовать и для подписания счетов-фактур. Заметим, что отозвать ЭЦП невозможно, а согласно законодательству всю ответственность за применение ЭЦП несет ее владелец. Это значительно уменьшает вероятность предъявления претензий со стороны налоговых органов к оформлению счетов-фактур.

Безопасность ЭЦП.

При соблюдении правил использования ЭЦП и существующем уровне развития вычислительной техники подделать ЭЦП не представляется возможным. При возникновении сомнений в подлинности ЭЦП Удостоверяющий Центр ЗАО «НУЦ ЭЦП» проводит проверку ЭЦП документа и выдает авторизованное заключение о ее подлинности.

Как начать работу в СППДЛ?

В первую очередь, организации или индивидуальному предпринимателю необходимо присоединиться к СППДЛ – заключить с ЗАО «НУЦ ЭЦП» Договор о присоединении к СППДЛ и Договор об оказании услуг, предоставив весь необходимый пакет документов (подробнее на сайте http://www.eldokument.ru).

После оплаты подключения должностным лицам организации будет выдана ЭЦП, а также программное обеспечение (ПО) для установки на один или несколько компьютеров организации. В зависимости от области деятельности, клиенты могут либо установить рекомендуемый комплект ПО (в этом случае шифрование всех данных при соединении с СППДЛ осуществляется по протоколу SSL), либо пакет сетевой криптографии ViPNet Client, обеспечивающий защиту трафика по ГОСТ 28147-89. Установка ПО не займет более нескольких минут.

После этого с компьютера с установленным ПО можно подключаться к СППДЛ и осуществлять все необходимые операции. Интерфейс системы выполнен в интуитивно-понятной форме и на его освоение уйдет не больше получаса.

Что же в результате?

Переход на электронный документооборот в рамках СППДЛ резко повышает оперативность действий компании, ведет к значимому снижению многих рисков, связанных с рутинными операциями и, наконец, просто экономит деньги.

Комментарии

Комментарии под этим материалом были скрыты

В связи с нарушением норм общения и правил сайта, мы скрыли все оставленные комментарии. Если у вас есть вопросы или замечания, отправляйте их на почту support@klerk.ru

НДС

Осталась неделя, чтобы продавцам из ЕАЭС встать на налоговый учет в РФ

Если компания из ЕАЭС продает товары через интернет на территории РФ, ей нужно зарегистрироваться в налоговой и платить НДС в России.

НК РФ

❗❗❗ Госдума приняла масштабный закон с множеством изменений и новшеств в налоговой политике 2023-2025

Принятый сегодня ГД в окончательном третьем чтении закон по реализации основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы уточняет законодательство по отдельным налогам и сборам, а также содержит ряд новаций в НК по совершенствованию и упрощению налогового администрирования.

Финансовый результат большинства российских банков за первое полугодие 2024 оказался хуже, чем в 2023

На финансовый результат негативно влияет высокая ключевая ставка и увеличение доли проблемных активов и, следовательно, дополнительных резервов.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

96% продавцов маркетплейсов переживают о предстоящих законодательных изменениях в электронной коммерции

Партнеров маркетплейсов беспокоят растущие требования к маркировке и сертификации товаров. Однако большинство предпринимателей не собираются уходить из сферы e-commerce.

Wildberries сменил юридическое лицо

ООО «Вайлдберриз» сменил юридическое лицо маркетплейса на ООО «РВБ».

УК РФ

За участие в нежелательных иностранных организациях можно получить уголовную ответственность

До четырех лет лишения свободы можно получить за участие в работе иностранной компании, которую признали нежелательной в России.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Nestle не будет производить KitKat в России

Швейцарская компания опровергла слухи о том, что в Перми снова запустят производство шоколада под брендом KitKat.

Бесплатно с Увольнение

Почему нельзя уволить сотрудника из-за прекращения договора с контрагентом: последствия

Работодатель хочет подстраховаться и ограничить срок трудовых договоров сроком отношений с контрагентами, чтобы не вести бизнес в убыток. Разбираем, почему это незаконно и во что может вылиться. 

Почему нельзя уволить сотрудника из-за прекращения договора с контрагентом: последствия

Компании будут информировать военкоматы о сотрудниках, которые не встали на воинский учет

Работодатели будут отправлять документы о сотрудниках в военкомат через Госуслуги и Реестр воинского учета.

Я так больше не могу: как избежать выгорания на работе

Как избежать выгорания на работе и что делать, если все же вы ощущаете его уже долгое время, разберем в статье.

Я так больше не могу: как избежать выгорания на работе

Какие изменения будут приняты для ИП на УСН с 2025 года

Помимо уже принятых изменений в НК с 2025 года готовятся отдельные поправки для ИП, работающих на УСН и ПСН.

Какие изменения будут приняты для ИП на УСН с 2025 года
Пенсии

Уход за пенсионером: как получить компенсацию и пенсионные баллы

Некоторые граждане могут официально оформить уход за пожилым человеком и получить ежемесячную компенсацию и пенсионные баллы за это. Рассказываем, кто может оформить уход за пенсионером, что для этого нужно и какой стаж в этом случае положен.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Банки

В мобильных приложениях трех банков произошел сбой

Клиенты Росбанка, Россельхозбанка и Райффайзенбанка не могут пользоваться мобильными приложениями. Кредитные организации могли стать жертвами хакерских атак.

НДС

Как организовать раздельный учет НДС по основным средствам

Если основные средства используется одновременно для облагаемых и необлагаемых НДС видов деятельности, нужно вести раздельный учет входного НДС, чтобы правильно применять вычеты.

Как организовать раздельный учет НДС по основным средствам

Полиция будет высылать мигрантов за нарушение законов РФ

Раньше решение о высылке иностранцев-мигрантов принимал суд. Срок временного пребывания в РФ без визы сократят со 180 до 90 дней.

Маркетинг

Практический гайд по применению нейросети ChatGPT в работе маркетолога

В этом материале расскажем как превратить нейросеть в незаменимого помощника (да, это возможно), который возьмет часть вашей работы на себя.

Отказное письмо на товар

Для создания и реализации товара, который по закону должен быть сертифицирован или декларирован, необходимо получать специальный документ — сертификат (или декларацию) соответствия. На продукцию, не подлежащую сертификации, нужно оформить письмо, в котором будет сказано, что сертификат не требуется.

Отказное письмо на товар

Рамзан Кадыров просит защитить Wildberries от «рейдерского захвата»

Глава маркетплейса рассказала, что все планы по объединению компаний Russ и Wildberries были согласованы.

⚡️ Итоги дня: «ТВ Центр» оштрафуют за громкую рекламу, 39% компаний пользуются искусственным интеллектом, вместо хомяка предложили «тапать» Колобка

Подготовили обзор главных событий дня — 23 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интересные материалы

👌 Как подготовиться к налоговой проверке? Подробная инструкция по тому, как успешно пройти проверку любых проверяющих органов, в новом курсе «Клерка»

В 2024 году количество проверок и проверяющих органов выросло, к уже существующим контролирующим структурам добавились проверки Минтруда и миграционной службы. Предотвращать налоговые риски и минимизировать вероятность проверок научим на нашем новом онлайн-курсе «Проверки бизнеса-2024: налоговая безопасность и тактика защиты».

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру