Сквозь терны к Золотому сечению IT. История создания и предыдущий опыт работы Компании «БУХта»

Компания «Бухта» существует уже более 10 лет (с 1991 по 1996 год она называлась «Бизнес Микро», а с 1996 по 2001 год «Бизнес Софт»). Все это время основной деятельностью компании были написание, продажа и сопровождение бухгалтерской программы «Бизнес Софт Бухгалтерия».

Невозможно взять и написать с нуля полнофункциональную Финансово — Управленческую программу, работающую с большими объемами данных, за год или два, даже вложив большие деньги и собрав команду из нескольких десятков программистов и постановщиков задач. Нужен опыт правильных и неправильных решений. Опыт приходит только при реальном внедрении и сопровождении программы на действующих предприятиях.

Причем для создания полноценного функционала программы, надо внедрить как минимум 50–100 предприятий различного профиля и, столкнувшись с тысячами больших и мелких проблем, заложить все найденные решения и удачные методики в программу.

Компания «Бухта» существует уже более 10 лет (с 1991 по 1996 год она называлась «Бизнес Микро», а с 1996 по 2001 год «Бизнес Софт»). Все это время основной деятельностью компании были написание, продажа и сопровождение бухгалтерской программы «Бизнес Софт Бухгалтерия».

Программа была написана под DOS на Clarion 3.0 и СУБД Btrieve. Успешное внедрение и сопровождение на более чем 1000 предприятий (в том числе и достаточно крупных — 50–70 автоматизированных рабочих мест) позволили создать оптимальную структуру баз данных и достаточно полно определить функциональность программы, необходимую для ведения бухгалтерского учета в соответствии с российским законодательством. Программа успешно эксплуатировалась в компании, где было более 20 тыс. основных средств (оператор сотовой связи, расчет износа у которого занимал 2 часа). Среди пользователей программы был завод с численностью работающих более 5 тыс. человек, для которых расчет зарплаты длился около 8 часов. Приходилось работать с торговой компанией, у которой в прайс-листе более 120 тыс. позиций (торговля радиоэлектронными элементами), а также с компанией, торгующей продуктами и выполняющей более 80 тысяч заказов в месяц. Однако к концу 90-х годов прошлого века стали накапливаться проблемы, которые принципиально невозможно было решить в рамках старой программы (DOS технологии).

Наиболее насущными оказались следующие проблемы:

  • DOS-программы все хуже и хуже работали с каждой очередной версией Windows;
  • новые модели принтеров перестали поддерживать DOS-печать русскими буквами;
  • невозможно было интегрировать программу с OLAP, PIVOT, EXCEL и, соответственно, проводить удобный и качественный анализ деятельности предприятия;
  • в базе данных проводок было только два поля: для суммы проводки сумма операции (в руб. или валюте) и сумма этой же операции в рублевом эквиваленте (для российской бухгалтерской отчетности), но не хватало третьего поля — сумма операции в долларовом (ЕВРО или др.валюте) эквиваленте для корректного анализа хозяйственной деятельности и составления отчетности по международным стандартам (GAAP, IAS);
  • невозможно было иметь базу данных размером более 4 Гбайт (более 10 млн. проводок);
  • надежность СУБД Btrieve оставляла желать лучшего (восстановление индексов в базе данных из 5–10 млн. проводок занимала до 3 суток, резервное копирование 2–3 часа);
  • не было встроенной системы программирования, любое изменение функционала приходилось вносить в исходный код программы, что создавало следующие проблемы:
    — Изменения и доработки (а часто и ошибки) доставались всем пользователям (при получении новой версии), даже тем, кому они не нужны. Программа теряла простоту и прозрачность.
    — Серьезное внедрение (с большими доработками) могла выполнить только сама компания, а дилерам оставалось внедрять простые организации.
    — Многие необходимые доработки клиенты были вынуждены заказывать у разработчика, даже имея у себя в штате целый отдел программистов.
    —Многие новые клиенты принципиально покупали только программы, написанные под Windows.

Приступая в 1999 году к созданию новой версии программы, мы надеялись решить все эти проблемы, однако нужно было сохранить все ценное и полезное из старой программы. Перед нами было много печальных примеров, когда новые Windows-версии популярных DOS-программ бухгалтерского учета были отвергнуты пользователями. Основная претензия — необходимость работать мышью, вернее невозможность делать все операции с клавиатуры. Для оператора, который вводит в программу 100 накладных в день — это серьезная проблема.

Для создания новой версии были выбраны два ключевых продукта — система программирования Borland Delphi и СУБД Microsoft SQL Server. Использование Delphi позволило подключить к программе готовые отлаженные компоненты (модули) третьих фирм, самостоятельная разработка каждого из которых, могла бы занять несколько лет (без гарантии качественного результата):
— быстрый и удобный генератор отчетов (вместе с дизайнером отчетов)
— система программирования, включающая дизайнер пользовательских форм
— интерпретатор языка программирования Delphi (Pascal)
— интерпретатор языка программирования Visual Basic Script
— текстовые редакторы исходного кода для Delphi, VBScript, SQL
— библиотека для работы с сетевым протоколом TCP/IP 
— библиотека упаковки/распаковки данных
— библиотека шифрования/дешифрования данных
— компоненты для просмотра больших списков, в т.ч.  с уровнями иерархии
— библиотека экспорта данных в MS Excel
— электронная таблица в стиле MS EXCEL В качестве СУБД был выбран MS SQL Server. Очень простой в установке и настройке, безупречно работает с русской кодировкой, скорость работы и надежность на уровне лучших серверов (Oracle, DB2). Позволяет делать резервные копии «на ходу» без остановки базы данных. Можно называть таблицы и поля русскими буквами (что будет понятнее системному администратору —«BOOKSALE» или «Книга покупок», «GoodsKredSumma» или «Сумма товарного кредита»?).

Реальные внедрения новой программы подтвердили правильность выбора — есть клиенты с базой данных размером 50 Гб, работающие круглосуточно без остановок по нескольку месяцев. Используя готовые системные решения, мы смогли больше сосредоточиться на функциональных возможностях новой программы, удобству интерфейса и оптимизации скорости работы, особенно на больших объемах данных.

В апреле 2002 года была начата первая тестовая эксплуатация новой программы, и к марту 2003 более 50 предприятий (600 рабочих мест) работает в Комплексе БУХта.

Для получения дополнительной информации, включая пресс-релизы, сведения для партнеров и информацию о продуктах и решениях, посетите Web-сайт компании «БУХта» по адресу: www.buhta.ru

© 2003 БУХта. Авторские права защищены. Логотип БУХта, названия БУХта® являются зарегистрированными торговыми марками. Иные торговые марки или зарегистрированные торговые марки являются собственностью их владельцев.

Для получения более подробной информации обращайтесь к Игорю Сидоренко, коммерческому директору компании «БУХта»: тел. (812) 324–0212 e-mail: sidorenko@buhta.ru

URL: www.buhta.ru

Комментарии

Комментарии под этим материалом были скрыты

В связи с нарушением норм общения и правил сайта, мы скрыли все оставленные комментарии. Если у вас есть вопросы или замечания, отправляйте их на почту support@klerk.ru