Набирающие популярность социальные сети «Одноклассники», «В контакте» и «Мой круг» стали источником информации для служб экономической безопасности банков и коллекторских агентств. В поиске недобросовестных заемщиков последним помогают сведения, которые пользователи указанных ресурсов помещают в виртуальном пространстве в открытом доступе.
В прошедшем году наибольшую аудиторию пользователей интернета собрали именно социальные сети. Причем указанная тенденция является общемировой: самая популярная сеть мира MySpace выросла за год на 72 процента, это 114 миллионов посетителей старше 15 лет. В России аудитория «Одноклассников.ру» составляет свыше 7 миллионов человек, сети «В контакте» — свыше 5 миллионов.
По данным авторов исследования Never Ending Friending, которое было подготовлено совместно компаниями TNS, Teenage Research Unlimited и Marketing Evolution, социальные сети — основная причина, по которой сегодня растет количество времени, проводимого людьми в интернете.
Социальные сети развиваются сегодня в двух направлениях. С одной стороны, они становятся глобальными. Буквально сотни миллионов людей по всему миру посещают соответствующие сайты ежемесячно, и многие из них — ежедневно. Это дает основание предполагать, что социальные сети — не временная причуда на волне модного увлечения, а скорее неотъемлемая часть современного интернета. В нашей стране описанная тенденция пока только намечается. Зато стремительно увеличивается аудитория сайтов, собирающих бывших одноклассников, одногруппников и сослуживцев.
Имей 100 друзей...Идея собрать заново старых друзей, вспомнить былые времена, посмотреть на повзрослевших и помудревших однокашников не нова. Сеть Classmates.com, название которой на русский переводится как «Одноклассники», была создана еще в 1995 году в американском городе Рентон.
При этом впервые посетив подобный сайт просто из любопытства, впоследствии человек включается в «жизнь» своего сетевого сообщества. Одна из важных причин этого заключается в том, что, зарегистрировавшись, уже нельзя полностью удалить свой профайл. На почту же к незадачливому пользователю постоянно приходят сообщения о том, кто его нашел, написал сообщение, хочет добавить в друзья и пр. В итоге человек проверяет свою страничку несколько раз за день.
Желая найти своих старых друзей, человек оставляет о себе достаточно много информации на сайте: адрес электронной почты, а нередко еще и номера мобильных телефонов. Именно благодаря этим данным или же через круг общения пользователя его могут «вычислить» коллекторские агентства и службы экономической безопасности банков в случае, если он не просто пользователь, а еще и недобросовестный заемщик.
Финансовый интересМеханизм взыскания долгов, существующий сегодня, в корне отличается от механизма выбивания долгов начала 90-х годов. Заемщик, который просрочил выплату на срок свыше двух месяцев, автоматически попадает в список неблагонадежных клиентов банка. После возникновения задолженности пользователю кредита направляется письмо с уведомлением о немедленном ее погашении. И если заемщик игнорирует эту просьбу, банк направляет заявление в суд с целью возврата денежных средств по кредитному договору.
Несмотря на то что процедура судебного взыскания долгов достаточно проста, многие банки предпочитают решать возникшие проблемы в досудебном порядке. Как правило, с должниками активно работают службы безопасности банков. Помимо них в последнее время на отечественном финансовом рынке активно развиваются коллекторские агентства (от англ. «collection», что в переводе значит «сбор»). Данные организации специализируются на взыскании долгов и преимущественно просроченных кредитов.
В западных странах работа коллекторских агентств строго регламентирована законом. По причине недавнего своего появления в нашей стране такая деятельность пока не регулируется. При этом для эффективного взыскания задолженности агентство должно обладать наиболее полной информацией о должнике. Основные данные предоставляет именно банк, при этом сведения берутся из кредитного договора и анкеты, которая заполняется клиентом банка. Как правило, передается информация о личности должника, размере долга, номер и дата кредитного договора, срок просрочки, расчет неустойки и др. Однако указанная информация носит конфиденциальный характер и является банковской тайной. Таким образом, при передаче сведений о должнике коллекторскому агентству банк нарушает право граждан на банковскую тайну, гарантированную законом (ст. 26 закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1).
Иными словами, коллекторские агентства активно пользуются всеми доступными способами получения информации о должниках. Причем наиболее правдивые сведения могут содержаться только в независимых источниках. К таковым, в частности, и относятся социальные сети.
Осторожно, «клоны»!
Среди профайлов социальных сетей можно найти профайлы известных артистов, певцов, политиков и даже президента. Так, совладелец «Евросети» Евгений Чичваркин обнаружил на сайте «Одноклассники.ру» двух своих «клонов», которые использовали фотографии с его изображением, состояли в сообществах учебных заведений, в которых он обучался, и вели переписку от его имени. «Настоящий» Евгений Чичваркин намерен подать иск в суд на популярный ресурс. По предварительным оценкам юристов «Евросети», в том случае, если автора установить невозможно и сведения являются анонимными, надлежащим ответчиком должен выступать владелец интернет-сайта как лицо, создавшее для этого техническую возможность.
По закону, собирать информацию о пользователях социальных сетей не возбраняется. Однако согласно правилам пользования самих сайтов, делать это запрещено. Работая в интернете, мы берем информацию, которую человек сам о себе раскрыл в открытых источниках, говорит генеральный директор коллекторского агентства «Центр ЮСБ» Галина Сергеева:
— Кроме того, наши действия направлены на восстановление законности. Не стоит забывать, что должник, который не платит по кредиту, нарушает не только условия договора, но и действующее законодательство.
Нельзя сказать, что социальные сети — основной источник поиска должников для коллекторов, а также то, что всех должников проверяют через них. Работа коллекторов основана на принципе конвейера, где в отношении каждого должника проводится ряд типовых процедур, и, как правило, необходимую информацию о должнике предоставляет заказчик. Если актуальной информации о должнике нет, а сумма долга значительна, коллекторы пытаются ее найти, в том числе через интернет, в котором многие успели «наследить».
Перед тем как начать поиск, анализируется информация о должнике, которая есть у коллекторского агентства, рассказывает Галина Сергеева:
— Далее просматриваем социальные сети, опираясь на имеющиеся данные: ФИО, место жительства, место и дата рождения и др. Если находим в социальных сетях совпадение, пытаемся установить с данным человеком контакт. Если данных на человека там нет, мы ищем их в других местах интернета. Для этого есть определенные методики, которые известны программистам, представителям коммерческой разведки, ну и коллекторам. Хочу сказать, что делается это лишь в отношении тех должников, которые платежеспособны, но пытаются уклониться от погашения кредиторской задолженности.
Таким образом, пользователь интернета, имеющий задолженности, должен знать, что любые оставленные на страничках сведения могут быть использованы для его поиска.
Поэтому, оставлять какие-то конкретные сведения о себе в социальных сетях или нет, каждый решает самостоятельно. Например, бухгалтер Инга Албул зарегистрирована в нескольких сетях. Тем не менее она не оставляет своих координат в интернете, за исключением номера ICQ:
— Оставлять адрес и номер телефона в сети я вообще не считаю разумным. К тому факту, что банки «отлавливают» своих должников через интернет, я в целом отношусь положительно. Чем ниже будет процент невозвратности по кредитам, тем ниже будет процент в банке.
Начать дискуссию