Специализированные операторы связи заявляют, что очень скоро бухгалтеры получат огромное количество проблем. Мол, ФНС собирается всех перевести на прямую сдачу отчетности в налоговую. Возможно, всё не так страшно, и фирмы будут и дальше сдавать отчетность через операторов. Но часто попытки чиновников изменить или отрегулировать ту или иную область, заканчиваются весьма плачевно.
За последние несколько лет могло сложиться впечатление, что в вопросе передачи отчетности по телекоммуникационным каналам связи всё более-менее спокойно. Уговоры, реклама, наконец поправки в Налоговый кодекс. Но создавалось впечатление, что все усилия, предпринимаемые чиновниками, к ним самим прямого отношения не имеют. Да, конечно электронный документооборот это очень удобно, но прямой выгоды не было. Сейчас количество компаний, выбравших электронную отчетность колеблется, по разным оценкам, от 700 тысяч до миллиона, а это 30-40% действующих налогоплательщиков. Система интернет-отчетности получилась не слишком простой, но весьма эффективной, но замыкается она, по крайней мере, сейчас, на специализированном операторе связи.
Спецпровайдер предоставляет клиенту программу для формирования отчетности, средства защиты (электронную цифровую подпись) и обеспечивает передачу отчетности по тем самым телекоммуникационным каналам связи (ТКС), о которых говорится в Налоговом кодексе. "В инспекциях тоже принимать было нечем", - поясняет генеральный директор компании "Такском" Александр Меликджанян. В связи с этим, спецоператоры были вынуждены поставить в каждую инспекцию средство приема, то есть, программу, которая принимала и обрабатывала отчеты налогоплательщиков. Таким образом, оператор отвечал за все части процесса - от формирования декларации до обработки её в налоговой инспекции.
Лицензированных и аккредитованных в ФНС операторов, специализирующихся на этих услугах, появилось довольно много - около сотни. В каждой налоговой инспекции стоит по 3-4 приемных средства, работающих в регионе, и этот зоопарк налоговикам довольно быстро надоел. ФГУП Главный научно-вычислительный цент при ФНС РФ (ГНИВЦ) ещё в 2004 году получил задание и бюджетное финансирование под создание единой программы для приема отчетности от всех спецоператоров. Одновременно с этим возникла идея организовать сдачу отчетности напрямую, минуя оператора. И уже несколько лет руководство ФНС стало носиться с идеей, что спецоператоры это плохо, и они не нужны вообще. Результатом такой позиции стала программа ГНИВЦ "Прием Регион" (и ей модификация ГНИВЦ "Прием"), системы, как поясняют в ГНИВЦ, отличаются друг от друга «одной галочкой», которая отключает или включает часть функций.
Cложности перевода
Изначально "Прием Регион" ориентирован на то, что фирмы работают с инспекциями напрямую. Хотя в слове "напрямую" определенная доля условности. Предположим, компания решает перейти на сдачу отчетности по интернету, минуя оператора. Для этого ей придётся получить электронные средства защиты у удостоверяющего центра, прошедшего сертификацию в ГНИВЦ (список сертифицированных центров есть на сайте www.gnivc.ru). Затем понадобится клиентское приложение для формирования электронных отчетов в нужном формате. Как правило, средства защиты и клиентское приложение продает одна и та же фирма, но теоретически получить программу можно в любой другой фирме и даже разработать самостоятельно. После этого налогоплательщик должен заключить с инспекцией безвозмездной договор о намерениях.
"Суть этого документа мне до сих пор не совсем ясна, - поясняет юрист Центра помощи предпринимателям Анна Лейбович. - Мы до сих пор не до конца понимаем, о чем должен быть этот договор. ФНС объясняет, что договоре должно быть написано, что организация готова сдавать отчётность в налоговую службу по ТКС, а налоговая готова её принимать. С юридической точки зрения это полный бред. Вы же не заключаете договора с районной инспекциях, когда ходите и сдаете эти декларации на бумаге".
Хотя вопрос исключительно юридический, который довольно легко решить, и юристы, в чём, собственно, и состоит их работа, должны найти ответ. Сложнее обстоит дело с тем, как будет работать новая система на практике. Вопрос можно даже сузить - куда бежать в случае возникновения проблем? "Всё будет зависеть от того, с чем именно у налогоплательщика возникнет проблема, - объясняет Татьяна Бортащёнок Начальник Удостоверяющего центра ФГУП ГНИВЦ. - Если проблема будет в программе, то налогоплательщик будет обращаться к разработчику программы, если с ключами - в удостоверяющий центр, отчетность не дошла - в налоговую инспекцию". На вопрос же о том, что будет, если у налоговой инспекции рухнет сервер или выключится свет, и в пути зависнет какое-то количество отчетов Татьяна Бартащенок весьма резко заметила, что это в принципе невозможно - "это же налоговая инспекция".
Апофеозом истории стало то, что когда программа ГНИВЦ "Прием-Регион" (и её модификация ГНИВЦ "Прием") была впервые представлена публике, вообще не предусматривала приема отчетности от спецоператоров - только напрямую. Проблему, конечно, быстро решили, но осадок, что называется, остался. Сейчас "Прием-Регион" отчетность полученную от провайдеров видит, но спецоператоры не без оснований решили, что им был сделан весьма однозначный намёк.
"Конечно, мы придерживаемся мнения, что спецоператоры нужны, - объясняет Александр Меликджанян из "Такскома" - Вы просто представьте себе ситуацию, когда налогоплательщик остается один на один с налоговиками. Это даже нельзя сравнивать со сдачей отчетности на бумаге. Вот вы пришли с бумагой, налоговик вам ставит отметку на вашем экземпляре. А сейчас вы дистанционно отправили, у них в этот момент кто-то взял и отключил сервер и включил только на следующий день. И всё. Срок сдачи отчётности пропущен и на вас уже автоматом накрутили штрафы, пени, а потом идите разбираться. Мы тоже не безгрешны, у нас возникают проблемы, но мы обслуживающая компания и готовы договариваться с каждым клиентом и договариваемся. У нас только в колл-центр во время сдачи отчетности поступает до 70 тысяч звонков с различными вопросами".
Впрочем, от представителя этого бизнеса другого мнения ожидать и не приходится. По-хорошему у налогоплательщика должен быть выбор между двумя системами, и каждый должен заниматься популяризацией своего продукта. Хочешь сдавать через спецоператора - пожалуйста, хочешь напрямую - без проблем. Но «Прием-Регион» насаждали административно и, в лучших советских традициях, пытались выполнить пятилетку за три года. Как следствие, после ввода системы в промышленную эксплуатацию, а сейчас этот программный комплекс установлен в каждой налоговой инспекции, стали выясняться маленькие и не очень приятные подробности. Например, ГПР был устроен так, что принимал только один сертификат от одной компании. Если у компании 10 подразделений (есть и по нескольку тысяч), и каждое имеет свой собственный баланс и расчетный счет, оно может самостоятельно отчитываться ФНС. Следовательно у филиала будет собственный ключ для защиты электронной отчетности. Однако «Прием-Регион» эту отчетность не примет, система устроена по принципу «одна организация – один сертификат». По уверению ГНИВЦ ошибка уже устранена, но после сотен писем налогоплательщиков.
Отчетность, созданную на клиентских программах «Прием-Регион» принимает не всегда – формат написан так, что позволяет делать некоторые допущения, и когда программы сторонних разработчиков сталкиваются с ГПР, возникают некоторые трудности.
Местами ситуация доходила до абсурда. Программа для проверки камеральных деклараций, установленная в каждой налоговой инспекции, не понимала отчеты, которые приходили через ГПР. Хотя обе системы были разработаны специально для налогового органа.
Итак, изначально задача сводилась к созданию единого приемного средства для налоговых инспекций. Ведь то, что эти средства совершенно бесплатно ставили и поддерживали операторы – не слишком рациональный путь. К тому же, эта система вынуждает одного инспектора работать в нескольких программах. Странным образом эта идея переросла в прямую сдачу отчетности, но и здесь пока успех сомнительный. Благая и абсолютно правильная идея налоговой службы превратилась во всеобщую головную боль за счёт бюджета.
"Гигантская гора родила дохлую мышь. Спецоператоры работали себе, нормально ходила отчетность. Прибежал ГНИВЦ, говорит - хотим сделать единый приемный комплекс. Взяли денег из бюджета и сделали. Правда, он не работает, но стали внедрять. Поддержка всей системы ГПР лежит сейчас на налоговых органах, нам это конечно выгодно, но по-моему, как всегда, нам придется научиться настраивать эту штуку", - уверен заместитель генерального директора компании "СКБ Контур" Леонид Волков.
Наверное надо признать, что этих проблем бы не возникло, если бы система изначально строилась иначе. Это признают и налоговики и спецоператоры, и налогоплательщики. Появившаяся на несколько лет позже электронная отчетность для Пенсионного фонда изначально предполагала единое средство приема. ПФР с огромным дефицитом бюджета, не смог себе позволить разработку собственной программы (ГНИВЦ «Прием-Регион» обошелся бюджету более чем в 500 млн.рублей). Однако в каждом регионе был выбран один спецоператор, который поставлял и поддерживал приемное средство, «понимающее» отчеты, составленные на любой из программ любого оператора. Главное достоинство такого решения в том, что вся головная боль ложится на компании, которые сами заинтересованы и зарабатывают на том, что передают отчетность. Пенсионный фонд получил законченный результат, а налогоплательщика технические вопросы вообще не коснулись (как это, кстати, и должно быть).
Как лучше отправлять отчетность?
Представителям бизнеса действительно всё равно, как и почему ходит отчетность. «Я ведь не задаюсь вопросом, почему в холодильнике холодно, он выполняет свою функцию – морозит продукты и меня это устраивает. Как ходит отчетность и почему меня тоже мало волнует, - признается предприниматель Николай Мельниченко. – Ну, ей богу, я плачу деньги, и хочу чтобы это работало, а как - меня мало интересует. Если система не работает, то будет отвечать тот, кто эти деньги у меня взял».
«Мы полтора года сдавали декларации через одного из спецоператоров, были крайне недовольны услугами, - говорит бухгалтер Светлана Гончарова. – В службу поддержки не дозвониться, с обновлением программы были сложности. Мы даже договор не расторгали – просто перестали платить. С января 2008 года сдаем напрямую – первый раз всё прошло гладко. Если возникнут и тут проблемы, будем искать другой способ и другого оператора».
Тем не менее, все предприниматели сходятся в одном простом выводе: технологии - вопрос, который клиента должен касаться в последнюю очередь. Есть две услуги, которые при нормальном рыночном процессе могут между собой успешно конкурировать. В ценовой ли политике, в объеме услуг, в сервисе - ответы на эти вопросы есть в нормальных рыночных механизмах. Например, сейчас большинство компаний предпочитают сдавать отчетность через операторов (смотри врезку), от части это вызвано привычкой, от части удобством, от части не желанием что-либо менять или просто потому-то «так нравится». Есть недовольные компании, особенно, среди крупных налогоплательщиков. Они предпочитают иметь дело с госорганами напрямую, а не «через какую-то там фирмёшку», как сказал один из сотрудников финансовой службы крупной нефтяной компании. Задача фирм, оказывающих альтернативные услуги, переманить клиентов. В свою очередь, операторы будут вынуждены повышать качество своих услуг, снижать цены.
Единственная сложность – конкурировать с ГУПами, находящимися под крылом государственных органов, занятие крайне неблагодарное. В Налоговом кодексе ничего не сказано о том, как должна ходить электронная отчетность. Там говорится, что это возможно в принципе и порядок должен определить Минфин. Министерство финансов взяло за основу приказ МНС о порядке сдаче электронной отчетности, вышедший в 2002 году, когда о прямой сдачи ещё речи не шло, и в России работала всего несколько спецоператоров. Никакого другого документа Минфин не выпускал.
Однако этот приказ можно отменить также легко, как он был принят. Может это случиться? Вполне. А вот станет ли от этого выше качество услуг по сдаче электронной отчетности, покажет время.
Начать дискуссию