Бухгалтерский?... Оперативный?...

В порядке обсуждения проблем оперативного и бухгалтерского учета, хочу предложить на рассмотрение all свое видение проблемы и взгляды на них. Мой философский взгляд на вообще любые проблемы состоит в том, что прежде чем что-либо обсуждать нужно договориться о терминологии. Слово само по себе ничего не означает. Точнее, оно означат то, что под ним понимает конкретный человек. Это очень хорошо показал английский математик Ч. Л. Доджсон в своих трудах "Алиса в стране чудес" и "Алиса в зазеркалье". В процессе осуществления деятельности предприятия, а также люди, организации, комбатантные и прочие группы людей и их структуры решают три КЛАССА задач:

Анатолий Туровский ака Тот
anattu@mail.ru
http://www.lvt.kiev.ua

Гостевая автора

В порядке обсуждения проблем оперативного и бухгалтерского учета, хочу предложить на рассмотрение all свое видение проблемы и взгляды на них.

Мой философский взгляд на вообще любые проблемы состоит в том, что прежде чем что-либо обсуждать нужно договориться о терминологии. Слово само по себе ничего не означает. Точнее, оно означат то, что под ним понимает конкретный человек. Это очень хорошо показал английский математик Ч. Л. Доджсон в своих трудах "Алиса в стране чудес" и "Алиса в зазеркалье".

В процессе осуществления деятельности предприятия, а также люди, организации, комбатантные и прочие группы людей и их структуры решают три КЛАССА задач:
  1. стратегические
  2. оперативные
  3. регламентные
Можно отметить, что их Вы найдете в любой сфере деятельности и даже личной жизни.

Мы не будем подробно останавливаться на стратегических задачах хозяйственных организаций, назовем лишь одну из них ? бизнес-планирование. Его отличие от оперативных задач состоит в том, что как бы часто она не решалась, это РАЗОВАЯ задача.

Оперативные задачи непрерывны и решаются постоянно. Хотим мы этого или нет ? они решаются в РЕАЛЬНОМ МАСШТАБЕ ВРЕМЕНИ. Принятие оперативных решений должно обеспечиваться информацией ? желательно тоже в том же масштабе. Для такого обеспечения решаются два ТИПА оперативных задач ? учетные и расчетные. К расчетным задачам оперативного назначения следует отнести:
  • начисление зарплаты;
  • начисление амортизации;
  • расчет себестоимости;
  • начисление налогов;
  • отраслевые задачи (расчет квартплаты, биллинг, расчеты с акционерами и т.д.).
Эти задачи характерны тем, что в них происходит дробление и обЪединение средств БЕЗ ЕГО ДВИЖЕНИЯ.

Учетные задачи оперативного назначения бывают разных ВИДОВ. Приведу их конкретные примеры:
  • учет рабочего времени сотрудников;
  • учет использования и простоев оборудования;
  • учет движения товаров;
  • учет движения средств;
Поскольку в двух последних примерах используются одновременно два слова "учет" и "движения", а кроме того и в том и другом случае имеется необходимость видеть результаты в денежном выражении, эти и некоторые другие виды оперативного учета обЪединяются в группу, которая называется "Финансовый учет".

Финансовый учет бывает двух НАЗНАЧЕНИЙ ? синтетический и аналитический. Основной задачей синтетического учета является получение общей картины состояния предприятия. Документ, который его отражает в общей форме, называется "Баланс". Баланс ? это срез финансового состояния предприятия на определенный момент. Форма баланса может быть любой, и, как правило, для разных предприятий разной. Не путать с "Балансом", сдаваемым в налоговую в России и в статистику в Украине ? эта форма ? элемент из класса регламентных, а не оперативных задач!!! Хотя и для оперативных целей она может сгодиться.

Задача аналитического учета ? отследить состояние и движения по каждому из обЪектов такового, которыми могут выступать товары, организации, сотрудники и т.д.

Для решения задач финансового учета 500 лет назад был придуман инструмент под названием "Бухгалтерский учет". В моей терминологии правильнее было бы сказать ? "бухгалтерский язык". Т.е. я считаю, что бухгалтерский учет ? это МЕТОД, а не самостоятельный вид, класс тип и т.д.

Из чего он состоит и чем характерен?

Если рассматривать его формально как язык программирования (моделирования хозяйственной деятельности), то у него есть семантические понятия ? бухгалтерские счета, и синтаксис ? проводки ? правила записи хозяйственных операций.

Если дать содержательное определение бухгалтерскому счету и проводке, то оно будет примерно следующим: бухгалтерский счет представляет собой универсальный накопительный регистр, связанный с определенным понятием хозяйственной деятельности. Отслеживая остатки и движения по нему можно получить представление о хозяйственной деятельности предприятия. Проводка ? правило записи информации о перемещении средств в финансовом или количественном выражении с одного счета на другой.

Вообще-то бухгалтерский метод (или язык) вещь весьма универсальная. С его помощью очень удобно описывать любые движения, подчиняющиеся закону сохранения ? важно только, чтобы то, что приходит и то, что уходит было выражено в одинаковых единицах. В рублях, штуках, джоулях, литрах.

Где можно использовать метод бухгалтерского учета? В сочетании с расчетом ? везде. А везде ли удобно? Нет. Метод бухучета наиболее удобен для решения аналитических и синтетических задач финансового учета. Можно ли вести финансовый учет, не пользуясь бухгалтерскими методами? Да. Управленцу совершенно не важно как получен баланс. Главное ? оперативно и достоверно.

Я назову только одну причину, почему везде, где только возможно, и не приводит к очень серьезным неудобствам следует пользоваться бухгалтерским учетом как инструментом. Она очевидна и напрямую связана с моей философией. Звучит так: На свете существует огромное количество специалистов, которые этим методом владеют. Следствия из этой причины такие:
  • устоявшаяся терминология
  • отработанные методики
  • совершенная система обучения
Что касается конкретных применений бухгалтерского метода в информационных технологиях, то это проявляется хотя бы в том, что поставляемый с программными пакетами стандартный набор отчетов позволяет бухгалтеру сформулировать задачу в соответствии со своей квалификацией и получить любую необходимую информацию.

Важность этого продемонстрировала фирма 1С, которая создала отчет в комплексной конфигурации, который позволяет сформулировать задачу в бухгалтерских терминах (счет), а получить ее из небухгалтерских "регистров".

Факт устоявшейся терминологии имеет решающее значение при внедрениях. Под оборотно-сальдовой ведомостью все бухгалтера понимают одно и то же. Если они еще поймут, что такое аналитика (субконто), то очень легко переведут термин "отчет по взаиморасчетам" на свой язык как "оборотно-сальдовая ведомость по счету 62 в разрезе клиентов". И получат то, что захотят. И понимают они, что остатки на том самом 62 счете ? это и есть текущая задолженность. И понимают они, что остатки на сч. 41.1 ? это остатки товаров на складе. И журнал-ордер все понимают одинаково. Один программист, писавший ранее эти самые ЖО, был буквально потрясен, узнав, что все их можно сформировать одним и тем же алгоритмом! Это ? признак совершенства бухгалтерского метода.

Я не хочу продолжать эту тему дальше по одной простой причине - ее можно обсуждать только с теми, кто согласен как минимум с моей терминологией. Если таковых найдется достаточно, я готов убедить их, что использование бухгалтерских методов в оперативном учете имеет существенные преимущества по сравнению со всеми остальными а также высказать соображения по поводу того, почему это не для всех очевидно.

Комментарии

16
  • Хранитель_врат
    молодец, тот. в дополнение скажу лишь одно - не все программисты свободно владеют бухучетом, к сожалению.
  • Хранитель_врат
    согласен,но хорошо бы,чтобы программеры не вносили в этот язык свои понятия,а программы были бы инструментом бухгалтера,а не полем чудес для внедренцев-программеров.
  • Хранитель_врат
    полностью согласен с мнением alexfromnn, добавлю, что и не все бухгалтеры тоже, а уж бухгалтер, умеющий обЪяснить задачу программисту - вообще большая редкость.