Партионный учет и определение дохода от реализации.

"...Брали корову рыжую одну, отдавать будем корову рыжую одну, чтобы не нарушать отчетности"

Источник: hare.ru

"...Брали корову рыжую одну, отдавать будем корову рыжую одну, чтобы не нарушать отчетности"
Эдуард Успенский, "Каникулы в Простоквашино"

Толчком к написанию заметки послужило регулярное появление на кубанском форуме веток, так или иначе связанных с вопросами расчета себестоимости реализуемого товара, либо материалов, отпускаемых в производство. Я попытаюсь рассмотреть здесь основные аспекты процесса формирования себестоимости партий товара и определения дохода от их реализации.

Все примеры, рассмотренные ниже, справедливы для внутреннего управленческого учета. В настоящее время схемы управленческого учета значительно отличатся от учета налогового, регламентированного государством. Причем во многих случаях эффективное управление предприятием требует более глубокого и проработанного учета по с равнению с требованиями налоговых органов. Реализация той или иной схемы "в коде" подробно не рассматривается, т.к. не это является целью статьи.

Для начала стоит определится с терминами:

  • Себестоимость товара — денежное выражение издержек производителя. Включает в себя стоимость затрат производителя товара, либо торговой организации.
  • Цена закупки — цена, по которой товар приобретен торгующей организацией.
  • Цена продажи — цена, по которой товар реализован покупателю.
  • Партия товара — группа товаров одного вида, приобретенных в одно время и имеющего одинаковую себестоимость.
  • Доход от реализации (он же результат реализации) — Разница между ценой продажи и себестоимостью товара. В некоторых конфигурациях фигурирует под названием profit.
Несколько узкое определение дохода от реализации вызвано желанием абстрагироваться в этой статье от конкретной налоговой системы. На практике цена продажи и цена закупки включают в себя косвенные налоги и пр. Многие предприятия для целей управленческого учета, к примеру, не выделяют НДС из цены закупки и цены продажи, и мы поступим точно так же.

На первый взгляд проблем с определением дохода не возникает. Купили за 5 рублей, продали за 10. Пять рублей наши. На самом же деле всё не так просто. Закупочная цена является лишь одной из составляющих себестоимости. Итак, вот наш первый герой:

I. СЕБЕСТОИМОСТЬ.

Товары и материалы попадают на предприятие разными путями. И на каждом этапе приходиться тратить деньги (это могуть быть средства нашего предприятия, а могут быть и средства поставщика, нас интересует первый вариант). Сюда входят транспортные расходы, таможенные сборы, информационно-консультационные услуги и многое другое. Полный список того, что государство разрешает включать в себестоимость, можно увидеть в ПБУ 5/98 "Учет материально-производственных запасов". Причем, финансовое управление того или иного предприятия зачастую значительно расширяет этот список (а не включить ли нам в себестоимость товара зарплату охранника Владика и мясо, которое сЪест собачка Шарик, сторожащая склад). Отсюда вытекают две возможности:

  1. Считать себестоимостью товара стоимость, указанную в накладной поставщика.
  2. Учитывать расходы, связанные с доставкой, хранением и т.д.
Какой из способов предпочтительнее — пусть определяют ваши финансовые аналитики. Мне кажется предпочтительным использование второго метода, ведь часто расходы по доставке товара весьма значительны и торговля таким товаром иногда может повлечь за собой отрицательный финансовый результат при втором способе, а при первом способе мы увидим профит, на самом деле давно "сЪеденный" сопутствующими расходами.

В первом случае для расчета финансового результата всегда можно обратиться к приходному документу. Во втором целесообразно разработать документ, обобщающий дополнительные затраты. Иногда в схемах документооборота предприятия наблюдается разрыв по времени между приходом товара и получением последнего документа с информацией о затратах на приобретение. В этом случае представляется логичным приходовать товар по известной на данный момент себестоимости, в дальнейшем используя методы корректировки. Пусть не пугаются коллеги-разработчики, эти методы не предусматривают изменения ранее введенных документов. В бухгалтерском учете такие случаи предусмотрены и на них можно остановиться подробнее в следующей статье, если у читателей возникнет желание увидеть продолжение. Пока же скажу, что при правильно организованной работе снабженцев необходимость в коррекции себестоимости возникает очень редко.

Итак, мы имеем документ, посредством которого в нашей системе рассчитывается себестоимость. Но не существует предприятия, которое работает по схеме "купили — продали всё, что имеем — купили еще". Процесс поставки товара продолжается и появляется еще один документ, фиксирующий приход такого же товара, но с другой себестоимостью. И еще. И на сцене появляется наш второй герой:

II. ПАРТИЯ.

Случаи, когда точно можно зайти в торговый зал (на склад) и сказать — "Вот этот кирпич/дисковод/коровья туша/бутылка пива пришел(ла) 18 октября 2001 года по накладной #123" единичны. Навскидку в голову приходит лишь два: торговля автомобилями (есть номер кузова/двигателя) и промелькнувший в конференции учет сотовых телефонов по серийным номерам (но там это было как-бы опционально).

На практике принимаются некоторые допущения. Их три. Товар, который будет продан сейчас — это:

  1. Товар из самой ранней по времени прихода партии. FIFO (first in, first out), первым пришёл и первым ушёл.
  2. Товар из самой последней по времени партии. LIFO (last in, last out ), как в стеке, коллеги.
  3. Особняком стоит метод средних цен — за себестоимость принимается средняя цена товара данного вида. В большинстве случаев этот способ дает большую погрешность, хотя его реализация для компоненты Бухгалтерский учет более проста.
Еще раз подчеркну, что вышеописанные допущения не означают физической отгрузки именно первой (последней) партии товара. Грубо говоря, все лежит в куче и не важно, что продастся или пойдет в производство первым. Это можно пояснить на примере.
    Предположим, у нас имеется три партии товара:

    Партия Количество Стоимость
    Партия #1 5 ед. 10 руб.
    Партия #2 5 ед. 20 руб.
    Партия #3 5 ед. 30 руб.

    Нумерация партий ведётся в хронологическом порядке. Производим отгрузку 12-и единиц по цене 50 рублей, сумма отгрузки — 600 рублей.

    • Расчёт по FIFO.
      Себестоимость: (5*10)+(5*20)+(2*30) = 210 руб.
      Результат от реализации: 600 - 210 = 390 руб.
      Остаток на складе: 3 ед. по цене 30 руб. (из партии #3).
    • Расчёт по LIFO.
      Себестоимость: (5*30)+(5*20)+(2*10) = 270 руб.
      Результат от реализации: 600 - 270 = 330 руб.
      Остаток на складе: 3 ед. по цене 10 руб. (из партии #1).
Каждый из методов имеет свои преимущества и недостатки, зависящие от целого ряда факторов. Скорее всего, на этапе создания конфигурации имеет смысл реализовать возможность выбора одного из трёх методов. Не рекомендую делать две вещи — слишком часто менять способы списания (оптимально — один метод в течении года и более) и предоставлять право решать, какую партию списывать. Возможно, это и приведёт к уменьшению налогооблагаемой базы, как заметил Юрий Привалко в своей статье, но в управленческом учете такой ход может понадобиться, по-моему, лишь для маскировки перед лицом руководства ошибок в планировании поставок и ценообразовании.

Реализовать подобную схему на компоненте Бухгалтерия можно простым добавлением к счету учета товара/ТМЦ субконто "Партия" вида "Документ". В этом случае при реализации товаров можно получить остатки в разрезе товара и всех его партий простым запросом к бухгалтерским итогам. Реализация для Оперативного учета также не представляет особых проблем для разработчика. При этом появляется возможность для построения отчетов по эффективности процесса торговли практически в любых разрезах.

III. РЕЗУЛЬТАТ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ.

Расчет результата от реализации показан в примерах. Остается добавить, что это лишь предварительный результат, не учитывающий всех издержек предприятия и т.п. Но уже и он пригоден для управления, например, процессом закупок или ценообразования. Теперь пара слов ереси: мне всегда хотелось реализовать механизм учета результата от реализации товара на регистре, либо на забалансовом счете. Ну не нравится мне отчет по профиту, каждый раз анализирующий приходные и расходные документы. Не будет ли оптимальнее хранить профит с каждого расходного документа? Хотя бы временно, до подведения целиком итогов работы предприятия за отчетный период. В этом случае возникают заманчивые возможносности построения отчетов. Если кто-нибудь реализовывал подобное — пишите, обсудим.

Всегда рад ознакомиться с мнением коллег по поводу сказанного.

Ассоциация Платежных Агентов провела мастермайнд для формирования стратегии развития на 2025 год

В рамках первого совещания Ассоциации платежных агентов, которое состоялось в октябре 2024 года, прошел мастермайнд — групповой формат для знакомства участников и эффективной совместной работы.

Ассоциация Платежных Агентов провела мастермайнд для формирования стратегии развития на 2025 год
1

Комментарии

4
  • Хранитель_врат
    по моему скромному мнению, в любой, хорошо использующей свои оборотные средства, оптовой (производственной) компании закупка (производство), планируется под обЪем продаж. поэтому нередко расходные документы проводятся раньше приходных. если же ради расчета промежуточного профита вводить приходные документы по среднестатистической себестоимости или рассчитывать ее каким-либо методом, то вместо этого достаточно умножить оборот на среднестатистическую рентабельность. исходя из этих соображений, профит с каждого расходного документа не может дать аналитики реального времени. а в конце отчетного периода себестоимость можно и точно посчитать.
  • Хранитель_врат
    ЭТО вСЕ ПОНЯТНО, вЫ МНЕ РАССКАЖИТЕ КАК РАССЧИТЫвАТЬ СЕБЕСТОИМОСТЬ КОГДА РАССЧИТАТЬ ЕЕ в ПРИНЦИПЕ НЕЛЬЗЯ, НАПРИМЕР ПРИ ТОРГОвЛЕ "в МИНУС", ПРИ РАБОТЕ "ЗАДНИМ ЧИСЛОМ"; КАК С НАИМЕНЬШИМИ ТРУДОЗАТРАТАМИ ИСПРАвЛЯТЬ СИТУАЦИЮ ЕСЛИ вДРУГ вЫЯСНЯЕТСЯ ЧТО ДвА МЕСЯЦА НАЗАД БЫЛА "ПЕРЕСОРТИЦА".
  • Хранитель_врат
    ЭТО вСЕ ОБЩИЕ СЛОвА, НЕНУЖНЫЕ НИКОМУ, МАЛО-МАЛЬСКИ ЗНАКОМОМУ С БУХУЧЕТОМ. РАСХОДНЫЕ ДОКУМЕНТЫ ЧАСТО СОЗДАЮТСЯ РАНЬШЕ ПРИХОДНЫХ - РАБОТА ПОД ЗАКАЗ, ДОКУМЕНТЫ ЧАСТЕНЬКО ИСПРАвЛЯЮТСЯ ЗАДНИМ ЧИСЛОМ - ПРИ СЬЕМЕ ОСТАТКОв СКЛАДА ОБНАРУЖИЛИ ПЕРЕСОРТИЦУ И ИСПРАвИЛИ ИСТОЧНИК ОШИБКИ... В РЕАЛЬНОЙ РАБОТЕ ПАРТИОННЫЙ УЧЕТ ЗАПУТЫвАЕТ РАБОТУ ДО ПОЛНОЙ НЕвОЗМОЖНОСТИ - 1С ПЛОХО С НИМ СПРАвЛЯЕТСЯ.