Раздельный учет НДС при ЕНВД в типовом решении 1С:Бухгалтерия

В условиях высокой конкуренции и ограниченного финансирования бизнес вынужден повышать эффективность существующих и искать новые рынки сбыта.

Источник: "RG-Soft"

Рогов Сергей – сертифицированный специалист 1С в области программирования, управленческого и оперативного учета. Специалист в области построения бухгалтерского учета и учета по МСФО, по методологии подсистемы "Управление производством" в прикладных решениях на платформе "1С:Предприятие 8. Руководитель ряда крупных проектов по автоматизации Российских и транснациональных корпораций.

В условиях высокой конкуренции и ограниченного финансирования бизнес вынужден повышать эффективность существующих и искать новые рынки сбыта.

При этом если в одном регионе все направления бизнеса с точки зрения налогообложения относились к общему режиму, то при экспансии отдельные виды деятельности могут оказаться облагаемыми единым налогом на вмененный доход (ЕНВД). Что в соответствии с НК РФ обязывает налогоплательщиков вести раздельный учет НДС.

Рассмотрим пример реализации раздельного учета НДС в типовой конфигурации фирмы 1С, «1С: Бухгалтерия предприятия 8», для организации с обособленным подразделением, выделенным на самостоятельный баланс. Алгоритм работы с программой в данной ситуации можно описать следующим образом:

  1. Заполнить параметры применения ЕНВД в настройках учетной политики. Указать счета учета доходов и расходов для операций облагаемых ЕНВД.

рис 1.


рис 2.

  1. Сформировать перечень статей доходов для общего режима налогообложения и ЕНВД. Аналитика выручки компании заполняется в справочнике «Номенклатурные группы». Для корректной работы программы нельзя использовать одинаковые статьи доходов для общего режима и ЕНВД.


рис 3.

Аналитика доходов не связанных с основной деятельностью предприятия заполняется в справочнике «Прочие доходы и расходы», при этом признак отнесения доходов к общему режиму или ЕНВД определяется в специализированном реквизите «Отнесение расходов к деятельности, облагаемой ЕНВД». В типовой конфигурации редактирование элементов данного справочника реализовано в форме списка, для наглядности и удобства в нашем примере данный режим был изменен.

  1. Классифицировать расходы предприятия по видам деятельности, разделить их между общим режимом и ЕНВД. Выделите те расходы, которые должны распределяться по итогам отчетного периода. Для этого нужно заполнить справочник «Статьи затрат», указав для каждого элемента режим отнесения к деятельности, облагаемой ЕНВД.


рис 5.

После того как выполнены необходимые настройки, можно приступить к регистрации хозяйственных операций с помощью типовых документов конфигурации. Рассмотрим следующий набор хозяйственных операций для головной организации:

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Документ «1С: Бухгалтерия 8»

Дебет

Кредит

20

60

16 949,15

Поступление товаров и услуг от 11.01.2008 (Покупка/Комиссия). Акт от поставщика за уборку производственных помещений на сумму 20000 рублей НДС в т.ч. 3050,85

19

60

3 050,85

Поступление товаров и услуг от 11.01.2008 (Покупка/Комиссия). Выделен НДС.

26

60

12 711,86

Поступление товаров и услуг от 15.01.2008 (Покупка/Комиссия). Акт от поставщика за уборку офисных помещений на сумму 15000 рублей НДС в т.ч. 2288,14

19

60

2 288,14

Поступление товаров и услуг от 15.01.2008 (Покупка/Комиссия). Выделен НДС.

10

60

4 237,29

Поступление товаров и услуг от 18.01.2008 (Покупка/Комиссия). ТОРГ12 от поставщика на канцелярские материалы на сумму 5000 рублей НДС в т.ч. 762,71 (100 штук по 50 рублей)

19

60

762,71

Поступление товаров и услуг от 18.01.2008 (Покупка/Комиссия). Выделен НДС.

08

60

42 372,88

Поступление товаров и услуг от 23.01.2008 (Покупка/Комиссия). ТОРГ12 от поставщика на мебель для офиса на сумму 50000 рублей НДС в т.ч. 7627,12

19

60

7 627,12

Поступление товаров и услуг от 23.01.2008 (Покупка/Комиссия). Выделен НДС.

97

60

7 627,12

Поступление товаров и услуг от 23.01.2008 (Покупка/Комиссия). Акт передачи на программу «1С: Бухгалтерия» на сумму 9000 рублей НДС в т.ч. 1372,88

19

60

1 372,88

Поступление товаров и услуг от 23.01.2008 (Покупка/Комиссия). Выделен НДС.

62

90

590 000

Реализация товаров и услуг от 31.01.2008 (Продажа/комиссия). Выручка от реализации по основному виду деятельности.

90

68

90 000

НДС по реализации.

62

90

100 000

Реализация товаров и услуг от 31.01.2008 (Продажа/комиссия) Выручка от реализации по виду деятельности, облагаемому ЕНВД

26

10

847,46

Требование накладная от 30.01.08. Частичное списание канцелярских материалов на административные расходы (20 штук).

 

 

 

Регламентные операции по НДС и Налогу на прибыль за 1-ый квартал.

26

10

3389,83

Требование накладная от 30.04.08. Частичное списание канцелярских материалов на административные расходы (80 штук).

 

 

 

Регламентные операции по НДС и Налогу на прибыль за 2-ой квартал.

Для первых двух актов выполненных работ важно правильно выбрать аналитику расходов, а именно статью затрат для 20 и 26 счета. В первом случае мы имеем дело с расходами, которые относятся только к основному виду деятельности компании, поэтому реквизит «Отнесение расходов к деятельности, облагаемой ЕНВД» для соответствующей статьи затрат должен быть установлен в значение «Не ЕНВД», так как показано на рисунке 4. Во втором случае расходы должны распределяться, т.к. административное помещение используется и для получения выручки и по основному направлению бизнеса, и по доходам, которые облагаются ЕНВД, поэтому реквизит «Отнесение расходов к деятельности, облагаемой ЕНВД» для соответствующей статьи затрат должен быть установлен в значение «Расходы распределяются».

Важным аспектом для работы типовой конфигурации является предположение о том, что в общем случае в момент поступления материально-производственных запасов (МПЗ) не известно, как поступившие МПЗ будут использоваться, и распределение НДС по таким операциям возможно только после списания МПЗ на затраты. Списание МПЗ на затраты осуществляется с помощью документа «Требование накладная». При заполнении документа важно правильно выбрать аналитику счета затрат, в нашем случае - это 26 счет, и указать статью с видом «Отнесение расходов к деятельности, облагаемой ЕНВД» - «Расходы распределяются». В нашем примере часть материалов была списана в том же отчетном периоде, когда было поступление, а часть в следующем. При этом весь НДС по несписанным материалам был принят к вычету и в следующем отчетном периоде часть НДС, приходящаяся на ЕНВД должна быть восстановлена. Последовательность документов типовой конфигурации в первом квартале будет выглядеть следующим образом:

  1. Поступление товаров и услуг на 100 единиц материалов.
  2. Требование накладная на 20 единиц материалов.
  3. Распределение НДС косвенных расходов.
  4. Формирование записей книги покупок, закладка «Вычет НДС по приобретенным ценностям».

Последовательность документов во втором квартале будет выглядеть так:

  1. Требование накладная на 80 единиц материалов.
  2. Распределение НДС косвенных расходов.
  3. Формирование записей книги продаж, закладка «НДС восстановлен».

Что касается раздельного учета НДС по операциям с основными средствами и расходами будущих периодов, то здесь ситуация несколько сложнее, так как пользователю нужно самостоятельно вводить корректирующие записи по НДС с помощью документов «Операция (бухгалтерский и налоговый учет)» и «Корректировка записей регистров». Рассмотрим как можно разделить НДС по операции с основным средством из нашего примера. Во-первых, с помощью документа «Распределение НДС косвенных расходов» нужно вычислить коэффициент распределения, в нашем примере коэффициент равен 1/6 = 0,1666666667 (17%). Здесь важно обратить внимание, что коэффициент не округляется перед распределением, поэтому даже незначительная корректировка данных, например, изменение выручки в части ЕНВД на рубль приведет к изменению сумм распределения при повторном заполнении документа, хотя коэффициент распределения, выраженный в процентах, не изменился.


рис 6.

Во-вторых, нужно отразить включение НДС в первоначальную стоимость актива на счетах бухгалтерского и налогового учета. Для этого нужно ввести документ «Операция (бухгалтерский и налоговый учет)» и заполнить его соответствующим образом, для нашего примера заполненный документ представлен на рисунке 7. Важно обратить внимание, что дата документа «Операция (бухгалтерский и налоговый учет)» должна предшествовать дате принятия к учету основного средства.

Далее необходимо скорректировать данные по регистрам учета НДС, в частности по регистру «НДС предъявленный» и «НДС, включенный в стоимость».  Сделать это можно с помощью документа «Корректировка записей регистров». В настройке состава регистров нужно отметить выше упомянутые регистры НДС, рисунок 8. После чего перейти на закладку «Регистры накопления» и заполнить данные по НДС следующим образом:

  1. Для регистра «НДС предъявленный».
    1. Вид движения – «Расход».
    2. Организация – Наша организация, в примере – «Магазин 23».
    3. Счет-фактура – Документ «Поступление товаров и услуг», который соответствует приходной накладной на основное средство.
    4. Вид ценности – «ОС».
    5. Ставка НДС – «18%», соответствует ставке НДС из документа «Поступление товаров и услуг».
    6. Счет учета НДС – «19.01», соответствует счету учета НДС из документа «Поступление товаров и услуг».
    7. Поставщик – Контрагент.
    8. Сумма без НДС – сумма без НДС, которая соответствует включенной в стоимость сумме НДС, (100 / 18 * сумма НДС).
    9. Сумма НДС – сумма НДС, которую нужно включить в стоимость.
    10. Дата события – дата документа. Для удобства данная дата должна предшествовать дате принятия к учету основного средства.
    11. Событие – «НДС, включен в стоимость».


    рис 8.

    1. Для регистра «НДС, включенный в стоимость» поля заполняются аналогично. За исключением полей «Вид движения» и «Событие», данные поля отсутствуют в таблице.

     

    Результат работы с НДС можно проверить в отчетах «Остатки и обороты», подменю «Прочие» меню «Отчеты», выбрав раздел учета «НДС предъявленный» и сделав отборы по организации и виду ценности (ОС):

    Колонка «Конечный остаток», показывает сумму НДС, которая в итоге будет включена в книгу покупок после принятия основного средства к учету.

    Для того чтобы учесть данные филиала при формировании книги покупок и продаж и при этом не «испортить» данные бухгалтерского учета по головной организации можно использовать специализированные документы ручного учета: «Отражение поступления товаров и услуг для НДС» для «входящего НДС» и «Отражение реализации товаров и услуг для НДС» для операций реализации.
    Данные по авансам, которые нужно начислить и которые нужно зачесть, можно ввести в систему с помощью документа «Корректировка записей регистров», выбрав в настройке регистров накопления два регистра НДС: «НДС начисленный» и «НДС с авансов». На закладке «НДС начисленный» нужно ввести данные о НДС с полученных авансов, для книги продаж, а на закладке «НДС с авансов» данные о НДС с авансов, которые были зачтены и должны быть отражены в книге покупок. Заполнить данные на закладке «Регистры накопления» нужно следующим образом:

    1. Для регистра «НДС начисленный»
    1. Для регистра «НДС с авансов»

    Вид движения – «Приход».

    Вид движения – «Приход».

    Организация – Наша организация, в примере – «Магазин 23».

    Организация – Наша организация, в примере – «Магазин 23»

    Счет-фактура – Документ «Документ расчетов с контрагентами (ручной учет)», вместо документа «Платежное поручение входящее».

    Счет-фактура – Документ «Документ расчетов с контрагентами (ручной учет)», вместо документа «Платежное поручение входящее».

    Вид ценности – «Авансы полученные».

    Покупатель – Контрагент.

    Ставка НДС – «18/118».

    Договор контрагента

    Покупатель – Контрагент.

    Ставка НДС – «18/118», соответствует ставке НДС из документа «Поступление товаров и услуг».

    Вид начисления – «НДС с авансов».

    Валюта аванса

    Договор контрагента.

    Сумма без НДС.

    Сумма без НДС.

    Сумма НДС.

    Сумма НДС.

    Сумма в валюте.

    Дата события – дата аванса.

    Дата события – дата документа. Для удобства данная дата должна предшествовать дате принятия к учету основного средства.

    Событие – «Получен аванс».

     

    При работе с данными от филиала существует только одно существенное неудобство, которое требует доработок типовой конфигурации. При проведении документа «Формирование записей книги покупок» у пользователя нет возможности выбрать счет списания НДС, в результате данные филиала повлияют на данные бухгалтерского учета головной организации. Данную особенность можно доработать, добавив в табличные части «Вычет НДС с авансов» и «Вычет НДС по приобретенным ценностям» колонку «Счет списания НДС». Если данный реквизит в строке не заполнен, то проводки по бухгалтерскому учету для данной строки не формируются.

Начать дискуссию