Успех компании «1С» Борис Нуралиев объясняет креативностью ее сотрудников
Компания «1С» уже 12 лет бесспорно лидирует в российском секторе программного обеспечения для бизнеса, и этот факт безоговорочно признают даже ее конкуренты. Основатель и директор «1С» Борис Нуралиев ответил на все вопросы читателей «Ко».
Елена Абрамова
Деловой еженедельник "Компания"
К 1992 году «1С» уже несколько лет занималась развитием электронной почты, электронного телетайпа и созданием баз данных. Однако в компании не было бухгалтера, а идея пригласить его со стороны почему-то не приходила в голову учредителям. В первом квартале 1992 года налоговая инспекция не приняла баланс компании, во втором квартале также ничего не получилось. Здесь и пригодился Борису Нуралиеву опыт младшего брата.
Сергей Нуралиев к тому времени работал в НИИ АСУ непромышленной сферы. Он внедрил много систем бухгалтерского учета в различных организациях. Борис предложил брату стать главбухом фирмы «1С». «Как сейчас помню, – рассказывает Борис Нуралиев. – 16 февраля 1992 года захожу к Сергею и спрашиваю, что за программа на экране. Брат ответил, что это автоматизированное рабочее место главного бухгалтера фирмы «1С». Я предложил оформить эту программу как универсальную бухгалтерию для компаний и начать продажи».
Сергей скептически отнесся к планам брата, но выполнил распоряжение директора и к 6 апреля (начало выставки Comtek) «1С» выпустила свою первую бухгалтерскую программу «Мини-бухгалтерия». Она оказалась простой и удобной. Бизнес в стране только начинал набирать обороты, поэтому спрос на подобные программы был большим.
«1С» смогла быстро выбиться в лидеры. Борис Нуралиев объясняет: «В 1992 году на массовом рынке было уже немало бухгалтерских программ. Самой известной тогда являлась «Финансы без проблем» фирмы «Хакерс-Дизайн». Но компании-производители еще не понимали, что продукт надо продавать через партнеров, а я это уже знал. К тому времени «1С» внедряла электронный телетайп и электронную почту, и у нас были клиенты и партнеры практически во всех регионах России. Мы предложили им попробовать продавать бухгалтерскую программу и быстро построили партнерскую сеть. Начали ее рекламировать в «Известиях». Причем давали адреса партнеров в городах СНГ. Такой прием сейчас очевиден, а тогда это было в новинку.
Александр: «Откуда взялись название компании и ее корпоративные цвета?»
Б.Н.: «1С» зарегистрирована в 1991 году. Тогда компьютерные компании назывались длинно и одинаково – типа «Информсистемпрограммирование». Название «1С» явно выигрышнее. Вообще, «дурацкие» короткие наименования хорошо запоминаются, они сильно отличаются от других. Да и на клавиатуре «1С» набирать удобно: не надо переходить с латинского на русский и наоборот – буква «C» русского и английского алфавитов одна и та же клавиша. Наконец, название компании всегда стоит первым в списке, если сортировка правильная.
У потребителей возникает с этим наименованием множество положительных ассоциаций. Например, «одна секунда» – время реакции на запрос в базе данных. Или «софт имеет первостепенное значение»…
Корпоративные цвета тоже считаю очень удачными для массового рынка. Когда мы в 1992 году начали выпускать «Мини-бухгалтерию», то упаковывали ее в пластиковую папку с белой обложкой и черным изображением. Через партнеров продукт продавался хорошо, а когда программу поставили в магазины, то продажи поначалу шли вяло. В одном из книжных магазинов (в то время софт продавался в книжных отделах) я посмотрел на секцию программ и понял, что покупатель нашу коробку просто не видит. Тогда все программы были оформлены примерно одинаково: Microsoft – в белой упаковке с фиолетовой полоской, Lotus – в бело-голубой, Symantec – в бело-зеленой. Наша белая с черным папка на общем фоне просто терялась. Вернулся на работу и говорю дизайнеру, что надо сделать что-нибудь яркое, а тот отвечает, мол, так не принято. Ну, настаиваю, мало ли что не принято, давай, показывай, как у тебя тут все желтым залить? А как теперь градиент из красного в углу сделать? В итоге покупатель, входя в магазин, видел на витрине яркую коробку.
Неизвестный: «С чего вы начинали бизнес? Какое испытание было самым трудным для вашей компании?»
Б.Н.: Первую группу разработчиков я собрал в конце 1970-х годов из таких же, как сам, студентов старших курсов Московского экономико-статистического института. Рождением коллектива «1С» мы условно считаем лето 1988 года, когда под ответственный проект в области баз данных я получил возможность возглавить хозрасчетный отдел с пустым штатным расписанием и сам набрал 24 человека. Работа хозрасчетного отдела в те годы уже была частично похожа на работу фирмы – нужно было найти заказы, достойно их выполнить, выбить за них деньги, 41 копейку с рубля – в зарплату, остальное оставалось в институте.
В настоящий рынок мы попали вынужденно, как и многие коллективы в 1990 – 1991 годах. Жизнь у компании никогда особо безоблачной не была, испытаний хватало. Одно из самых тяжелых – финансовый кризис 1998-го, повлекший спад практически всей компьютерной индустрии. В то время уменьшение нашего сбыта «всего» в 2 – 3 раза в долларовом исчислении при сохранении положительной рентабельности, числа занятых сотрудников, проектов разработок, номенклатуры продаж и направлений деятельности по праву рассматривалось как большое достижение. Конечно, это потребовало самоотверженной работы всего коллектива «1С», усилий наших партнеров и высокого доверия со стороны пользователей, за что я искренне признателен всем, кто тогда вместе с нами прошел через кризис.
А.Оглоблин: «Хотелось бы услышать о ваших побудительных мотивах. Что для вас бизнес – процесс зарабатывания денег, самоутверждение или нечто иное?
Б.Н.: Вообще-то я был неплохим программистом и руководителем разработки. Продавать программы стал, когда произошел рыночный перелом 1990 года. Я тогда четко осознал, что иначе теперь денег за них не получить. Изначально я чувствовал в себе способности к науке, написал очень неплохую диссертацию, и думаю, к такому роду деятельности мог бы вернуться. В принципе у меня есть разный опыт: я с удовольствием и бетон на стройке клал, и грузовичок водил. Наверное, мог бы и пирожки продавать – работа на массовом рынке мне всегда импонировала. Но по образованию я инженер-системотехник, а не кулинар-технолог, а работать всю жизнь по любимой специальности, наверное, само по себе удача в нашем переменчивом мире.
Арнольд: «Вас считают странным человеком, о ваших поступках и образе жизни ходят байки. Как вы к этому относитесь, как это влияет на ваши взаимоотношения с подчиненными?»
Б.Н.: У нас очень стабильный коллектив – как на уровне менеджмента, так и на уровне рядовых сотрудников. Текучесть кадров с 1996 года не превышала 6 – 7% в год. Так что отрицательного влияния баек на коллектив не особенно заметно. Вообще по формулировке вопроса можно подумать, что я живу в пещере или ем лягушек. На самом деле ничего особенного в моем образе жизни нет – размеренно-перегруженный, как и у многих в секторе hi-tech.
Максим: «Чем вы увлекаетесь кроме работы?»
Б.Н.: У меня раньше были разные хобби – в походы ходил, например, что-то делал своими руками. Сам собрал большую модель железной дороги. Сейчас времени ни на что не остается. Главное – на диване полежать. В отпуск обычно езжу с семьей, у меня трое детей. В этом году был в Анапе. Чтобы заниматься как раньше спортивным туризмом, надо разрабатывать маршруты, графики, делать раскладку продуктов на все дни. Поскольку на работе я решаю много организационных вопросов, хочется хотя бы на отдыхе ни о чем подобном не думать.
«Ко»: «Почему вы так много работаете?»
Б.Н.: Бизнес «1С» не самый крупный, но довольно сложный. Рынок программных продуктов очень открытый. Приходится конкурировать на равных с мировыми гигантами. Здесь можно выиграть за счет креативности, а значит, надо уделять больше времени работе. Родители, жена постоянно говорят: «Что ты все время работаешь и работаешь?» А франчайзи обижаются, что у меня не хватает времени поговорить с ними. Я им отвечаю: «Кто у вас конкурент? Схожая по масштабам фирма на соседней улице. А у меня конкурент – самый богатый человек Земли. Поэтому и времени остается меньше».
Антон: «Когда вы выйдете на пенсию? Может ли такой трудоголик и авторитарный директор передать «1С» наемному менеджеру?»
Б.Н.: Для мужчин в нашей стране пенсионный возраст установлен Трудовым кодексом с 60 лет, а средняя продолжительность жизни согласно государственной статистике – 57 лет, так что причин особо беспокоиться по первой части вопроса пока нет.
«1С» – закрытое акционерное общество. По уставу вопрос, кому передать компанию, я должен решать вместе с другими учредителями. Наемные менеджеры, руководители направлений и сейчас немало вопросов решают сами – не надо думать, что я, например, могу детально руководить разработкой игр. И по авторитарности иной наемный менеджер легко дает фору директору-акционеру.
Саша: «А может, вам плюнуть на все и укатить за границу? И активы с производством перенести в более благоприятную экономическую зону?»
Б.Н.: Отечественная действительность иногда и вправду плохо влияет на предпринимателя. Но это все эмоции. «Плюнуть» на 700 000 компаний и миллионы пользователей, на 90 000 специалистов, которые работают у наших партнеров? Они, между прочим, трудятся и платят налоги. Они на нас рассчитывают, поэтому мы здесь нужны. Кот Матроскин из мультика сказал: «У меня здесь хозяйство». Обидно, почему это мы должны уезжать?
В.А.: «Правда ли, что корпорация Microsoft уже поглотила вашу компанию?»
Б.Н.: «1С» и Microsoft разные организации. Microsoft – один из ведущих мировых поставщиков компьютерных технологий, но там понимают значимость «1С» как разработчика решений для автоматизации предприятий. Мы взаимно изучаем возможности технологического сотрудничества.
Алексей Х.: «Меняется ли корпоративная культура с ростом компании?»
Б.Н.: Мы не являемся в этом плане образцовой фирмой. В какой-то степени в «1С» сохранилась атмосфера небольшого творческого коллектива, где все готовы прийти на выручку друг другу. И это хорошо. Наверное, уже надо перестраиваться, чтобы работать по-взрослому, – с письменными инструкциями и «холодными наймитами-менеджерами». Но реально компания выигрывает, когда люди работают с энтузиазмом, раскрывается их креативность. С другой стороны, успехов можно добиться, поставив процесс на индустриальный поток.
Такое сочетание – индустрии и энтузиазма – трудно обеспечивать. Мы с руководителями отделов много времени уделяем кадровой работе.
Петр Пимашков: «Часто ваша компания приглашает на работу провинциальных программистов. Удается ли кому-то из них закрепиться в Москве или они уезжают домой, не отработав и трех месяцев?»
Б.Н.: У нас успешно работают программисты, методисты, менеджеры и из других городов, и из других республик бывшего СССР. Они проходят такой же предварительный отбор, как и москвичи. По нашему опыту возможность закрепиться зависит не от того, откуда человек приехал, а от его способности творчески и ответственно работать. Уровень оплаты в фирме «1С» позволяет иногородним специалистам нормально обустроиться в Москве. Многие приспосабливаются к столичной жизни легко, другим это дается труднее. Те, кто привозит с собой семью или находит пару, остаются практически всегда, а те, у кого семья и друзья на старом месте, бывает, уезжают обратно.
А. Фролов: «Что вы думаете о конкурентоспособности отечественных программных продуктов?»
Б.Н.: Мы считаем, что располагаем серьезными козырями в конкурентной борьбе. Во-первых, передовой технологической платформой «1С:Предприятие». Во-вторых, прикладными решениями, которые разрабатываются с учетом реальных нужд отечественных пользователей. В третьих, развитой партнерской сетью по поддержке, внедрению, привязке к потребностям отраслей и конкретных предприятий. Потенциал рынка очень велик, и все зависит от того, насколько энергично мы сможем развивать наши продукты и услуги, повышать их качество, привлекать новые категории пользователей. Там, где это удается сделать, мы растем быстрее, чем рынок в среднем. Например, суммарные продажи основных решений системы «1С:Предприятие» для управления и учета в торговле («1С:Управление торговлей 8.0» и «1С:Торговля и склад 7.7») за первое полугодие 2004-го превышают показатели аналогичного периода 2003-го на 93% – при том, что, по данным агентства РБК, средние темпы роста этого сегмента рынка составляют порядка 50% в год.
Маргарита К.: «Какую технику вы используете дома и в офисе?»
Б.Н.: У меня функциональное отношение к технике. Я не понимаю современной гонки за престижем. Техника должна быть удобной и надежной. Люблю качественный инструмент. Поэтому техника у меня служит долго. Вот мы закупили для офиса желтые чайники Tefal – оказались очень качественными. Решил купить такой же домой, но цвет выбрал салатовый. Мобильный у меня от Nokia, не помню номер модели, но телефон большой и удобный. Многие технократы с таким ходят: у него батареек хватает на неделю, аппарат черно-белый и без полифонии. Еще есть смартфон SonyEricsson P800. Летом на дачу или на пляж брать ноутбук неудобно, а смартфон – маленький, можно и детей сфотографировать, и в интернетовской конференции поучаствовать. Очень полезная вещь.
Елена М.: «Будет ли реализована возможность расчета зарплаты и ведения бухучета через Интернет?»
Б.Н.: Технологические средства программы «1С:Предприятие» обеспечивают различные варианты организации дистанционной работы, в том числе через Интернет с помощью обычного браузера. Такой метод эффективен для специализированных решений, где важна оперативность, а число необходимых функций невелико – например, для организации взаимодействия разъездных торговых агентов или удаленных торговых точек с центральным офисом или складом. Такие решения делаются, например на «1С:Управление торговлей 8.0».
Илья Уколов: «На какие объемы производства рассчитана программа управления производственным предприятием? Какие виды производства она поддерживает?
Б.Н.: Сейчас в системе «Управление производственным предприятием» реализованы методики управления производством, планирования ресурсов, ориентированные в первую очередь на дискретное производство, которое чаще других встречается на практике. Платформенная архитектура программы «1С: Предприятие» ориентирована на возможность доработки и переработки прикладных решений в соответствии с потребностями конкретной организации. Оценивать, насколько эти изменения необходимы, должны специалисты партнерских фирм, занимающихся внедрением программы.
Анализ результатов пилотных проектов (более чем на 200 предприятиях) показывает: типичный пользователь – производственное предприятие средней численностью 1300 сотрудников, насчитывающее 15 цехов и складов. Большая часть клиентов работает в следующих отраслях: машиностроение и металлообработка, пищевая промышленность, производство строительных материалов, химическая и фармацевтическая промышленность. Самый крупный на сегодняшний день клиент – производственный холдинг, в котором более 12 000 сотрудников и около 100 цехов и складов на нескольких территориально распределенных предприятиях. Самый маленький – компания из 12 человек, занимающаяся сборкой и ремонтом компьютеров.
За первый месяц продаж финальной версии ее приобрели 79 предприятий для автоматизации более 3500 рабочих мест, что для системы такого класса на нашем рынке является очень хорошим результатом.
Среди этих предприятий есть и такие, которые выпускают широкий спектр товаров, десятки тысяч наименований, а также те, которые делают достаточно сложную продукцию, состоящую из тысяч и десятков тысяч компонентов. Например, комбайн насчитывает до 10 000 комплектующих, отечественный автомобиль – 10 000 – 15 000 тысяч, а BMW, которые у нас в Калининграде собирают, состоят из 25 000 деталей и узлов. Реальных проектов сборки продукции из сотен тысяч комплектующих пока для анализа не поступало, но в принципе технологических ограничений нет, мы рассчитываем, что и с такими задачами «Управление производственным предприятием» должно нормально справляться.
Что такое «1С»?
Год основания: 1991
Оборот в 2004 году – $100 млн (по прогнозам аналитиков)
Продает программные продукты собственной разработки и продукты других компаний. В ассортименте около 5000 позиций
Клиенты: более 700 000
Дилеры: более 5300 постоянных партнеров в 570 городах бывшего СССР
Партнеры: 3300 франчайзинговых компаний.
Основные конкуренты: Microsoft, «Парус», «Галактика», «Бука», «Руссобит»
Резюме Бориса Нуралиева
Возраст: 46 лет
Образование: в 1980 году окончил Московский экономико-статистический институт по специальности «Автоматизированные системы управления»
Профессиональный опыт:
С 1991 года по настоящее время – «1С» – директор;
1987 – 1991 гг. – ВНИПИ учета ЦСУ СССР – старший научный сотрудник, зав. сектором, зав. отделом и главный инженер;
1980 – 1987 гг. – МЭСИ – инженер, младший научный сотрудник;
Личная информация: женат, трое детей, любит лежать на диване, любимый литературный герой – кот Матроскин.
Комментарии
2