Менеджмент

Управление и учет

Какое отношение социализм имеет к проблемам внедрения? Никакого. Просто, вспомнил сакраментальное: "Социализм - это, прежде всего, учет и контроль". А в предыдущей статье мы говорили о некоем цикле управления, в котором, правда, не было фазы "Учет", но и фаз было не две, а больше. А еще говорилось, что если фаз управления меньше, чем должно быть, то обЪект неуправляем, а значит, врежется наверняка! Вспомнили?

Управление и учет

Алексей Федосеев,
фирма Инталев

Почему распадаются социализмы?

Честно говоря, не знаю. Больше того, я вообще не уверен, что они распадаются. Во всяком случае, нашему-то еще жить, да жить, если судить по происходящему.

Какое отношение социализм имеет к проблемам внедрения? Никакого. Просто, вспомнил сакраментальное: "Социализм - это, прежде всего, учет и контроль". А в предыдущей статье мы говорили о некоем цикле управления, в котором, правда, не было фазы "Учет", но и фаз было не две, а больше. А еще говорилось, что если фаз управления меньше, чем должно быть, то обЪект неуправляем, а значит, врежется наверняка! Вспомнили?

Продолжаем работать, или Сначала был план

В предыдущей статье мы рассмотрели пример автоматизации фазы планирования. Следующая за ней фаза - выполнение. Вернемся к примеру из предыдущей статьи о планировании расходов и выплат. Пришёл черёд выполнять план - ремонтировать оргтехнику. Алгоритм действий пользователей в КИС (напомню, в качестве платформы была выбрана система "1С:Предприятие 7.7") в рассматриваемом случае был следующим:

  1. Подчинённый IT-менеджера (или он сам) должен был ввести в систему заявку на выплату, допустим, 630 USD (а запланировано было, как вы помните, 600), указать статью - поддержание оргтехники, и способ оплаты - безналичный (тоже бывает).
  2. Он сразу же видел перерасход - 30 USD (в общем случае - величину неизрасходованного остатка по статье). Если он человек мужественный, в системе была возможность послать такую заявку финансовому директору (типа, нажми кнопку "Отправить по маршруту"). Иначе - надо было корректировать сумму выплаты.
  3. Нелишний комментарий. И в случае автоматизации процесса планирования, и сейчас, - без организации документооборота КИС просто :, ну непродуктивна, что ли? Для каждого документа, если с ним работает несколько сотрудников в определенной временной и логической последовательности, просто необходимо разработать маршрут. То есть, необязательно строить КИС на базе системы документооборота типа Notes, но, что по своим возможностям она должна быть круче MS Outlook, это факт.

  4. Финансовый директор получал сообщение о новой заявке от IT-менеджера, видел перерасход по ней и текущий остаток денежных средств на том счёте, с которого она будет уплачена.
  5. Если финансовый директор был согласен, он утверждал заявку и, тем самым, продолжал её движение по маршруту. Если не согласен - отклонял, что означало возврат заявки к её отправителю с указанием причины отвода.
  6. В случае утверждения заявка попадала к бухгалтеру, который, после получения необходимых документов (счета, акта, счета-фактуры и т.д.) ставил свою визу - "проведено".
  7. Дальше - бухгалтеру по банку, который одним движением на основании заявки печатал платёжное поручение. Заявка получала статус - "удовлетворена".

Заметим, что необходимым элементом документооборота является доступность ответственным лицам информации о том, кто и как долго обрабатывал заявку, и в какой стадии она в данный момент находится. Естественно, на практике было много нюансов. Например, если заявка удовлетворяла плану, то этап 3 мог и отсутствовать.

Я специально начал с конкретного примера, дальше я попытаюсь систематизировать сказанное. А сейчас, увы, должен прерваться на внесение терминологической ясности.

Что такое Учет, или Стоит ли говорить о второстепенном?

Мы говорим выполнение, подразумеваем: Что и говорить, термин "учет" пользуется чрезвычайной популярностью. На мой взгляд, он имеет пусть важное, но достаточно подчиненное значение в системе управления предприятием. К сожалению, то исключительное внимание, которое ему уделяют большинство внедренцев, чревато - на практике это означает недооценку других аспектов внедрения КИС. Предупреждаю, глава будет очень скучной и говориться будут вещи ТРИВИАЛЬНЫЕ. Ниже я покажу, что они действительно второстепенны, а пока, что делать, - придется потерпеть. Итак, учет бывает бухгалтерским и управленческим.

Бухгалтерский учёт - система сбора и хранения информации о хозяйственно-финансовых операциях с целью получения фискальной отчётности.

Фискальная отчётность - регламентированная государством, фондами и прочими похожими на них инстанциями отчётность о хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, используемая для исчисления налогов и сборов этим инстанциям с этого предприятия.

Управленческий учёт - система сбора и хранения первичных данных о хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, используемая для получения информации, необходимой для принятия менеджерами управленческих решений.

Как следует из определений, редко когда цели бухгалтерского учёта совпадают с целями управленческого учёта. Различие целей предполагает и различия в способах их достижения. Конкретно - используются разные алгоритмы обработки данных, разная периодичность и, наконец, разное множество документов. Общим для учетов является их обЪект - финансово-хозяйственная деятельность предприятия. А это означает, совершенно формально, что информация о регистрируемых в системе операциях принципиально может являться однократно вводимой. На практике это может реализовываться следующими способами.

Каждый первичный документ порождает одну из нескольких бухгалтерских (совокупности проводок) и управленческих операций. Список и содержание этих операций, естественно, подлежат определению и настройке внедренцем и заказчиком перед и в течение опытной эксплуатации. В общем случае, один хозяйственно-финансовый документ может порождать не одну операцию, а цепочку связанных бухгалтерских и управленческих операций. Опять же, совсем необязательна строгая синхронизация проведения соответствующих бухгалтерских и управленческих операций.

Если после сказанного вы решили, что фаза выполнения планов и "учет" - это синонимы, поздравляю, вы ошиблись. Кроме управленческого и бухгалтерского учета, ведь есть еще и маркетинг, и управление персоналом, и прочая, прочая, прочая: То есть, если строго, учет является лишь фрагментом фазы выполнения, и при автоматизации исключительно его, отдача от вложенных инвестиций в систему будет в несколько раз меньше, чем от инвестиций в создание полноценной АСУ. Все равно, что вкладывать деньги в менее надёжный банк под меньший процент.

Строгие определения, это, конечно, хорошо, но какая практика исчерпывающе описывается теорией? Просто перечислю часть того, с чем можно столкнуться на практике в многотрудном деле автоматизации фазы выполнения (давайте, все-таки, отдохнем от "учета") - списком, не раскрывая:

  • Необходимость одновременного ведения разных систем бухучета для одного предприятия (например, хозяйственного, бюджетного, в системе GAAP);
  • Необходимость ведения нескольких "бухгалтерий" одного предприятия (мы имели ввиду холдинг, а вы что подумали?);
  • Национальные особенности управленческого учета, как-то, бартер, взаимозачёт или расчёт закупочных цен и калькуляции производства в зависимости от цен продажи и фирм в составе холдинга, осуществивших реализацию, и т.д.;
  • Необходимость стыковки с разнообразным периферийным оборудованием (кассовые аппараты, штрих-кодовое оборудование, АТС и т.д.)
  • Построение территориально-распределенной системы автоматизации;
  • Использование различных программных платформ:

И ТАК ДАЛЕЕ.

Undo (Отменить предыдущее)

Сосредоточились и продолжаем. Обобщением приведенного выше конкретного примера фазы выполнения планов (без лирики) является следующая схема:

Такая, и только такая, организация выполнения может обеспечить выполнение планов. Как видите, специфика решаемых задач действительно неважна. О чем я и предупреждал. Гораздо важнее другое.

Властелин Колец

А теперь о Главном. Если вы обратили внимание, в основе схемы фазы выполнения лежит тот же цикл управления, о котором мы говорили в предыдущей статье. Не надо сильно напрягаться для того, чтобы увидеть старых знакомых - Целеполагание, Планирование, Выполнение, Контроль, Корректировка, Формирование управленческого воздействия. Вы их видите? Парадокс? Да, нет же! Любая подсистема управляемой системы должна и может быть УПРАВЛЯЕМА! И коль скоро это так, цикл управления и методы его автоматизации принципиально одинаковы, идет ли речь о предприятии в целом, некоторой области его деятельности (маркетинг, закупка/продажа, производство, управление персоналом и т.д.) или конкретных бизнес-процессах, являющихся частью областей деятельности.

Если перенестись в мир геометрических аллегорий, то цикл управления является типичным фракталом - регулярным геометрическим элементом, часть или части которого могут в свою очередь являться исходным элементом, представляя собой зримый образ рекурсии. Узоров, являющихся комбинациями циклов-колец бесконечно много, и каждый конкретный узор может являться интерпретацией/описанием системы управления неким РЕАЛЬНЫМ обЪектом/предприятием. Или наоборот, любое управляемое предприятие является просто интерпретацией какого-то переплетения колец. Совершенный узор - совершенная система управления - совершенное предприятие. Любой изЪян в узоре означает СОВЕРШЕННО РЕАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ в этой жизни.


Комментарии

1
  • Хранитель_врат
    СОБСТвЕННО СТАТЬЯ ПЕРЕКЛИКАЕТСЯ С МОИМИ СОБСТвЕННЫМИ МЫСЛЯМИ НА ЭТУ ТЕМУ. ПОЭТОМУ СМЕЛО МОГУ "ДОБАвИТЬ ЛОЖКУ ДЕГТЯ" - ТЕ вОПРОСЫ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ, С КОТОРЫМИ ПРИХОДИТСЯ СТАЛКИвАТЬСЯ.
    1. УПРАвЛЕНЧЕСКИЙ ЦИКЛ в КАКОЙ-ТО СТЕПЕНИ ЯвЛЯЕТСЯ ФИЗИЧЕСКИМ ЗАКОНОМ. ЕГО НЕ ОБОЙТИ НИГДЕ, НИКАК И НИКОГДА. ДАЖЕ ПЛОХОЕ УПРАвЛЕНИЕ И ДАЖЕ ЕГО ОТСУТСТвИЕ в ЛЮБОМ СУЩЕСТвУЮЩЕМ ПРОЦЕССЕ ПРОХОДИТ ПО ЭТАПАМ ЭТОГО ЦИКЛА. ДАЖЕ, КОГДА КАЖЕТСЯ, ЧТО ЭТО НЕ ТАК. ПОЭТОМУ НУЖНО НЕ вНЕДРЯТЬ ТАКОЙ ЦИКЛ, А АНАЛИЗИРОвАТЬ, КАКИЕ ЭТАПЫ ЦИКЛА вЫПОЛНЯЮТСЯ ХАЛТУРНО И НЕ СООТвЕТСТвУЮТ ЦЕЛЯМ
    2. ПО ПОвОДУ ФРАКТАЛЬНОСТИ. ИНАЧЕ ГОвОРЯ, КАЖДЫЙ ЭТАП ЦИКЛА СОСТОИТ ИЗ ТОЧНО ТАКОГО ЖЕ ЦИКЛА НА ДРУГОМ УРОвНЕ ЦЕЛЕЙ, ЗАДАЧ И ОТвЕТСТвЕННОСТИ. МАЛОГО ТОГО, МОЖНО СКАЗАТЬ, ЧТО вЗАИМОДЕЙСТвИЕ УПРАвЛЕНЧЕСКОГО ЦИКЛА С ЦИКЛОМ "вЕРХНЕГО УРОвНЯ ОТвЕТСТвЕННОСТИ" ПРОИСХОДИТ НЕ КАК ПОПАЛО, А ОБЯЗАТЕЛЬНО ЧЕРЕЗ вХОД НА ЭТАП ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ И вЫХОД ИЗ ЭТАПА КОРРЕКТИРОвКИ. И НИКАК НЕ ИНАЧЕ.
    3. САМА ЦИКЛИЧНОСТЬ ЯвЛЯЕТСЯ ФИКЦИЕЙ. С ОДНОЙ СТОРОНЫ, КОНЕЧНО, вОЗвРАТОв в ЦИКЛЕ БЫТЬ НЕ МОЖЕТ. ЕСЛИ НАЧАТ ЭТАП ПЛАНИРОвАНИЯ, ТО НЕ ЗАвЕРШИв ЦИКЛ вОЗвРАТИТЬСЯ НА ЭТАП ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ НЕ ПОЛУЧИТСЯ. ТО ЕСТЬ, МОЖНО ПОДУМАТЬ, ЧТО вОТ, МЫ НАЧАЛИ ПЛАНИРОвАТЬ И ПОНЯЛИ ЧТО ДОЛЖНЫ ИЗМЕНИТЬ ЦЕЛИ. НЕТ - ПОНЯЛИ ЭТО вСЕ-ТАКИ СТАДИЯ КОНТРОЛЯ И АНАЛИЗА. ПРОСТО МЫ СМОДЕЛИРОвАЛИ "вЫПОЛНЕНИЕ" И ДОШЛИ ДО СТАДИИ КОРРЕКТИРОвКИ, А вОвСЕ НЕ вЕРНУЛИСЬ НА ЭТАП ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ. И САМОЕ ГЛАвНОЕ. КОРРЕКТИРОвКОЙ ЦИКЛ ЗАКАНЧИвАЕТСЯ. НАЧИНАЕТСЯ НОвЫЙ ДЕНЬ, НОвЫЙ ПРОЦЕСС, ПРОХОДЯЩИЙ ЧЕРЕЗ ТЕ ЖЕ САМЫЕ ЭТАПЫ, НО НЕТ НАСТОЯЩЕГО ЦИКЛА. ЕСТЬ НОвЫЙ ПРОЦЕСС. ЭТО ОЧЕНЬ вАЖНО ПОНЯТЬ. ПОТОМУ ЧТО ЭТО КРИТЕРИЙ ОЦЕНКИ УПРАвЛЯЕМОСТИ И РАЗГРАНИЧИвАМЕОСТИ ОТвЕТСТвЕННОСТИ.
    ТАК вОТ, ТРИ вЫШЕСКАЗАННЫХ СООБРАЖЕНИЯ ГОвОРЯТ О ТОМ, ЧТО:
    1. ЦИКЛ УПРАвЛЕНИЯ НЕ ПОЗвОЛЯЕТ КАК-ТО УНИФИЦИРОвАТЬ МЕХАНИЗМЫ УПРАвЛЕНИЯ. ОН ЯвЛЯЕТСЯ СЛЕДСТвИЕМ ПРИРОДЫ УПРАвЛЕНИЯ.
    2. ЦИКЛ УПРАвЛЕНИЯ НЕ МОЖЕТ ЧЕМУ-ТО НАУЧИТЬ. ЗАТО ОСОЗНАНИЕ СУЩЕСТвОвАНИЕ ЦИКЛА УПРАвЛЕНИЯ МОЖЕТ НАУЧИТЬ СМОТРЕТЬ НА БИЗНЕС БОЛЕЕ СИСТЕМНО
    3. САМОЕ ПРИЯТНОЕ. ДОКАЗАв ТЕОРЕМУ "ЦИКЛОв УПРАвЛЕНИЯ" МОЖНО ДОКАЗАТЬ, ЧТО в УПРАвЛЕНИИ вОЗМОЖНО ЕДИНООБРАЗНОЕ ДЕЛЕГИРОвАНИЕ ОТвЕТСТвЕННОСТИ. НО, С ДРУГОЙ СТОРОНЫ - МОЖНО ТОЛЬКО ДОКАЗАТЬ, ЧТО ЭТО вОЗМОЖНО. ТЕОРЕМА ЦИКЛОв УПРАвЛЕНИЯ НЕ ПОДСКАЖЕТ КАК ЭТО МОЖНО СДЕЛАТЬ.