Новая защита ИТС: защита от КОГО?

Если верить популярным сетевым форумам (а у меня нет причин не верить такой массе народа), то в проекте ИТС произошли довольно интересные технологические изменения. Изменения эти связаны с усилением защиты от копирования.

Автор статьи: WildHare,

Источник

Если верить популярным сетевым форумам (а у меня нет причин не верить такой массе народа), то в проекте ИТС произошли довольно интересные технологические изменения. Изменения эти связаны с усилением защиты от копирования.

У меня под руками нет последнего (октябрь-2002) ИТС, и я не могу своими руками проверить эту информацию, но постоянно всплывающие многостраничные обсуждения типа "У кого получилось скопировать последний диск ИТС?" говорят о том, что информация верная – просто в силу количества и разнородности обсуждающей публики.

Раньше с дисками ИТС была одна серьёзная проблема: блокирования операции copy в контексте документа. Глазами-то документ читать можно, и распечатать можно, а вот скопировать кусок текста и перенести в свой собственный документ – фигушки. Божественное откровение нельзя размножать тупым копипастингом. ;-)

Раньше эта проблема легко лечилась: устанавливаем Acrobat Distiller, печатаем документ на адобовском "эмуляторе принтера", и получаем полноценный PDF, а уже оттуда текст можно перенести куда угодно. Сейчас же (если верить всё тем же популярным форумам), такая методика уже не прокатит.

Но главным новшеством стало навешивание на диски ИТС защитного механизма StarForce. Перед запуском оболочки ИТС защита проверяет сам носитель – и если носитель чужеродный (скажем, CDR-болванка), то оболочка просто откажется работать. Таким образом, пользователей лишили права делать резервные копии легально купленных дисков.

Сразу возникает масса не очень приятных для пользователя вопросов: а что делать, если диск сломается или потеряется? Это ведь бывает сплошь и рядом. А если организация большая, то сотрудникам так и бегать друг за другом, выпрашивая этот несчастный диск? Или же оформить подписку на каждого сотрудника в отдельности?

Вопросы эти из разряда риторических – своим технологическим решением фирма "1С" перевела диски ИТС из разряда интеллектуальной продукции в разряд продукции материальной. Ведь если вы купили пачку пельменей, а по дороге домой потеряли (или донесли до дома, но потом забыли в тёплом месте на пару суток), вам ведь придётся покупать новую пачку, так? И если вам надо накормить десять человек, то одной пачки на всех не хватит, так?

Вот и с дисками ИТС та же ситуация, что и с пельменями. Теперь вы покупаете не поддержку и не информацию, вы покупаете единственный экземпляр носителя этой информации. Это даже не аналог бумажных текстов, книгу или газету можно пропустить через копир – а попробуйте отксерить пачку пельменей.

Давайте подумаем, какие такие причины заставили фирму "1С" столь откровенно наплевать на права своих пользователей? Ведь право делать резервные копии носителей информации входит (или уже входило? ;-) в fair use, т.е. в честное использование ИТ-продукта.

Я ещё могу понять, когда защиту от копирования навешивают на игры в jewel-упаковке, всё-таки игрушка – это развлекательный софт, да стоит она каких-то три доллара. Хотя, признаться, меня страшно бесила эта самая StarForce, навешенная на "Казаков" – я ведь купил право играть в эту игрушку, наличие диска в приводе для игрового процесса не требуется, так нафига мне каждый раз делать лишние телодвижения? И ведь не успокоился, пока не нашёл отмычку и не отучил свою копию "Казаков" от дурных манер. ;-)

Но то игрушки, их покупают, чтобы побаловаться. С дисками ИТС ситуация несколько иная. Когда конечный пользователь покупает учётную систему, он платит за дистрибутив. А когда наничанает этой системой пользоваться, то платит за поддержку, т.е. за помощь со стороны производителя и/или продавца.

Проект ИТС, по сути, преследует две цели: перенаправить часть денег, поступающих от пользователей в рамках оплаты за поддержку, из бюджетов партнёров в бюджет самой "1С", и (что интереснее) заставить пользователя платить не за фактически оказанную помощь, а за возможность этой помощью воспользоваться, буде возникнет у него такая необходимость.

Понятно, что пользователи страсть как не хотят покупать то, что им вот именно сейчас не нужно. Поэтому для перевода информационно-технической поддержки на модель постоянно оплачиваемой подписки есть два пути.

Первый путь – прямой, как табуретка. Мы просто пишем в лицензионном соглашении, что техническая поддержка (которая включает в себя то-то и то-то) бесплатна в течение первых стольки-то дней с момента приобретения продукта, а потом она становится платной по установленным нами расценкам. Именно так, кстати говоря, делает большинство производителей Linux, да и не только они.

Но если у нас нет лицензионного соглашения, как класса, если мы продаём не программный продукт, а пельмени в коробке из-под программного продукта – прямой путь нам не подходит. И что тогда делать?

Тогда нужно пойти другим путём. Нужно закамуфлировать наше желание получать ежемесячные отчисления от пользователей под отеческую заботу о них же, облечь нашу "поддержку" в материальную, осязаемую форму, и попытаться продать получившийся продукт возможно большей массе народа. Само собой, к дистрибутиву будет прилагаться бесплатная подписка на столько-то выпусков – суть-то у обоих путей одинаковая, просто формы разные.

Вот примерно так и появился на свет проект ИТС. И, само собой, никто из пользователей особым желанием покупать подписку не горел. Чтобы понять причины, достаточно изучить контент хотя бы трёх дисков ИТС, идущих подряд. А раз шквального спроса нет, его нужно создать – этому учит любой учебник маркетинга.

Создавать спрос на продукт, подобный подписке на ИТС, можно опять-таки двумя путями.

Первый путь – креативный. Он заключается в том, чтобы сделать продукт действительно интересным для пользователя, разместить там уникальный контент, в общем, сделать для пользователей что-то типа "Санта-Барбары" на CD. Чтобы после просмотра одной серии хотелось купить следующую (хотя бы для того, чтобы узнать, чем же оно кончилось).

Но это ведь означает серьёзно вложиться в контент, правда? А мы не хотим много тратить, мы хотим много получать. Так что единственный уникальный контент, который мы можем себе позволить, это апедйты нашего же собственного ПО, но они выходят не каждый месяц. Плюс мы немного промахнулись с целевой аудиторией – бухгалтера и так найдут всю нужную им бухгалтерскую информацию, на любимых сайтах, в любимых газетах, в любимом "Консультанте". Ну а публиковать на ИТС порноролики не получится – народ-то будет с руками отрывать, да вот по закону не положено.

Так что креативный путь не подходит, и остаётся деструктивный. Почему это у наших замечательных дисков ИТС такой плохой спрос? Потому, что разные выпуски похожи друг на друга, как однояйцевые близнецы? Вовсе нет. Все беды – от пользователей, каждый из которых суть пират, либо действующий, либо потенциальный. Купит один такой наш ИТС, нарежет десяток болванок, да и будет продавать по дешёвке. Или соберётся десяток пользователей, оформят в складчину подписку, получат диск, и нарежут каждому по копии.

Получается, что главным врагом проекта являются сами его подписчики.. Бред, правда? Только это не у меня получается, это у фирмы "1С" получается – раз уж они взялись бороться именно с пользователями. А казалось бы, чего проще: посади пару человек фильтровать сетевые форумы и ньюсгруппы на предмет интересной не только бухгалтеру инфы, заключи соглашения о перепечатке с независисыми контент-сайтами, найми пару авторов, пишущих человеческим языком (чтобы пользователь мог читать без риска вывихнуть челюсть), выкладывай на каждый диск новые и разные полезные инструменты. Придумай какую-нить игру для своих пользователей (играть-то они все любят), устрой им лотерею с розыгрышем призов по GUID диска..

Но для компании, которая даже свой сайт не доверяет хостить посторонним (пусть они и трижды профессионалы в этом деле, в отличие от), такой путь неприемлем по определению. Лучше уж внедрить дополнительную защиту от копирования, лишить пользователей их законных прав, и каждое утро смотреть на денежное дерево – а не прибавилось ли на нём листочков?

Комментарии

21
  • Хранитель_врат
    смешно, но немного зло.
    ЗЫ продолжение давай, нормальная сантабарбара получаецца ;)
  • Хранитель_врат
    Похоже на горькую правду...
    У меня к сожалению (?) только один ИТС-диск - так вот возник вопрос : "А что новый диск это старый контент + новое ?"
  • Хранитель_врат
    целиком и полностью поддерживаю, все действительно так. смотрел октябрьский ИТС и у меня сложилось резко отрицательное мнение об этой затее 1С. ничего хорошего из этого не выйдет.