Автоматизация учета

Внедрение — на ошибках учимся...

«Умные учатся на чужих ошибках» - на мой взгляд, это философская тема. Некоторые говорят, что пока своих шишек не набьешь, ничего не поймешь, а некоторые все-таки стараются извлечь что-то полезное из чужого опыта. Я надеюсь, что эта статья поможет избежать многих ошибок компаниям, собирающимся внедрять программные продукты «1С».

«Умные учатся на чужих ошибках» - на мой взгляд, это философская тема. Некоторые говорят, что пока своих шишек не набьешь, ничего не поймешь, а некоторые все-таки стараются извлечь что-то полезное из чужого опыта. Я надеюсь, что эта статья поможет избежать многих ошибок компаниям, собирающимся внедрять программные продукты «1С». 

Процесс внедрения, на первый взгляд, выглядит очень просто – «купили – установили». Но на самом деле, это определенная последовательность шагов, каждый из которых очень важен. И не потому, что это чья-то прихоть, а потому, что эти шаги стали результатом чужого опыта, это предостережение от совершения своих ошибок, это универсальная схема, которая может применяться любой организацией. Итак, какие же это шаги?

Шаг 1. Выбор программного продукта.  В-первую очередь после принятия решения об автоматизации учета, необходимо проконсультироваться со специалистами и выбрать подходящий программный продукт. Выбор продукта будет зависеть от целей автоматизации, специфики отрасли, размеров организации и других важных факторов. Казалось бы, что сложного – выбрать программу? Оказывается, многих последующих ошибок и неудобств можно избежать, если на первом этапе правильно выбрать программный продукт.

Шаг 2. Моделирование. Если пропустить этот этап, то можно сэкономить немного денег … Сначала … Но потратить огромную уйму впоследствии … Я считаю, что это самый важный шаг, потому что от правильного моделирования будет зависеть вся дальнейшая работа по исправлению ошибок. Модель – это информационная база, в которой смоделирован 1 месяц работы конкретной организации, автоматизирующей учет. Модель создается индивидуально для каждого клиента. Созданию модели предшествует анализ специфики деятельности организации, требований к автоматизации учета и возможностей программного продукта. На примере модели пользователю объясняется смысл и назначение тех или иных справочников, документов и отчетов.  Модель – это пример, из которого можно понять принцип работы программного продукта.

Модель – это подсказка для пользователя. Кроме того, что модель будет являться основой для дальнейшей работы пользователей программного продукта, она так же выявляет необходимость доработки типовой конфигурации.

Если перед пользователем стоят задачи, которые невозможно или неудобно реализовать в типовой конфигурации модели, совместно со специалистами сопровождающей фирмы, пользователем составляется техническое задание на доработку программного продукта. Но в первую очередь, конечно же, анализируется возможность реализации поставленных задач в типовой конфигурации. К сожалению, часто приходилось встречаться с такой ситуацией, когда обнаруживается, что сторонняя организация дописала типовую конфигурацию, не разобравшись в ее возможностях и требованиях пользователя.

Добавили свои объекты, хотя на самом деле можно было обойтись типовыми механизмами, и, соответственно, сэкономить время и деньги. Именно поэтому модели нужно уделить особое внимание. Если индивидуальные доработки не нужны и никакие «хотелки» реализовывать не надо, можем сразу переходить к шагу № 5.

Шаг 3. Доработка конфигурации. Как было замечено выше, этот шаг не является обязательным. Но если необходимость доработки существует, план действий будет следующим:
Составляется и утверждается техническое задание на доработку типовой конфигурации. Вообще, техническое задание представляет собой документ, написанный «языком программистов», т.е. содержащий в себе термины, непонятные обычному пользователю. Поэтому, необходимо также составить функционально-техническую спецификацию (описание требований к конфигурации).

Это документ, написанный совместно пользователем и специалистом предметной области, понятный обычному человеку, но на основании которого можно поставить конкретное задание программисту. Т.е. необходимо подробно описать, какие функции должен нести тот или иной механизм. Например, какую информацию должен содержать документ, какие реквизиты в нем будут указываться, какие проводки или движения по регистрам он должен отражать при проведении.

Шаг 4. Тестирование. Этот шаг предполагает проверку доработанной конфигурации на конкретных данных. Пользователи должны уделить этому этапу особое внимание, потому что только пользователь может знать и предполагать все возможные ситуации и операции, которые должны отражаться доработанными механизмами. Желательно проводить тестирование в несколько этапов:

  • Тестирование специалистами сопровождающей фирмы. Цель – проверка механизма работы и соответствия техническому заданию.
  • Тестирование пользователями (сотрудниками заказчика). Цель – Отработка как стандартных, так и нестандартных операций, проверка логики работы механизма, выявление дополнительных пожеланий.

Шаг 5. Обучение. Этап, который так же, как и предыдущие, позволит в последствии сэкономить деньги. Конечно же, вся необходимая для начала работы информация содержится в книгах, издаваемых фирмой 1С. Но если до момента внедрения новой программы у пользователей не было опыта работы с программными продуктами 1С, очные занятия не помешают. Обучение может быть организовано в нескольких вариантах:

  • Групповые лекционные занятия, которые прослушиваются всеми пользователями с последующим проведением практических занятий
  • Индивидуальная работа с каждым пользователем на его рабочем месте и по его задачам
  • Занятия в небольших группах пользователей, выполняющих одни и те же должностные обязанности.

В процессе обучения можно чередовать лекционные и практические занятия с контролем знаний. То есть можно организовать тестирование с целью проверки усвоения информации. В результате тестирования выявляются непонятные пользователю вопросы, к ним можно вернуться и пройти эти темы еще раз.

Шаг 6. Текущие консультации. Этап представляет собой не какое-то конкретное законченное действие, а процесс. Обычно во время работы у пользователей возникают некоторые вопросы: почему авансы не зачитываются, почему месяц не закрывается, почему ндс не сходится и так далее. Сопровождающая фирма всегда должна быть готова помочь. В зависимости от сложности вопроса, консультации могут оказываться как по телефону, так и с выездом к клиенту. А для клиентов, находящихся территориально далеко от сопровождающей фирмы, могут быть организованы консультации с использованием технологии «удаленный доступ».

Шаг 7. Закрытие месяца. Исправление ошибок. Для первого закрытия месяца можно пригласить к себе специалистов-консультантов сопровождающей фирмы. Но делать это нужно не для того, чтобы они сами все закрыли без вашего ведома, а для того, чтобы на ваших цифрах показали алгоритм выявления ошибок, логику работы программы и механизм закрытия месяца. Очень важно на этом этапе не просто все закрыть и свести, но составить определенный алгоритм проверки, исправления ошибок в учете, проведения регламентных операций. Важно научиться все это делать, потому что в следующий раз нужно будет проделать ту же работу самостоятельно, ведь чем реже вы видитесь с сопровождающей фирмой, тем эффективнее  сопровождение.

Шаг 8. Самостоятельная работа. Завершающий этап. Предполагает своевременное обновление программных продуктов и оказание текущих консультаций только в нестандартных ситуациях и операциях, которые проводятся впервые и вызывают затруднения. Если до этого момента ни один шаг не был пропущен, можно сказать, что мы пришли к идеальному развитию ситуации — организация, внедрившая программный продукт живет самостоятельно и независимо от сопровождающей фирмы. Если используются типовые конфигурации программных продуктов 1С, то даже обновление можно выполнять самостоятельно, используя диски ИТС.

Почему последовательность шагов должна быть именно такая? Почему очень важно выполнять все шаги, а не «прыгать через ступеньки»? Потому что на ошибках учатся, и в нашей практике работы встречалось немало ситуаций, когда к нам обращается организация, до этого момента у нас не обслуживающаяся, с просьбой помочь с восстановлением учета. На первый взгляд, нужны просто текущие консультации, но выясняется, что нужно исправлять все ошибки с начала ведения учета в новой базе. Хорошо,  если внедряться начали недавно и не успели много наработать. А если прошло полгода ?

Целесообразно было бы сначала потратить немного денег и времени для того, чтобы в последствии не пришлось исправлять все то, что уже успели сделать. Уж лучше воспользоваться чужим опытом и чужими ошибками —  «Умные люди учатся на чужих ошибках» . В завершении своих рассуждений хочу задать только один вопрос: А на чьих ошибках будете учиться вы ?

Желаю успешной работы и правильных решений!

Комментарии

8
  • Алексей
    На чужих ошибках еще никто ничему не научился...Человек все постигает с опытом, даже еще будучи ребенком - идет, падает, набивает шишку, встает, опять идет, но уже осторожнее))
    Что касается внедрения, то здесь скорее всего применима пословица - "Каждый сверчок знай свой шесток". Внедрением должны заниматься исключительно профессионалы, потому что стоимость переделок ошибок, выполненных самоучками, может на порядок увеличить ваши расходы. Заплатите профессионалу и требуйте от него по полной, как в вопросах интерграции, так и в вопросах обучения и сопровождения.
  • Андрей
    "техническое задание представляет собой документ, написанный «языком программистов»"- я не согласен. Техническое задание пишется общедоступным языком для заказчика и разработчкика
  • Павел
    Нельзя господин Голубин учиться только на своих ошибках. Дети ведь не все героин пробуют. Я вот не пробовал, чужих ошибок мне хватило ;)

Введение больших оборотных штрафов за утечку персданных пока под вопросом

Организациям будет проще отдать деньги вымогателям, чем заплатить оборотный штраф за утечку персональных данных клиентов.

Утренний бухгалтер № 5686. Завтра — последний день сдачи налоговых отчетов в июле: проверьте себя

До 25 июля включительно 2024 года организации и ИП должны успеть сдать отчетность по налогам.

Банки

Отнесение бизнеса к высокому риску можно будет оспорить в ЦБ, который его присваивает

Банк России будет самостоятельно рассматривать заявления о пересмотре рейтинга компании на платформе «Знай своего клиента». Пока что заявки принимают межведомственная комиссия и Росфинмониторинг.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Татьяна Бакальчук: я подтверждаю начало бракоразводного процесса

«Я не заложница, ни от кого не прячусь»: Татьяна Бакальчук опубликовала видео после заявлений о «рейдерском захвате» Wildberries

Отмена транспортного налога, вычеты для самозанятых, налог на бедных в финансовом обзоре

Ключевые налоговые события

Селлеры наблюдают с тревогой за ситуацией с Wildberries. Приняли закон с изменениями в налоговой политике. 💣«Ночной бухгалтер» № 1730

День вышел насыщенным - обсуждали скандал вокруг объединения Wildberries и Russ, обсуждали налоговые проверки, приняли в третьем чтении закон по реализации основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Опытом делятся эксперты-практики, без воды
НДС

Осталась неделя, чтобы продавцам из ЕАЭС встать на налоговый учет в РФ

Если компания из ЕАЭС продает товары через интернет на территории РФ, ей нужно зарегистрироваться в налоговой и платить НДС в России.

НК РФ

❗❗❗ Госдума приняла масштабный закон с множеством изменений и новшеств в налоговой политике 2023-2025

Принятый сегодня ГД в окончательном третьем чтении закон по реализации основных направлений налоговой политики на 2023-2025 годы уточняет законодательство по отдельным налогам и сборам, а также содержит ряд новаций в НК по совершенствованию и упрощению налогового администрирования.

1

Финансовый результат большинства российских банков за первое полугодие 2024 оказался хуже, чем в 2023

На финансовый результат негативно влияет высокая ключевая ставка и увеличение доли проблемных активов и, следовательно, дополнительных резервов.

Маркетплейсы

96% продавцов маркетплейсов переживают о предстоящих законодательных изменениях в электронной коммерции

Партнеров маркетплейсов беспокоят растущие требования к маркировке и сертификации товаров. Однако большинство предпринимателей не собираются уходить из сферы e-commerce.

Маркетплейсы

Wildberries сменил юридическое лицо

ООО «Вайлдберриз» сменил юридическое лицо маркетплейса на ООО «РВБ».

УК РФ

За участие в нежелательных иностранных организациях можно получить уголовную ответственность

До четырех лет лишения свободы можно получить за участие в работе иностранной компании, которую признали нежелательной в России.

Ведение бизнеса

Nestle не будет производить KitKat в России

Швейцарская компания опровергла слухи о том, что в Перми снова запустят производство шоколада под брендом KitKat.

Бесплатно с Увольнение

Почему нельзя уволить сотрудника из-за прекращения договора с контрагентом: последствия

Работодатель хочет подстраховаться и ограничить срок трудовых договоров сроком отношений с контрагентами, чтобы не вести бизнес в убыток. Разбираем, почему это незаконно и во что может вылиться. 

Почему нельзя уволить сотрудника из-за прекращения договора с контрагентом: последствия
Воинский учет

Компании будут информировать военкоматы о сотрудниках, которые не встали на воинский учет

Работодатели будут отправлять документы о сотрудниках в военкомат через Госуслуги и Реестр воинского учета.

Я так больше не могу: как избежать выгорания на работе

Как избежать выгорания на работе и что делать, если все же вы ощущаете его уже долгое время, разберем в статье.

Я так больше не могу: как избежать выгорания на работе

Какие изменения будут приняты для ИП на УСН с 2025 года

Помимо уже принятых изменений в НК с 2025 года готовятся отдельные поправки для ИП, работающих на УСН и ПСН.

Какие изменения будут приняты для ИП на УСН с 2025 года
Пенсии

Уход за пенсионером: как получить компенсацию и пенсионные баллы

Некоторые граждане могут официально оформить уход за пожилым человеком и получить ежемесячную компенсацию и пенсионные баллы за это. Рассказываем, кто может оформить уход за пенсионером, что для этого нужно и какой стаж в этом случае положен.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
Банки

В мобильных приложениях трех банков произошел сбой

Клиенты Росбанка, Россельхозбанка и Райффайзенбанка не могут пользоваться мобильными приложениями. Кредитные организации могли стать жертвами хакерских атак.

Интересные материалы

НДС

Как организовать раздельный учет НДС по основным средствам

Если основные средства используется одновременно для облагаемых и необлагаемых НДС видов деятельности, нужно вести раздельный учет входного НДС, чтобы правильно применять вычеты.

Как организовать раздельный учет НДС по основным средствам