RTFM :: WYSIWYG Классификация

Документирование - это традиционная головная боль любого творца. И, пожалуй, первым руководством пользователя стала Библия - книга, составленная различными людьми, не обновляемая уже две тысячи лет и написанная задним числом, как и всякая документация. И хотя нынешние внедрения не столь масштабны, разработка приемлемой документации, внятно описывающей созданную информационную систему, и по сей день остаётся проблемой практически каждого серьезного разработчика.

Георгий Сокольский

Источник: Hare.ru @ КБ

Читайте документацию: то что вы видите - это все, что у вас есть

Документирование - это традиционная головная боль любого творца. И, пожалуй, первым руководством пользователя стала Библия - книга, составленная различными людьми, не обновляемая уже две тысячи лет и написанная задним числом, как и всякая документация.

И хотя нынешние внедрения не столь масштабны, разработка приемлемой документации, внятно описывающей созданную информационную систему, и по сей день остаётся проблемой практически каждого серьезного разработчика.

Цель данной статьи - вкратце сформулировать требования, состав и структуру документации на информационную систему (ИС) а также рассмотреть решения, удовлетворяющие данным требованиям применительно к платформам V7 и V8.

Исторически именно разработчики первыми озаботились документированием своих разработок. Результатом этих усилий по наведению порядка стали стандарты документирования, базирующиеся на исходных текстах программных модулей. Однако, с ростом масштаба и комплексности ИС, акценты в документировании все больше смещаются с кода в область формализации требований, архитектуры и регламента использования системы. Таким образом, все большее значение приобретают "производные" по отношению к коду документы.

Давайте попробуем разобраться, кто же является потребителем информации о системе, какую информацию и в какой форме он хочет получать, а также из каких источников данная информация может быть ему предоставлена.

В приведенной таблице по горизонтали перечислены категории потребителей информации о системе, по вертикали  элементы документации системы, являющиеся источниками информации. Hа пересечении строк со столбцами – вопросы, закрываемые данным документом для данного пользователя.

Потребители информации Документация на ИС
Техническое задание Программная документация Руководство пользователя Руководство по ведению учёта Руководство по сопровождению
Разработчики Что хочет получить клиент? Какие выдвинуты требования и ограничения со стороны Заказчика? Какие объекты и для чего применяются в системе? Как все это собственно работает?
Внедрение Какова последовательность внедрения системы, оптимальная для Заказчика? Какие наиболее важные функции системы должны быть внедрены в первую очередь? Как взаимосвязаны между собой эти функциональные подсистемы?
Пользователи Что это у меня на экране и зачем оно вообще нужно? Какое действие, когда и с каким объектом должен выполнить данный пользователь системы в рамках выполнения своих функционально-должностных обязанностей?
Сопровождение Какие объекты и для чего применяются в системе? Как все это работает? Как бы мне тут кое-что поменять, чтобы при этом ничего не испортить? Каким образом система перешла в текущее состояние? Какова алгоритмика обработки информации данным объектом ИС? (т.е. каким образом в системе был получен данный результат, и как его можно скорректировать?)

Рассмотрим эти элементы подробнее.

Категории потребителей информации об ИС сформированы по функциональному признаку. Названия категорий говорят сами за себя. Дополнительной расшифровки заслуживает, пожалуй, лишь категория "Сопровождение". Это специфическая категория потребителей информации об ИС, выполняющего следующие функции:

  • Оперативная поддержка пользователей ИС. То есть именно они будут объяснять пользователю "эту цифру в отчете" и "почему у меня не проводится этот документ".
  • Выполнение заявок пользователей на внесение текущих изменений в конфигурацию ИС и обновление связанной с внесенными изменениями документации ИС.
Документация информационной системы заслуживает более детального описания.

Техническое задание (ТЗ) является, по сути, иерархическим перечнем различных типов требований к информационной системе с указанием критериев оценки соответствия системы данному требованию.

Основу требований к ИС традиционно составляют:

  • Требования к составу и структуре функций системы, формализуемые в модели бизнес-функций Заказчика, поддерживаемых системой.
  • Требования к составу и структуре информационных объектов, используемых в ИС.
При этом я использую классическое функциональное проектирование ИС. Объектно-ориентированное проектирование здесь не рассматриваются прежде всего по из-за значительной сложности дальнейшей интерпретации полученной модели штатными средствами платформы 1C:V7/V8.

Степень детализации модели бизнес-функций определяется возможностью формирования на её основе Руководства по ведению учета для рабочих мест системы.

Кроме указанных выше к системе могут предъявляться самые разнообразные требования, однако в общем все они должны соответствовать т.н. SMART-критериям:

  • (S) Specific/конкретные
  • (M) Measurable/измеримые
  • (A) Achievable/достижимые
  • (R) Realistic/разумные
  • (T) Time-Based/четко привязанные ко времени
Соблюдение этого простого критерия сделает техническое задание действительно рабочим документом, а не декларацией на тему "я тучи разведу руками".

Программная документация, неотъемлемо связанная и интегрированная в конфигурацию (структуру, формы, модули) ИС. Данная информация объективно является наиболее детальным и актуальным описанием собственно ИС и предназначена для программистов, непосредственно вносящих изменения в структуру, формы и программные модули ИС.

Руководство пользователя представляет собой описание объектов системы, с которыми взаимодействуют пользователи ИС, и включает в себя:

  • Краткое описание назначения информационного объекта.
  • Руководство по использованию экранной формы объекта ИС.
Руководство по ведению учета формируется в виде инструкции для рабочего места системы и содержит последовательность действий с объектами системы, которые пользователь должен выполнять в ИС в рамках своих должностных обязанностей. Данное руководство строится на основе модели бизнес-функций предприятия, содержащейся в ТЗ. Именно для обеспечения согласованной модели бизнеса и настраивается информационная система.

Руководство по сопровождению содержит в себе сводную алгоритмику обработки информации информационными объектами ИС. Появление данного документа при наличии исчерпывающе полной Программной документации требует дополнительного пояснения. Дело в том, что Программная документация при всей своей полноте не вполне соответствует потребностям Сопровождения, заключающимся прежде всего в быстром определении сути проблемы. Используя закон Парето (принцип 80/20) можно сказать, что для решения 80% проблем, связанных с эксплуатацией системы достаточно изучить 20% информации о механизмах её работы.

Именно это соображение и примиряет меня с необходимостью поддержания в актуальном состоянии Руководства по сопровождению, являющегося, по сути, дополнительным разрезом в документировании системы.

Итак, мы определили потребителей, их потребности в информации о нашей информационной системе и сформулировали состав документации к ней. Дальше речь пойдет о том, как заставить все это работать применительно к платформе V7/V8.

Продолжение следует…

Начать дискуссию

В ГПК может появиться глава о Службе финансового уполномоченного

Служба финансового уполномоченного (омбудсмена) подготовила концепцию внесения изменений в Закон о финуполномоченном и Гражданский процессуальный кодекс (ГПК).

Аутстаффинг

Аутстаффинг иностранного персонала: мифы и реальность 

В условиях потребности в квалифицированных кадрах и оперативном решении задач возрастает популярность аутстаффинга. Однако вокруг этой услуги витает много мифов, которые порождают недоверие и страх. Развеем распространенные заблуждения об аутстаффинге иностранных работников, разберемся в правовой стороне вопроса и осветим реальные преимущества.

Аутстаффинг иностранного персонала: мифы и реальность 
Самозанятые

Почему опасно работать с самозанятыми? Как правильно оформить сотрудника

«Не работайте с самозанятыми!» — об этом кричат из каждого «утюга». Компании начали бояться платить самозанятым, даже в случаях, когда заключение договора с самозанятым обосновано. Хотя на самом деле, главное — не злоупотреблять.

Почему опасно работать с самозанятыми? Как правильно оформить сотрудника

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Учет основных средств на УСН: гайд для бухгалтера

Применяя УСН «доходы минус расходы», можно уменьшить налоговую базу на стоимость основных средств, приобретенных или созданных своими силами, включая затраты по реконструкции и модернизации (пп. 1 п. 1 ст. 346.16 НК). Разберемся, какие действия помогут бухгалтеру правильно учесть основные средства для расчета налога.

Учет основных средств на УСН: гайд для бухгалтера

Число легальных производителей БАД увеличилось на 86%

Число регистраций в системе «Честный ЗНАК» в несколько раз превысило количество выданных свидетельств о государственной регистрации производителей и импортеров биологически активных добавок.

Как получить субсидии при найме сотрудников

За трудоустройство некоторых категорий работников компания может получить до 75 000 рублей за каждого сотрудника. Разбираемся, что для этого нужно сделать, и какие ограничения для работодателей и сотрудников нужно учитывать. 

Как получить субсидии при найме сотрудников
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Обучение управлению бизнес-процессами: 15 курсов в 2024 году

Бизнес-процессы — это повторяющиеся действия внутри компании, например: обработка заявки от клиента, прием на работу нового сотрудника или согласование договора с юристом. Эффективность работы организации напрямую зависит от того, насколько правильно разработаны и описаны алгоритмы операций и исполняются ли они. Научиться внедрять системный подход и управлять бизнес-процессами можно на специальных курсах.

Обучение управлению бизнес-процессами: 15 курсов в 2024 году
Банки

Банки начали отказываться от рекламы кредитов

Чтобы не указывать полную стоимость кредитов в рекламе, банки сократили число рекламных кампаний для займов. Они сконцентрировались на рекламе платежных сервисов, вкладов и накопительных счетов.

Маркетинг

Контент-маркетинг: зачем он нужен вашему бизнесу

Рассказать аудитории о продукте или услугах можно по-разному: настроить таргет, разместить наружную рекламу, поработать с блогерами. Но если для компании важен не краткосрочный эффект, а построение бренда, которому доверяют, стоит задуматься о долгосрочной стратегии ― контент-маркетинге. 

Контент-маркетинг: зачем он нужен вашему бизнесу
ПСН

ИП на ПСН с пожертвования платит НДФЛ

Если ИП применяет ПСН, он освобожден от НДФЛ в части бизнес-доходов, по которым применяется ПСН.

Охрана труда

Успей заявить в СФР о возмещении средств, потраченных на охрану труда

Многие работодатели сетуют на большие траты денежных средств на охрану труда. Это и медосмотры, и спецоценка, и покупка СИЗ и пр. Государство, понимая насколько внимательно нужно относиться к сохранению жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, готово поощрять работодателей посредством компенсации части потраченных ими средств.

Успей заявить в СФР о возмещении средств, потраченных на охрану труда

📛Офис больше не нужен? Гибридная удаленка

Как эффективно управлять сотрудниками на удаленке? Возможно ли такое в принципе и какие инструменты для этого нужны? Разбираемся на примере бухгалтерской фирмы.

📛Офис больше не нужен? Гибридная удаленка

62% самозанятых хотят увеличить лимит доходов для применения НПД

Сейчас самозанятые могут платить налог на профессиональный доход (НПД), если их заработок за год не превышает 2,4 млн рублей. Не все укладываются в этот лимит.

Как избежать конфликтов с налоговой? Научим дружить с ИФНС на новом курсе

Чтобы вы больше не терялись при каждом требовании налоговой и не боялись судебных тяжб, мы вместе с налоговым адвокатом записали практический курс «Требования ИФНС в 2024: как бухгалтерам отвечать». Вы узнаете, как защитить свои права при взаимодействии с налоговой инспекцией.

В прошлом году 75% малоимущих благодаря соцконтракту повысили свои доходы

За период 2021-2023 годов доля граждан, у которых доход после реализации социального контракта превысил величину регионального прожиточного минимума, увеличилась с 22,5% до 41,1%.

Бесплатно с Отчетность

Формы и сроки сдачи отчетности за полугодие 2024 года

Чтобы ничего не потерять и вовремя отчитаться за полугодие, собрали всю полезную информацию в одной таблице.

Формы и сроки сдачи отчетности за полугодие 2024 года
3
IT-компании

IT-компании на УСН тоже имеют право на пониженные взносы

Аккредитованные IT-компании имеют право на льготу в виде пониженных взносов, если профильный доход составляет не менее 70%. Но у бизнеса есть некоторые сомнения по поводу этой нормы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Знание управленческого учета помогает бухгалтеру увеличить стоимость своей работы

Автоматизируйте управленческий учет в компании, уменьшите трудоемкость работ, помогите бизнесу и повысьте свою ценность как специалиста.

Проверки

🍴 ФНС подключается к поиску нелегальных пищевых предприятий и общепита. Оценка налогового юриста

Чтобы Роспотребнадзор мог оперативно определить новые компании из сферы общепита и следить за их деятельностью, он будет получать информацию от ФНС и сведения о движении денежных средств.

Интересные материалы

По негосударственной пенсии тоже можно получить имущественный вычет НДФЛ

Пенсионер имеет право на получение имущественного вычета по НДФЛ на покупку квартиры и ипотечные проценты, если у него есть доход, облагаемый НДФЛ.