Бухгалтерские программы

High-end бухгалтерские программы. Две восьмерки. (часть 2)

В чем сильная сторона такой платформы как "Парус 8.хх" и причем здесь Oracle? Где то "игольное ушко" при внедрении "Парус 8.хх", которое преодолеет не каждый внедренец? Почему за последние несколько лет в регионах так сильно растет популярность продуктов 1С? ... Об этом и многом другом вы прочтете в статье

http://www.itdozor.ru

Парус под микроскопом.

Производительность
Использование Oracle в качестве платформы сделало систему производительной. А что вы хотели, если только в кэш запросов СУБД можно выделить до 4 гигабайт. Даже на скромном двухпроцессорном железе на базе Intel Xeon 2 ГГц c двумя гигабайтами оперативной памяти на борту четыре десятка пользователей работают предельно комфортно. Что это такое на практике?
В системе с двадцатью тысячами единиц номенклатуры, двумя тысячами контрагентов и, пятью одновременно работающими пользователями, отчет по состоянию инвентарной картотеки на заранее выбранную дату занял 5 минут 23 секунды. При этом в инвентарной картотеке было более 50 тысяч карточек со сложным составом и многолетней историей эксплуатации по разным составным единицам.
Много это или мало? Сформируем похожие отчеты в типовых конфигурациях 1С, на том же железе и с таким же заполнением справочников. В типовой конфигурации на базе «семерки» в связке SQL Server он формировался 27 минут и 9 секунд, «восьмерка» 1С превзошла предыдущую платформу более чем вдвое – 11 минут 36 секунд.
Ожидается. что производительность «Парус 8.хх» с переходом на релиз 8.5.2 и старше станет выше еще на 10-15 процентов. Это стало возможным благодаря использованию в программе новых компонентов доступа к Oracle – ODAC, о надежности которых, в отличие от старой технологии – BDE, мало что известно.

Гибкость
По сравнению с «седьмой» версией программы восьмерка от «Паруса» предлагает массу новшеств. Написание более 90 процентов функционала системы на уровне пакетов, процедур, функций и триггеров СУБД сделало систему весьма открытой. Для работы с пользовательскими интерфейсами система использует специализированный модуль «Дизайнер».Специализированное средство построения отчетов – Crystal Reports, поддерживает возможность работы практически с любыми данными и через любой интерфейс. Кроме того в нем поддерживается возможность создания полностью автономных отчетов – не интегрированных в приложения и не использующих каких-либо дополнительных библиотек. Поддерживаются COM-технологии и пользовательские приложения, написанные на script – языке в Delphi, Java или Basic диалекте.
И все это замечательно работает, пока пользователю не хочется изменить внешний вид существующей формы, привязать к какому-то событию последовательность действий, разработать принципиально новую форму документа. Оказывается, что привязать последовательность операций к событию можно только в том случае если – это событие обрабатывается на уровне функционала и вы, втиснув кусочек своего кода в стандартную процедуру, добиваетесь желаемого. Внешний вид существующей формы, возможно, изменить только хакерскими методами и то только так чтобы что-то убрать с нее или изменить характеристики существующего элемента реквизита.

Если Вы решили сделать поле примечания в разделе «Внутренние документы» размером не 160 символов, а 240, то вы добьетесь своей цели, если измените командой alter соответствующую таблицу на уровне СУБД. Далее вам предстоит с помощью редактора ресурсов (например, такого как Restorator) в исполняемом файле «Парус 8.хх» или его библиотеках отредактировать длину поля соответствующего компонента. После этого Вам останется только поздравить себя с успехом и появлением новой головной боли при переходе с релиза на релиз.
Рис. 1. Серьезное внедрение «Парус 8.хх» зачастую пересекается с хакерством.
Вот мы уже и редактором ресурсов пользоваться начали.

Но бог с ним с изменением существующего интерфейса. При попытке разработать новый интерфейс штатными средствами мы столкнемся с невозможностью разработать хоть сколько-нибудь сложный интерфейс. Мы столкнемся с большим количеством неочевидных нюансов, которые предстоит нащупать, прежде чем добьемся успеха. Коммерческое использование штатного модуля «Дизайнер» весьма затруднительно из-за того, что в конечном итоге вы поймете, что клиент не готов платить за тот большой объем времени, который у вас заняло выполнение даже не очень сложной работы в штатном «Дизайнере». Когда вы от «Дизайнера» обратитесь к пользовательским приложениям, то вас будет ожидать очередной сюрприз. Очень сложно реализовать обработку действий пользователя в визуальной форме пользовательского приложения. Как вы поймете только потом, она предназначена только для того чтобы выполнить какую-то цепочку действий после установки каких-то переключателей на форме и нажатия клавиши «Вперед». Никакая сила не заставит разработанную вами форму заполнить компоненты информацией при ее открытии. И каким бы вы не были хакером вы не измените порядок сортировки документов в стандартной форме.
Все меняется, когда приходят они … Кто? Правильно, казанский «Дизайнер Пользовательских Интерфейсов» (ДПИ) и старый добрый Delphi. Казанское решение позволяет разрабатывать новые формы, подключать к ним функционал, встраивать отчеты в очень простом конструкторе. Для понимания принципов его работы достаточно быть обычным пользователем. Существует огромная библиотека уже переписанных казанцами модулей, которые вы получите бесплатно при его приобретении (например, хозяйственные операции). Его достаточно легко поддерживать и документировать. Система оказалась настолько удачной в настройке, что «Парус» стал распространять demo-версию казанского продукта на своих компакт-дисках. Уже существуют примеры, когда организации приобретали серверное место «Парус 8.хх» и в качестве рабочих мест пользователей систему, написанную на казанском ДПИ. У системы есть и недостаток, который является следствием ее главного достоинства – простоты. Некоторые не очень сложные операции в системе делаются весьма большим числом «кирпичиков» в ДПИ.
Помимо удачно реализованной идеи – конструктора для внедренцев Казань может похвастать ответственным сопровождением клиентов. Вроде бы оригинальный «Парус 8.хх» и разработанный в Казани ее аналог не так уж сильно и отличаются по цене. Но кому из Вас хотя бы раз довелось слышать звонок из Москвы следующего содержания: «Как у Вас идут дела? Не надо ли БЕСПЛАТНО помочь в разработке нужного Вам модуля?» На заданный в Интернет-форуме вопрос (http://www.parus-idel.ru/) вы получите ответ в течении дня и еще два раза вам позвонят и переспросят, удалось ли Вам решить свою проблему?
рис. 2 Грамотная отработка внутренних документов в ДПИ (этого так не хватало в стандартной бухгалтерии)

Ну, да ладно с сервисом. Важнее, почему так не делает «Парус». Не так уж и сложно сделать клиент-серверную бухгалтерскую программу гибкой и удобно настраиваемой. Вы не верите? Посмотрите Allegro (http://www.gaapinvest.com/) от компании DAVSAR. Заодно посмотрите на то, как в ней реализована поддержка DelphiScript. В Омске проблему гибкости решают переписыванием в середе Delphi модулей системы «Парус 8.хх». Использование аналогичных технологий дает даже внешнюю похожесть модулей. Зачастую омский бухгалтер, работающий на каком-то участке учета, даже и не подозревает, что он работает в омском программном продукте. Посещая конференции в Интернете он будет долго удивляться почему кому-то там, в Москве «восьмерка» не нравится, если в ней все так здорово и удобно. Количество разработок в Омске в рамках некоторых модулей системы уже давно превысило обычный объем доработок при внедрении. Ставится вопрос о выходе на рынок в рамках своего программного продукта модуля «Бухгалтерия» в комплекте с серверным местом стандартного «Парус 8.хх». Проводится работа по анализу функционала модулей «Зарплата» и «Сводная отчетность» для того, чтобы переписать их под требования омских заказчиков.

Методология внедрения и качество сопровождения
Можно долго говорить о производительности линейки модулей платформы «Парус 8.хх», но, в конечном счете, окончательное впечатление о системе формируется только грамотным внедрением. Тем более, что внедрение платформы «Парус 8.хх» предполагает очень высокий уровень квалификации и специализацию. Как правило, в рамках группы по внедрению «Парус 8.хх» есть специалисты по написанию отчетов, доработке функционала и администрированию СУБД, по учетной деятельности заказчика. Конечно, каждый из них может до определенного уровня задачи заменить своего коллегу, но знать все на высоком уровне не может никто. Наличие всех этих людей предполагает должность руководителя проекта. И тут начинается самое интересное. Если компания 1С очень жестко контролирует деятельность своих фирм-франчайзи, то корпорация Парус целиком и полностью доверяет своим дилерам.
Судите сами. В Омской области компанией 1С регулярно проводятся семинары для бухгалтеров и специалистов по внедрению, на которых рассказывается об изменении законодательства и типовых конфигураций, анонсируются новинки, даются конкретные советы по решению типовых проблем, то кто из Вас просто слышал о мероприятии, проводимом под эгидой Паруса. Деятельность дилеров Паруса в регионах редко когда выходит за рамки рассылки информационных писем. Дальше больше. В компании 1С разработана и очень давно работает двухуровневая система сертификации специалистов по внедрению в рамках популярных типовых конфигураций, как «Бухгалтерский учет», «Зарплата и кадры», … Аналогичная система разработана и в корпорации «Парус», причем в ней во внимание принимается не только профессиональный уровень специалиста, но и количество денег прошедших через него в фирму. Вот только количество аттестованных специалистов по платформам «1С: Предприятие» почти в любой фирме-франчайзи нашей области больше чем во всех вместе взятых фирмах представляющих «Парус» в Омской области. И это при всем притом, что количество специалистов по внедрению «1С» и «Парус» в области не так уж сильно и отличается. Получается, что дилер «Паруса» может продать и начать сопровождать модуль, так сказать с нуля, не имея по нему ни одного аттестованного специалиста.


Рис. 3. Декабрьский семинар 1С в Омске

Система аттестации внедренцев, разработанная компанией 1С, не только учит сопровождению, но и заставляет эффективно использовать языковые средства – выбирать наиболее быстрые и наименее требовательные к ресурсам компьютера средства. Фирма-франчайзи 1С не сможет внедрять «1С: Предприятие 8.0» если у ней нет аттестованных по ней специалистов. У 1С есть нормативные документы по оформлению документации, обеспечению совместимости с другими программными продуктами платформ «1С: Предприятие». Разработаны подробные методические материалы по обучению стажеров правильному циклу внедрения программного обеспечения у заказчика. Существуют курсы и целые системы обучения, как пользователей системы, так и специалистов по внедрению. Не так давно была введена, в строй дистанционная система обучения через Интернет. Кроме того, есть партнерский раздел сайта компании 1С, где вы можете пообщаться с разработчиками платформ и конфигураций и высказать свои пожелания. Специалист по внедрению «Парус 8.хх», которому предстоит углубленно заниматься функционалом СУБД Oracle воспитывается только на книгах и Интернет-форумах, плюс советы более опытных сотрудников. Если у Паруса и существуют некие методические пособия для повышения квалификации своих сотрудников по «восьмерке», то они засекречены не только от конкурентов, но и от своих. Поэтому уровень внедрения и сопровождения «восьмерки» в регионах может быть очень разным. Это видно из отзывов.
Конечно, и у «Паруса» есть и свои интересные фишки. На корпоративном сайте «Парус - консультант» в разделе «Народная инициатива» внедренцев приглашают поделиться своими наработками для «Парус» и в зависимости от их популярности у пользователей выплачивают неплохое вознаграждение. Вот только слишком многие акции носят формальный характер. Например, просьбы о доработке или исправлении ошибок по официальным каналам должны обрабатываться в двухнедельный срок Они обрабатываются, но как? Вашему обращению может быть присвоен статус «поставлено в очередь на доработку» и даже пустяковая по своим объемам работа может в этом статусе пролежать годы. Зато сообщение обработано. Поэтому в регионах специалисты по внедрению правят существующие модули или придумывают свои. Наверное, в этой системе что-то не так, Вам так не кажется?

Документация, демо-версии и компакт-диски
Из той документации, что связана с «Парус 8.хх» стоит прочесть разве, что руководства пользователя по экзотическим модулям связанным с сведением отчетности, нефтяной промышленностью, … . Все остальное или вода, или неверно, или мизерно мало. Попробуйте ради интереса установить «Парус 8.хх» в соответствии с руководством, я имею ввиду создание базы. Пока к Вам не придет понимание того, что такое СУБД Oracle, кэш базы и размер кластера у Вас ничего не получится. Еще более интересно написано руководство по стандартному «Дизайнеру». Без хотя бы полугода близкого знакомства с функционалом вы вряд ли поймете, что к чему. Но венец всего – это руководство по пользовательским приложениям. Тем самые, что могут быть написаны, скажем на Delphi-скрипт. Попробуйте освоить его по руководству. Вы думаете, что быстро найдете что-то толковое в Интернете? Открою секрет. Вы можете блестяще писать на Delphi, но на Delphi-скрипт очень и очень долго попадать впросак. Непонятно почему пользователю, для того чтобы, что-то освоить, что входит в состав системы нужно куда-то лезть и что-то искать. Это далеко не Microsoft Office работу, с которым освоил каждый.
После документации в исполнении «Паруса» переходить к «1С» - это то же самое, что обижать убогого. Вы замечательно установите 1С воспользовавшись инструкцией по установке и запуску. Легко освоите работу с типовой конфигурацией, воспользовавшись описанием, без особых проблем самостоятельно изучите основы встроенного языка и средств конфигурирования. Наконец, самое важное. Вы обязательно почувствуете, что у 1С документацию писал человек, который действительно что-то представлял собой как специалист по внедрению, а не как технический писатель, зарабатывавший свои 400-500 долларов. Безусловно, едва ли не лучшее руководство по отечественному программному продукту – это описание платформы «1С: Предприятие 7.7».
Рис. 4. Документация «Парус 8.хх», более 100 мегабайт pdf-файлов. А вот то как надо оформлять документацию – поставка «1С: Предприятие 8.хх»

Пожалуй, единственное, в чем помимо производительности «Парус 8.хх» действительно может серьезно побороться с 1С, так это в маркетинге. «Парус» не боится распространять демо-версии своих программных продуктов, в отличие от 1С, которая предлагает или приехать в офис на демонстрацию программного продукта или «скачать» демо-ролики из Интернета. Слышал ли кто-нибудь из Вас о том, чтобы демо-ролики хотя бы раз кого-нибудь заинтересовали? На компакт-дисках «Парус» предназначенных для своих сотрудников есть разделы, посвященные общению с клиентами. В нем можно найти весьма сильные аналитические статьи, в которых рассматриваются сильные и слабые стороны программных продуктов-конкурентов, готовые презентации и сравнительные таблицы, демонстрирующие программные продукты «Парус» в выгодном свете. Поэтому любой специалист «Паруса» на «восьмерке» взявший на себя труд изучить содержание компакт-дисков сопровождения может очень серьезно аргументировать преимущества своего программного продукта в беседе с главным бухгалтером потенциального клиента. «1С» берет свое в разделах – «Методическая поддержка», «Бухучет и налоги», «Законодательство», … . Это очень ценные разделы как для бухгалтеров, так и специалистов по внедрению. Почему никто в «Парусе» не додумался хотя бы до того чтобы публиковать ответы на часто задаваемые вопросы на дисках сопровождения?
Еще одно преимущество «Парус 8.хх» оценят программисты. Изучайте программу и копируйте документацию. В отличие от «1С» где нет демо-версий, а копирование документации – это уголовное преступление, «Парус 8.хх» вы сможете абсолютно легально попробовать и изучить, не потратив на это ни рубля.

Начать дискуссию