IT-кризис: как я искал работу

Большинству программистов и остальных айтишников во время кризиса пришлось несладко. Будучи одним из немногих разработчиков, которому удалось остаться в области интернет-коммерции, могу сказать, что, пожалуй, из всех областей IT именно эта понесла наибольший ущерб.

Антон Кленов

Большинству программистов и остальных айтишников во время кризиса пришлось несладко. Будучи одним из немногих разработчиков, которому удалось остаться в области интернет-коммерции, могу сказать, что, пожалуй, из всех областей IT именно эта понесла наибольший ущерб.

Автор этого текста работает программистом в Германии – ред. Газета.Ру

Ведь именно в ней был наибольший бум. К сожалению, данных о том, сколько фирм осталось в деле по сравнению с 1999 годом, у меня нет, но могу привести личный опыт устройства на работу.

Когда в конце 2000 года я понял, что моя фирма долго не просуществует, я обратился к популярной в Германии электронной коммерческой бирже труда. Свое резюме я опубликовал on-line в 12 часов ночи. Для удобства включил опцию "Сообщать по SMS, когда придут предложения о работе". Это было моей роковой ошибкой. На следующий день начиная с 9.00, когда в Германии начинается рабочий день на многих фирмах, я получил 4--5 сообщений в течение нескольких минут. Всего за первые два дня пришло около 30. Это ярко говорит о том, насколько была востребованна моя профессия.

Совершенно другая картина ждала меня в середине 2003 года. Когда я остался без работы после роспуска IT-отдела нашей фирмы, я опять опубликовал свое резюме на вышеупомянутой бирже. Только теперь мне удалось получить два ответа за год (!). Пришлось самому читать объявления в газетах и рассылать письма. Впрочем, и это мало что дало. Когда в стране сотни тысяч своих безработных программистов да государственная биржа труда новых плодит, не очень то нужна иностранная рабочая сила.

Когда я попал наконец на собеседование в фирму моего профиля, я узнал, что всего было подано 130 (!) резюме на одно место!

Конкурс выше, чем в школе киноактеров! Нам, программистам, еще повезло. На другое место, место Web-разработчика (от них в той фирме требовался лишь дизайн и знание HTML, а значит, никаких языков программирования знать им было не надо, так что вакансия не программистская), было подано более 280 резюме.

Всего собеседований было четыре. Первое, телефонное, было для того, чтобы сразу отфильтровать откровенных профанов. На него было отобрано около 30 разработчиков. Вопросы были легкие, собеседование длилось не больше получаса, мне удалось не попасть в число профанов, и через 2 недели я получил приглашение на личное собеседование. Как я узнал позже, подобное приглашение получили еще 9 разработчиков.

Второе собеседование было уже не таким легким. Собеседование проходило в 35-градусную жару при полном параде (темный шерстяной костюм, галстук).

В помещении было, наверное, градусов 40, так как не было кондиционера (кто знает, в Германии этот тип удобств вообще не в почете. Редкий офис им оборудован, а многие офисы – это здания из стекла и бетона. Кондиционеры считаются в Германии вредными, бытует мнение, что они могут даже жизнь сократить. Немцы предпочитают умирать молодыми от инфаркта, вызванного 40-градусной жарой). На собеседовании присутствовал шеф IT и 2 разработчика. Около 2 часов они задавали всевозможные технические вопросы из всех разделов e-commerce, Internet и программирования. Когда по истечении этого времени я, весь взмокший, но не сдавшийся, был отпущен, выяснилось, что моя радость окончания собеседования была преждевременной: меня ждала вторая часть.

Вторая часть была полной копией первой, вплоть до вопросов, только поменялась пара программистов.

Я вообще заметил, что это на Западе очень популярно, когда на разных собеседованиях в одной фирме разные люди задают одни и те же вопросы. Говорят, это американские веяния. Неужели не было других?

В результате этого многочасового издевательства под видом собеседования моим мучителям практически удалось создать у меня впечатление, что для этой работы я не гожусь. Поэтому неделя, через которую они обещали со мной связаться, пролетела быстро, так как не была отягощена бременем ожидания положительных новостей.

Через неделю, к моему величайшему удивлению, я вместе с еще двумя разработчиками получил приглашение на последний этап.

Как было, видимо, заведено в этой фирме, каждый предыдущий этап казался раем по сравнению с последующим. На третьем этапе мне было дозволено лицезреть и отобрать частичку драгоценного времени у высшего начальства фирмы. Это был директор собственной персоной и его зам по продажам и директор IT. (К чести последнего, нужно сказать, что он явно был лицом новым на фирме и потому имел сострадание к кандидатам на место. Да и вопросы его, в отличие от остальных, не походили на подначки. Может, он за свою человечность уже поплатился местом и там больше не работает.)

Впрочем, вернемся к собеседованию. В тот день их было целых два. Первое – с высшим начальством. Вел его в основном директор, и длилось оно час.

В течение этого часа я узнал, сколько, оказывается, есть в мире идиотских вопросов.

Моими любимыми хитами стали "Какие ваши недостатки назвала бы ваша мама и ваша жена?" и "Сколько весит "Боинг?". Эти вопросы только являлись примерами, остальные были подобного же рода. И так целый час. Все попытки отшутиться ни к чему не привели. С завидной настойчивостью танка меня заставляли на них ответить. Говорят, это разновидность психологических тестов. Они направлены на выявление моих внутренних качеств, о которых я сам не знаю. Возможно. Во время собеседования мне казалось, что цель всего собеседования – сделать из меня идиота. Ближе к концу я был уверен, что цель достигнута. Я уже был готов идти домой.

Но, когда собеседование закончилось, выяснилось, что меня еще ожидает 4-й тур, причем без перерыва.

Сам по себе 4-й тур отдельного интереса не представлял, он был подобен второму – с 2 разработчиками и IT-директором и тем же набором вопросов. Только о нем у меня сохранились очень смутные воспоминания. IT-директор говорил мне впоследствии, что именно там я допустил какую-то ошибку, из-за которой меня не взяли. Очень может быть. Только я уверен в одном – что такие собеседования я больше иметь не хочу ни за какие деньги в мире.

В виде исключения я назову эту фирму, пусть ей будет стыдно, и никто не подумает, что я утрирую. Ее название FriendScout24, адрес её страницы в интернете: http://friendscout24.de.

Впрочем, за тот год, что я был без работы, я не мог похвастаться большим количеством собеседований. Да и зайти дальше первого мне удавалось нечасто.

Интересной деталью было то, что вопреки обычаю редко кто задавал вопросы о зарплате.

Когда я поинтересовался об этом у кого-то из интервьюеров, мне сказали: "Мы выбираем того, кто нам подходит больше всего, называем зарплату и даем время подумать. Если он в установленный срок не отвечает, мы автоматически делаем предложение следующему из десятка ждущих в очереди. Вы, что, не в курсе ситуации на рынке труда?" О ситуации на рынке труда я уже был в курсе.

Другой эпизод, который мне запомнился, случился, когда меня пытались склонить к сумме, меньшей чем €20000 в год. С учетом налогов государственная биржа труда мне платила больше.

Что же касается самой немецкой государственной биржи труда, то она не является этаким благотворительным фондом. Она существует на деньги работающих, которые отчисляют 3--4% своей зарплаты в фонд безработицы, что в среднем для IT составляет €100--200 в месяц. Пособие выплачивается в течение одного года (иногда больше, но, как правило, очень многие, включая меня, на него не имели права) и только тем, кто успел отработать несколько лет. Но одним из главных условий получения пособия является "сотрудничество" с биржей.

Теоретически это означает, что, если биржа нашла работу безработному, он должен пойти на собеседование, нравится ему эта работа или нет.

В случае нескольких отказов принять участие в собеседовании безработному урезается пособие или он его вообще лишается.

Свою несостоятельность в вопросах поиска работы сотрудники биржи к середине 2004 года уже осознали целиком и полностью. Она превратилась в биржу пособий. Но, видимо, сотрудников очень беспокоило, что они вынуждены платить деньги без возможности что-то требовать взамен. В этой связи, вместо того чтобы предлагать мне варианты трудоустройства, они рассылали приглашения на семинары, проводимые собственными силами. Семинары были на тему "Как правильно искать работу", "Как правильно вести себя на собеседовании", "Поиск работы в интернете" (это нам-то, айтишникам! Да мы им и сами кой-чего на эту тему рассказать могли!) и т. д.

Темы-то были, может, и интересные (в первый раз), но, как себя ни веди на собеседовании, если на место прислано 90 (в среднем) резюме, то 89 человек заведомо останутся без работы. Даже если они на собеседовании спляшут.

Приглашение на семинар отправлялось дня за два, только-только чтобы почта успела доставить. То есть в почтовом ящике оно оказывалось накануне самого семинара. Неявка на семинар приравнивалась к отказу от работы и в случае отсутствия оправдательного документа (как правило, медицинской справки) автоматически приводило к урезанию пособия. Все семинары начинались в 8--9 часов утра и длились полчаса-час. Таким образом, биржа следила, чтобы безработные не устраивали себе отпуска за ее счет.

К счастью, и черные полосы не могут длиться бесконечно. Когда IT-сектор экономики достиг дна бездны, он неизбежно был вынужден начать движение в противоположном направлении.

Хотя кризис не миновал до сих пор, ситуация улучшается с каждым годом. На одном из собеседований летом 2004 года мне посчастливилось принять участие в конкурсе всего лишь из 60 человек на место. Видимо, фаза Луны была подходящей, и расположение звезд не подвело, и мне удалось пройти этот конкурс и быть принятым на работу. С тех пор я покинул зону наибольшей активности кризиса и наблюдаю за ним как бы извне, с безопасного удаления.

Естественно, моя нынешняя зарплата значительно отличается от докризисной, причем не в лучшую сторону. Да и круг задач расширился. Впрочем, все это не имеет значения по сравнению с тем фактом, что у меня есть работа!

Пусть теперь кто-нибудь мне скажет, что программистам живется легко и непринужденно, и я первым брошу в него камень

Начать дискуссию

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Общество

В Таиланд можно отправиться без визы на 60 дней

Временный режим безвизового въезда в Таиланд стал постоянным.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Импортозамещение стало ключевым направлением экономической политики России из-за глобальных изменений на мировой арене. Компании стремятся найти надежные и функциональные аналоги иностранным системам управления бизнес-процессами. Одна из таких систем — 1C:ERP, которая предлагает равноценную альтернативу широко известному SAP. 

Импортозамещение: решение 1C:ERP — альтернатива SAP в России

Стандартные налоговые вычеты на детей вырастут в два раза

На второго ребенка родители смогут получить стандартный налоговый вычет по НДФЛ в размере 2,8 тысяч рублей, а на третьего и последующего — 6 тысяч.

Криптовалюта

Лучшие криптообменники Екатеринбурга

Сегодня многие ищут способы купить криптовалюту* в Екатеринбурге, и сделать это можно с помощью крипто-бирж, P2P-сервисов и крипто-обменников. Для тех, у кого в приоритете — анонимность, предпочтительным является последний вариант. Так, криптовалютные обменники не требуют от клиентов никакой другой информации, кроме номеров крипто-кошельков и ников Telegram (для обратной связи с оператором)!

Лучшие криптообменники Екатеринбурга
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

За бесплатную раздачу продуктов питания могут отменить НДС и налог на прибыль

Депутаты собираются освободить компании от НДС и налога на прибыль за товары, которые отправили на благотворительность.

УСН

Работать на УСН по-простому больше не получится: будут счета-фактуры, книга продаж, декларация НДС

ИП на УСН с доходом в 2024 году более 60 млн рублей автоматически становится плательщиком НДС с первых дней 2025 года. И даже если выбрать ставку 5% без права на вычет, придется оформлять счета-фактуры, формировать книгу продаж и сдавать декларацию по НДС.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

Если организация отправляет сотрудников на обучение, то, при соблюдении определенных условий, эти расходы можно учитывать при расчете налога на прибыль. Рассказываем, как это сделать.

Как учитывать расходы на обучение сотрудников для налога на прибыль

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Отчетность по «травматизму» подается в составе единой формы ЕФС-1. Рассказываем, как сдать отчет за полугодие 2024 года.

ЕФС-1 с Разделом 2 за первое полугодие 2024: как сдать отчет

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Мы разработали программного робота RPA, и… робот превзошел все ожидания нашего заказчика (одна из крупнейших транспортных компаний страны).

Маршрутизация грузоперевозок программным роботом RPA

Пользователи не могут войти в приложение «Т-Инвестиции»

Клиенты брокера пожаловались на сбой в работе мобильного приложения «Т-Инвестиции».

НДФЛ

Командированные за границу для строительства атомных станций априори будут налоговыми резидентами РФ

Физлица, которые в течение года были в России менее 183 дней, являются нерезидентами РФ. Но есть исключения для ряда случаев. Таких исключений станет больше.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

Если сотрудник в командировке работает в нормальном режиме, оплата рассчитывается по его среднему заработку. Но он может работать в выходные, сверхурочно и в ночное время. Разбираем, как оплачивать сверхнормативное время командированного сотрудника.

Как оплачивать переработки в командировках: считаем сверхурочные

С этими заблуждениями сталкивается каждый предприниматель: эксперт рассказал о завышенных ожиданиях в бизнесе

Какие заблуждения могут помешать начинающим бизнесменам добиться успеха, рассказывает Лиана Давидян — предприниматель, наставник по бизнесу.

Как без проблем с налоговой работать с самозанятыми

Кроме чеков, заказчики должны заключать с самозанятыми договоры, получать первичные документы, а также следить за лимитом их доходов.

Более 79 млн проводок, 12 млн казначейских платежей и 2 млн мероприятий по кадровому администрированию и расчету зарплаты: «Северсталь – ЦЕС» исполнилось 15 лет

В июле свое 15-летие празднует «Северсталь – ЦЕС» – профессиональная сервисная компания, специализирующаяся на предоставлении услуг консалтинга, аутсорсинга и автоматизации сквозных бизнес-процессов, построении и управлении общими центрами обслуживания, разработке и внедрении цифровых продуктов и ИТ-сервисов, включая решения на базе SAP и 1С.

Шохин: государство не должно контролировать соблюдение соглашений и коллдоговоров

Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) принял участие в совещании по вопросам совершенствования законодательства о занятости и изменений в ТК.

❗️ 15 июля стартовало обучение в летней школе бухгалтера. Скорее присоединяйтесь!

Вчера, 15 июля, в летней школе бухгалтера прошли первые занятия. Сегодня последний день, когда вы можете приобрести любой курс повышения квалификации, а также курсы профпереподготовки для бухгалтеров на УСН и финансовому менеджменту со скидками до -78%. Выбирайте курс и приступайте к обучению!

Интересные материалы

КоАП РФ

Штрафы за неуведомление о начале предпринимательской деятельности вырастут в два раза

Роспотребнадзор хочет, чтобы предприниматели чаще сообщали ведомству о начале деятельности. Штрафы за неуведомление для юридических лиц могут вырасти до 48 тысяч рублей.