К вопросу о «стабильности» программы «1С:Предприятие 8.0»

Аргументы для для лиц, принимающих решение, в дискуссиях со специалистами в области информационных технологий.

Аргументы для для лиц, принимающих решение, в дискуссиях
со специалистами в области информационных технологий.

Одним из последних мифов, препятствующих продвижению платформы «1С:Предприятие 8.0» является миф о её «неустойчивости», «нестабильности», «сырости» и т.д. Возражать на такие аргументы весьма не просто. Ибо они не несут количественной оценки, а являются по существу чьим то мнением.

Оппонентам следует напомнить, что платформа «1С:Предприятие 8.0» продаётся уже с августа 2003 года. В настоящий момент актуален 10 релиз платформы. В условиях, когда тестированием платформы занимаются несколько тысяч партнеров 1С и уже опубликовано о внедрении более тысячи решений, можно предположить, что безусловно имеющиеся недостатки устраняются.

Анализ исправленных на протяжении 10 релизов ошибок достаточно убедительно показывает следующую картину: в версии 8.0 в отличие от 7.7, поток ошибок при работе с базой данных существенно ниже. Это связано с тем, что в платформе 8.0 фирма 1С отказалась от поддержки двух стандартов хранения данных – SQL и DBF . По существу встроенный язык запросов в платформе 8.0 является диалектом языка MS SQL – сервера. А этот фактор обеспечивает простоту и, как следствие, меньшее число ошибок при работе с базой данных.

Таким образом, подавляющее число ошибок, устраняемых от релиза к релизу – это ошибки среды разработки, а не эксплуатации программы.

При дискуссии с оппонентами следует пытаться перевести разговор в термины теории надежности. Т.е. предложить оперировать терминами как «коэффициент технической готовности», «наработка на отказ», «вероятность безотказной работы», «среднее время восстановления».

Коэффициент технической готовности , показывающий процент эксплуатации системы в рабочем режиме без учета времени профилактики и восстановления, мало применим для нашего случая. Поскольку система эксплуатируется не круглосуточно, регламентные работы и технологические перерывы можно вынести за пределы времени эксплуатации, например, в обеденный перерыв. Если обеденные перерывы в разных службах, эксплуатирующих систему разнесены по времени, можно организационно наложить их в те 15 – 20 минут, тем самым повысив указанный коэффициент.

Наработка на отказ – или среднее время между отказами также малоприменимо при некруглосуточной работе. Хотя оно напрямую связано с другим показателем:

Вероятность безотказной работы может интересовать только в течение времени эксплуатации системы. Для финансовых служб предприятия оно, на наш взгляд, должно составлять примерно 12 часов в сутки.

Наиболее важным показателем является среднее время восстановления системы. Его можно сократить, например, используя горячее и холодное резервирование сервера. В целом переключение с неисправного сервера с установленной программой «1С:Сервер» может составлять единицы минут плюс перезапуск программы на клиентских местах.

Особо следует подчеркнуть – сохранность данных обеспечивается средствами MS SQL – сервер. Т.е. все разговоры о том, что «база 1С падает» не имеют под собой никаких оснований. В отношении устойчивости и защищенности данных следует обращаться к материалам, сравнивающих MS SQL – server с конкурирующими СУБД. В качестве аргумента можно привести использование СУБД MS SQL – server фирмой SAP , наиболее известным разработчиком ERP систем.

Резюме

Мифы о недостаточной функциональности и производительности платформы 1С 8.0 отходят в прошлое. На сегодня противники 1С выставляют другие аргументы – недостаточную устойчивость и высокие требования к ресурсам. То, что один из них миф – мы попробовали изложить в настоящей записке.

Начать дискуссию