АНДРЕЙ АННЕНКОВ
Источник: журнал "Профиль" №14 (429) от 18.04.2005
На российском рынке софта, предназначенного для автоматизации бизнеса, по-прежнему нескучно — несмотря на то, что IT-компаниям все труднее морочить голову потребителю, выкрикивая заклинания «ERP», «реинжиниринг» или, как вариант, «масштабируемость». Заклинания более серьезные, наподобие «SAP» или «Oracle», пока что, бывает, срабатывают.
На минувшей неделе с темой автоматизации бизнеса оказались связаны три события:
визит в Россию и прессконференция управляющего директора немецкой SAP AG Хеннинга
Кагерманна, сообщение фирмы «1С» о реализации крупного проекта управления предприятием
ООО «Межрегионгаз», а также организованный «Центром развития информационного
общества (РИО-центр)» «круглый стол» с неудобоваримым названием «Приоритетные
направления взаимодействия органов государственной власти с системообразующими
предприятиями реального сектора экономики...» (речь там шла об информационных
системах для управления бизнесом и государством).
SAP AG — компания, которая в 70-е годы прошлого века сделала то, что намеревался
совершить СССР. На той еще, непроизводительной, капризной и дорогой вычислительной
технике она сумела создать средства для информационного моделирования жизнедеятельности
предприятия. Всякое движение сырья, комплектующих, денег, людей — словом, ресурсов
— тут же регистрировалось компьютером и им же складывалось в актуальную картину
происходящего, на радость менеджменту. Термин «ERP», собственно, в буквальном
смысле означает «планирование ресурсов предприятия».
Времена изменились, и сильно. Но SAP, первой обосновавшаяся в этой нише, и поныне
главный на планете продавец систем управления бизнесом. Компания опережает ближайшего
конкурента, Oracle, вдвое (22% против 11% от общего объема рынка, который составляет
$30,5 млрд.). При этом 62% рынка принадлежит «прочим производителям». Microsoft,
купившая ради вторжения на рынок бизнес-софта датскую Navision, больше 2% пока
не имеет.
Хеннинг Кагерманн приехал в Москву с презентацией: фактически SAP объявляет о
том, что ERP-системы остаются в прошлом. Заказчики не хотят больше ходить в униформе
и претендуют на индивидуальный пошив компьютерных систем. Типичный пример в ничем
не отличающейся в этом смысле от остального мира России — Ярославский НПЗ. На
предприятии эксплуатируется софт SAP, однако уже после внедрения зарплата рабочим
рассчитывалась по программе, самостоятельно отлаженной службой автоматизации,
а для управления энергосистемами программный продукт поставила реализовавшая
проект автоматизации компания «ИКТ».
Более того, компании в большинстве своем теперь рассматривают компьютеризацию
не столько в качестве конкурентного преимущества, сколько как средство адаптации
к быстро меняющимся условиям бизнеса. Так вот, SAP сегодня заявляет о том, что
создала технологическую среду (название проекта — NetWeaver), которая способна
объединить технологически разнородный деловой софт различных производителей в
единую «экосистему».
И тут обнаруживаются интересные отечественные обстоятельства. Нашего производителя
программного обеспечения по национальной привычке к самоуничижению за серьезного
игрока на рынке делового софта не держат: мол, «куда нам против немцев и американцев».
Директора служб автоматизации наших крупнейших (читай — сырьевых) предприятий
в приватной беседе, бывало, говорили: ну не могу я купить ничего, кроме SAP,
меня не поймут ни в компании, ни на рынке, это все равно как если бы мой генеральный
отказался от «мерседеса». При этом очевидно, что разница между импортным и нашим
софтом далеко не равна разнице между «мерседесом» и «Волгой». Не факт даже, что
иностранный продукт лучше.
Однако для публичных (или готовящихся стать таковыми) компаний выбор системы
обусловливает капитализацию. Директор по IT Магнитогорского металлургического
комбината (ММК) Игорь Виер, например, объясняет выбор Oracle примером корейской
сталеплавильной компании Posco, чьи акции после объявления о внедрении системы
автоматизации от Oracle выросли более чем на 10%.
Но если «Магнитка» готовится к выходу на биржу, то ООО «Межрегионгаз», транспортирующее
газ по территории страны (56 региональных отделений), делать этого не собирается
и решает свои проблемы с помощью российского софта от «1С». Успешно, как выясняется.
Основной показатель сложности проектов такого рода — количество автоматизированных
рабочих мест, т.е. объединенных в корпоративную сеть компьютеров. В «Межрегионгазе»
их 8 тыс. при 52 сотрудниках службы компьютеризации. Для сравнения: на ММК рабочих
мест более 2 тыс., а в IT-службе — 800 сотрудников.
Еще одно напрашивающееся сравнение — ООО «Межрегионгаз» и «Связьинвест». С точки
зрения компьютеризации компании очень похожи и по масштабу, и по территориальному
распределению бизнес-данных, и по технологии обработки данных. Это признает,
в частности, начальник IT-службы «Межрегионгаза» Сергей Муляр, имеющий опыт работы
и в телекоммуникационной отрасли. Стоимость программного обеспечения (Oracle
e-Business Suite) в случае со «Связьинвестом» составила $150 млн., что остается
непокоренным рекордом сделок на российском софтверном рынке. «Межрегионгаз» свои
затраты не называет, однако оценить их несложно. Рабочее место от «1С» без учета
стоимости внедрения обходится в $150. Перемножаем и получаем $1,2 млн.
А что государство российское? Оно, с одной стороны, давно уже пребывает в роли
желанного заказчика для поставщиков систем автоматизации. Отвечая на вопрос корреспондента
«Профиля» об итогах встречи с министром IT и связи Леонидом Рейманом, Хеннинг
Кагерманн назвал прежде всего обсуждение перспектив компьютеризации российского
госаппарата. С другой— государство заинтересовано в том, чтобы радикально усовершенствовать
и аппаратный документооборот, и обработку данных, необходимых для управления
страной: контроля исполнения бюджета, таможенных и налоговых платежей. Автоматизация
госучреждений решает ту же, в сущности, задачу, которую ставил перед Федотом-стрельцом
царь, заказывающий волшебный ковер: «Чтоб на ем была видна, как на карте, вся
страна, / Потому как мне с балкону нет обзору ни хрена». Технически задача решаемая.
Проблема тут даже не в технике — в эффективности бюрократического аппарата. Она,
увы, невысока. Не случайно среди специалистов по внедрению систем автоматизации
бытует термин «госуха'BB, и обозначает он специфического заказчика, которого
отличает недостаток компетенции и безразличие к результатам проекта. Возникает
это безразличие потому, что софт приобретается и внедряется не на свои, а на
госбюджетные средства
Начать дискуссию