Оптимизация затрат при внедрении SAP R/3

Многим специалистам, отвечающим за развитие ИТ на своих предприятиях, известно, что самыми затратными являются проекты внедрения крупных ERP-систем, таких, как SAP R/3 (составная часть комплекса mySAP.com), Oracle Applications (Oracle E-Business Suite) и др.         Ощутимая стоимость таких проектов обусловлена рядом объективных причин, в том числе высокими расценками на лицензии и значительными расходами на инфраструктуру, обеспечивающую работоспособность системы. Также в ходе работ переосмысливаются и зачастую заново выстраиваются все основные хозяйственные процессы предприятия, что требует участия высокопрофессиональных консультантов.

© Планета КИС 2003
© PC Week/RE 2003/01
© Игорь Ведехин


        Многим специалистам, отвечающим за развитие ИТ на своих предприятиях, известно, что самыми затратными являются проекты внедрения крупных ERP-систем, таких, как SAP R/3 (составная часть комплекса mySAP.com), Oracle Applications (Oracle E-Business Suite) и др.
        Ощутимая стоимость таких проектов обусловлена рядом объективных причин, в том числе высокими расценками на лицензии и значительными расходами на инфраструктуру, обеспечивающую работоспособность системы. Также в ходе работ переосмысливаются и зачастую заново выстраиваются все основные хозяйственные процессы предприятия, что требует участия высокопрофессиональных консультантов. Тем не менее многие предприятия осознают необходимость современных ERP-систем и оправданность данных издержек. Именно со специалистами предприятий, которые уже начали проекты внедрения или только обдумывают данный шаг, хотелось бы поделиться некоторыми практическими рекомендациями по снижению затрат на запуск крупной ERP-системы. В качестве примера рассмотрим проект внедрения SAP R/3, однако многие рекомендации могут быть применимы и для других продуктов.
        Общие затраты на проект внедрения ERP-системы складываются из стоимости:
  • программного продукта (лицензии);
  • инфраструктуры;
  • внешнего консалтинга;
  • собственной команды внедрения;
  • обучения сотрудников проектной команды;
  • поддержки системы.

        При грамотном подходе все эти затраты можно оптимизировать, а следовательно, сократить бюджет проекта в целом.

Стоимость программного продукта (лицензий)

        В данном пункте не хотелось бы рассматривать возможность получения скидок от поставщика, ибо данный аспект очевиден и решается каждым предприятием индивидуально. Уменьшить затраты на ПО можно при корректном подсчете необходимого числа рабочих мест системы. При этом не стоит ориентироваться на то, сколько сотрудников в настоящий момент выполняют аналогичные функции, но надо учитывать активность пользователя на рабочем месте (возможно, ему требуется только просматривать некоторые отчеты и он редко будет обращаться к системе). Стоимость лицензий зависит от активности пользователя (это верно для SAP R/3, особенности ценообразования других поставщиков могут отличаться). Очевидно, что оптимизация числа пользователей системы ведет к более рациональному расходованию средств из бюджета проекта.
        Существуют методы более радикального снижения стоимости затрат на лицензии mySAPcom. Нередко применяются технические решения, когда в рамках единой корпоративной информационной системы интегрируются две подсистемы и более, причем одна из подсистем - мощная ERP (например, SAP R/3), а другая, так называемая система второго уровня (second tier application) - это "легкая" ERP или просто учетная система (скажем, Navision Axapta и "1С"). Данная архитектура активно применяется крупными холдинговыми структурами, имеющими разветвленную сеть филиалов. Установленная в филиале учетная система на платформе "1С" поставляет в корпоративную систему на базе SAP R/3 всю необходимую управленческую информацию. Условиями создания такого рода решений являются четко прописанные корпоративные стандарты учета и отчетности, единые корпоративные справочники основных данных, общая концепция развития информационной системы на предприятии. Если в интегрируемых системах нет стандартных средств интеграции, то дополнительные затраты потребуются на их разработку. Однако эти издержки не идут ни в какое сравнение с преимуществами данного решения. При таком подходе экономия может составить до 50% от общей стоимости лицензий!
        Из практики IBS: в компании с общим количеством рабочих мест пользователей 1500-2000 планировалось внедрить систему SAP R/3. Благодаря предложенному решению R/3 реально была установлена на головном предприятии на двух сотнях рабочих мест, а остальные автоматизированы с использованием специально разработанной системы на базе "1С".
        Важность корректного определения необходимого количества рабочих лицензий еще и в том, что на основании среднего числа пользователей определяются ежегодные платежи разработчику (в нашем случае компании SAP AG) за поддержку системы. А эти платежи составляют весьма ощутимые суммы.

Стоимость инфраструктуры

        Процедура расчета требуемой мощности оборудования существует практически у каждого вендора. Как правило, расчет базируется на числе потенциальных пользователей и активности их работы в системе.
        Приступая к внедрению, не стоит сразу приобретать сервер для продуктивной эксплуатации системы. На первое время нужны серверы для разработки и тестирования, поставка оборудования для продуктивной эксплуатации должна быть приурочена к моменту запуска системы. Такой подход имеет несколько преимуществ:
        1) за счет снижения цен на серверную технику вы можете в рамках установленного бюджета приобрести более современную модель;
        2) нет необходимости "замораживать" средства в начале проекта;
        3) расчет мощности сервера для продуктивной эксплуатации будет базироваться на точном определении числа рабочих мест системы, а не на ориентировочных прикидках, сделанных на первых этапах.
        Отдельно стоит сказать о построении сетевой инфраструктуры. Как правило, это значительная составляющая затрат проекта. Положительным моментом является невысокая требовательность SAP R/3 к пропускной способности каналов, по которым происходит обмен данными между клиентскими станциями и сервером БД и приложений. Определенную помощь в сокращении расходов на построение ЛВС предприятия может оказать тщательная проработка регламента взаимодействия удаленных клиентских станций с центральным сервером. Вполне возможно, что затрат по прокладке кабельной сети удастся избежать, используя альтернативные варианты, например модемную или радиорелейную связь.

Стоимость внешнего консалтинга

        Для начала небольшие пояснения. Не хотелось бы еще раз затрагивать проблему - использовать или не использовать внешний консалтинг на проектах внедрения SAP R/3 (да и рекомендации консультанта могут показаться предвзятыми). Отмечу только, что любой руководитель, умеющий считать деньги, должен использовать труд консультантов рационально. Тем более что удовольствие это не дешевое.
        Есть некоторые операции, выполнив которые собственными силами, предприятие сэкономит деньги и не потеряет в качестве. В их числе:
  • подготовка классификаторов и основных данных;
  • анализ документооборота предприятия (отчетов и форм);
  • подготовка плана счетов и учетной политики в соответствии с требованиями, которые определяются реструктурируемыми хозяйственными процессами;
  • проведение подготовительных работ по бюджетной модели предприятия, установление соответствия между бюджетными статьями и хозяйственными операциями;
  • составление спецификаций (заданий) на проведение дополнительных разработок в системе.

        Перечисленные работы отнимают 35-50% общего времени консалтинговых работ при внедрении SAP R/3. Другими словами, в случае их реализации силами специалистов предприятия можно добиться значительного сокращения бюджета на внешний консалтинг (по нашему опыту, до 50%).

Стоимость корпоративной команды внедрения

        Очевидно, что профессионализм собственных специалистов снижает потребность во внешнем консалтинге. Поэтому, за редким исключением, создание в компании своей квалифицированной команды внедренцев - безусловный плюс. Кроме работы по инсталляции SAP R/3 на нее ляжет львиная доля поддержки и развития системы. Думаю, что приводить рекомендации по обучению сотрудников не имеет смысла, каждое предприятие занимается повышением квалификации персонала самостоятельно. (В данном случае уместны консультации профессионалов в области HR.)
        Однако хотелось бы акцентировать внимание на следующем моменте: необходимо так организовать работу и стимулирование команды внедрения, чтобы избежать текучести кадров, которая, к сожалению, естественна, если говорить о людях, чья рыночная стоимость как профессионалов высока. Руководителям проекта следует провести тщательный отбор опытных, перспективных сотрудников, небезразличных к судьбе предприятия и доверяющих руководству. Однозначных рецептов здесь, увы, нет.
        Не следует забывать и о тех специалистах предприятия, которые, не будучи членами проектной группы, тем не менее активно участвуют в реализации проекта. Это так называемые "ключевые пользователи", вовлеченные в работу по описанию бизнес-процессов, созданию и утверждению проектных решений, новых бизнес-схем. Как правило, все это они делают в дополнение к своим текущим обязанностям и зачастую бесплатно. А между тем оперативность и мотивированность таких сотрудников позволяет значительно уменьшить время на сбор и анализ информации, разработку концептуальной модели будущей системы, повысить качество принимаемых решений и в конечном итоге уменьшить общую стоимость проекта.

Стоимость обучения сотрудников проектной команды

        Приводимые ниже рекомендации могут дать наибольший эффект на крупных проектах, где в объем внедрения входят несколько организационных объектов и требуется многочисленная проектная команда. В таких случаях полезно: создание корпоративного центра компетенции, т. е. хорошо обученной команды, специально выделенной (или набранной со стороны) для внедрения SAP R/3 на всех организационных объектах; организация собственной системы обучения в случае если команда внедрения и поддержки системы по тем или иным причинам (географическая удаленность, специфичность предприятия) требуется большая. Тогда некий узкий круг сотрудников проходят обучение на внешних курсах, а впоследствии передают знания всем участникам проекта.

Стоимость поддержки системы

        Рекомендации по снижению стоимости поддержки и эксплуатации системы уже упоминались - это выбор оптимального количества лицензий на ПО и наличие собственной команды специалистов, обеспечивающих поддержку и развитие системы, что, правда, теряет смысл в случае коренной перестройки хозяйственных процессов или развития новой функциональности системы, когда речь идет практически о начале нового проекта. 4
        Об авторе: Игорь Ведехин, старший консультант КСУ IBS.

Начать дискуссию

Знакомство с экспертами Клерк.Консультаций: Надежда Камышева

Мы начинаем вести серию заметок о наших экспертах. Сегодня рассказываем о самом опытном эксперте — Надежде Камышевой, которая уже более 20 лет помогает бухгалтерам решать их рабочие вопросы.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк

На 6 рублей в 6-НДФЛ могут быть отклонения. Богатым инвесторам обещают вернуть больше НДФЛ. 🙏«Ночной бухгалтер» № 1728

Не стоит волноваться, если при умножении дохода на ставку рассчитанный налог в 6-НДФЛ не сойдется с реальным. Чем больше сотрудников, тем больше может быть разбег.

На 6 рублей в 6-НДФЛ могут быть отклонения. Богатым инвесторам обещают вернуть больше НДФЛ. 🙏«Ночной бухгалтер» № 1728
IT-компании

Свыше 18 тысяч IT-компаний продлили аккредитацию. Но это не все

2 тысячи компаний в сфере IT решили не подавать заявление на продление аккредитации. Они перестали соответствовать критериям.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Мигрантам предлагают носить цифровые браслеты

Чтобы следить за перемещениями мигрантов внутри РФ, власти хотят надеть на них цифровые браслеты и заставить приезжих проходить дактилоскопическую регистрацию.

Долги по налогу на имущество сократились на 31%

19 млн россиян закрыли долги по налогам после введения ЕНС.

Бесплатно с Уведомление по ЕНП

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в июле 2024 года

В июльском уведомлении не будет взносов. В него войдет НДФЛ и квартальные авансовые платежи по другим налогам.

Какие налоги войдут в уведомление по ЕНП в июле 2024 года
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

ФАС признала недобросовестной конкуренцией копирование упаковки бренда «AXE»

Производителю запретили выпускать дезодоранты и гели для душа «EXXE» в упаковке, которая копирует фирменный стиль бренда «AXE».

6-НДФЛ

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ

В статье расскажем, как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ, как правильно заполнить расчет и не допустить ошибок.

Как отразить отпускные в форме 6-НДФЛ

Что такое оборачиваемость товаров и как ее рассчитать

Продавцу важно правильно управлять товарными запасами: вовремя привозить поставки на склад, закупать не слишком большие, но и не маленькие партии. Справиться с этой задачей помогает расчет оборачиваемости товаров. Рассказываем, о чем говорит этот показатель и как его посчитать.

Что такое оборачиваемость товаров и как ее рассчитать

Повышение утильсбора будет поэтапным до 2030 года

Минпромторг сообщил, что продолжает анализировать поступающие предложения по индексации утилизационного сбора.

Что такое депозитарий и какова его роль на рынке ценных бумаг

В этом материале рассказываем, зачем нужен депозитарий, какова его роль в инвестициях и как проверить его надежность.

Что такое депозитарий и какова его роль на рынке ценных бумаг

На Госуслугах можно будет получить лицензию на дезинфекцию, дезинсекцию и дератизацию

Роспотребнадзор утвердил Административный регламент по предоставлению государственной услуги лицензирования деятельности оказания услуг по дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

Россияне стали брать больше денег по кредитным картам

Рост ключевой ставки ЦБ не ослабил спрос на кредитные карты. Клиенты стали чаще пользоваться беспроцентным периодом при оформлении таких продуктов.

🥳 Успейте купить онлайн-курсы по 3 290 рублей в честь Дня рождения школы «Клерка»! Акция действует до 22 июля

22 июля нашей школе пять лет! Мы хотим разделить этот праздник с вами, поэтому устраиваем суперакцию на онлайн-курсы. До понедельника, 22 июля, вы можете купить курсы по учету на маркетплейсах, финансовому анализу, ВЭД, работе на УСН и зарплате всего за 3 290 рублей.

🎂 Суперакция в честь Дня рождения школы «Клерка»! Онлайн-курсы по 3 290 рублей

Какой же праздник без подарков? 22 июля мы отмечаем наш первый юбилей — 5 лет школе «Клерка»! До понедельника, 22 июля, вы можете купить курсы по учету на маркетплейсах, финансовому анализу, ВЭД, работе на УСН и зарплате всего за 3 290 рублей. Успейте воспользоваться выгодным предложением!

🎂 Суперакция в честь Дня рождения школы «Клерка»! Онлайн-курсы по 3 290 рублей

⚡️ Итоги дня: Microsoft допустил глобальный технический сбой, в Москве «оранжевый» уровень из-за грозы, X5 начала доставлять посылки

Подготовили обзор главных событий дня — 19 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

КоАП РФ

Решено, кто будет рассматривать жалобы на постановления административных комиссий

Минюстом разработал проект закона с изменениями в КоАП по конкретизации полномочий по пересмотру постановлений по делам об административных правонарушениях.

Бизнес не прошел проверку по 115-ФЗ: возможно ли исправить ситуацию

Многие предприниматели считают, что решение банка не в пользу клиента после запроса документов по 115-ФЗ — это конечная точка бизнеса. Однако, это далеко не так: банки стараются выстраивать отношения по принципам долгосрочного сотрудничества и помогать компаниям. Например, Сбер позволяет продолжить ведение бизнеса после блокировки по 115-ФЗ, если клиент скорректирует свою деятельность. Как получить помощь в Сбере после такого решения рассказываем в статье.

Бизнес не прошел проверку по 115-ФЗ: возможно ли исправить ситуацию

Нюансы успешного делового общения с партнерами из Китая: правила, тонкости, особенности менталитета

Сегодня торговые контакты РФ и КНР вышли на новый уровень и развиваются быстрыми темпами. Поэтому вопрос правильного ведения переговоров с китайцами выходит на первый план. Чтобы найти общий язык, важно уважать своего собеседника, его принципы и привычки — только тогда можно получить положительные результаты и заключить выгодный контракт.

Нюансы успешного делового общения с партнерами из Китая: правила, тонкости, особенности менталитета

Интересные материалы

Страхование

Центробанк установил новые тарифы по страхованию опасных объектов

Нижняя граница тарифов по обязательному страхованию для большинства опасных предприятий снизится на 25%.