Отражение операций по сдаче в аренду имущества, находящегося на праве оперативного управления, бюджетным учреждением в ПП «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8»

В настоящее время арендные отношения в сфере бюджетного учета встречаются все чаще. Правоотношения организаций, связанных договором аренды, регулируются законодательно, поэтому бухгалтеру необходимо знать особенности отражения в учете операций по сдаче в аренду имущества, находящегося на праве оперативного управления.

В настоящее время арендные отношения в сфере бюджетного учета встречаются все чаще. Правоотношения организаций, связанных договором аренды, регулируются законодательно, поэтому бухгалтеру необходимо знать особенности отражения в учете операций по сдаче в аренду имущества, находящегося на праве оперативного управления.

Основные условия сделки

Так как бюджетное учреждение распоряжается имуществом на праве оперативного управления, сдача в аренду данного имущества должна производиться с согласия учредителя. Между сторонами заключается договор аренды (имущественного найма). В договоре указываются основные условия сделки, такие как:

  • срок договора;
  • размер арендной платы;
  • характеристика имущества, передаваемого в аренду;
  • штрафные санкции за нарушения условий договора;
  • обязанности сторон;
  • условия прекращения договора и т.д.

Согласно Гражданскому кодексу РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество во временное пользование или владение. Арендатор, в свою очередь, обязан:

  • поддерживать имущество в исправном состоянии;
  • нести расходы на содержание имущества;
  • производить за свой счет текущий ремонт;
  • своевременно вносить плату за пользование имуществом и т.д.

Распоряжение средствами, полученными от сдачи имущества в аренду

Кроме процедуры согласования предоставления имущества в аренду, встает вопрос о том, каким образом распоряжаться средствами, полученными от сдачи имущества в аренду. Этот вопрос регулируется нормами Бюджетного кодекса РФ.

Согласно положениям статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации, доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, являются неналоговыми доходами бюджетов за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

Согласно статье 42 БК РФ, доходами от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, признаются доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

Налог на прибыль и НДС

Говоря о договорных отношениях, в процессе которых бюджетное учреждение получает определенные доходы, нельзя не заострить внимание на статьях Налогового кодекса РФ, согласно которому бюджетное учреждение в данном случае является плательщиком налога на прибыль.

В соответствии с главой 25 Налогового кодекса бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, являются плательщиками налога на прибыль. Договорные отношения, в которые вступает бюджетное учреждение при передаче в пользование имущества, находящегося на праве оперативного управления, относятся к приносящей доход деятельности этого учреждения.

В соответствии с Налоговым кодексом, доходы, полученные от сдачи в аренду имущества, находящегося на праве оперативного управления, относятся к внереализационным доходам. А налоговая база по налогу на прибыль организаций определяется как разница между суммой дохода, полученного от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

Еще одним налогом, на который следует обратить внимание при рассмотрении арендных отношений, является НДС. Согласно НК РФ, предоставление имущества в аренду является объектом обложения НДС. При этом в зависимости от условий договора аренды плательщиком НДС может выступать как арендодатель, так и арендатор.

В соответствии с НК РФ, при аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества арендатор признается налоговым агентом только в том случае, если услуга по предоставлению в аренду такого имущества оказана органом государственной власти и управленияили органом местного самоуправления. То есть арендодателем является:

  • орган государственной власти и управления;
  • орган местного самоуправления (при двустороннем договоре);
  • орган государственной власти и управления (или орган местного самоуправления) и балансодержатель данного имущества, не являющийся органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления (при трехстороннем договоре).

В последнем случае арендатор обязан исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Таким образом, если договор аренды федерального и муниципального имущества заключен между арендодателем - балансодержателем государственного имущества, не являющимся органом государственной власти и управления, органом местного самоуправления, то уплата налога на добавленную стоимость в бюджет осуществляется в общеустановленном порядке налогоплательщиком налога на добавленную стоимость - балансодержателем этого имущества. В таких случаях у арендатора не возникает обязанностей налогового агента по налогу на добавленную стоимость.

Сумма арендной платы, включая НДС, перечисляется арендатором арендодателю-балансодержателю за оказанные услуги по представлению в аренду имущества. Налоговая база в данном случае определяется как величина арендной платы без учета налога, а НДС исчисляется по ставке 18%.

При осуществлении операций, подлежащих обложению НДС в соответствии с гл. 21 НК РФ, налогоплательщик обязан:

  • составить счет-фактуру;
  • вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур;
  • вести книги покупок.

Счета-фактуры выставляются не позднее пяти календарных дней, считая со дня оказания соответствующих услуг, и являются основанием для принятия сумм НДС к вычету.

Вопросы бюджетного учета

Далее рассмотрим вопрос о предоставлении имущества в аренду, начислении и уплате арендных платежей и налогов с точки зрения бюджетного учета.

Для этого необходимо обратиться к нормам Бюджетного кодекса. Данный вопрос регулируется также Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" и Приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".

Отражение бухгалтерских записей в бухгалтерии учреждения зависит от того, какой заключен договор аренды. В случае заключения трехстороннего договора, арендодателем является государственный (муниципальный) орган, осуществляющий полномочия собственника в отношении государственного (муниципального) имущества, который в соответствии с законом (решением) о бюджете наделен полномочиями администратора доходов от собственности (арендной платы). Балансодержателем является бюджетное учреждение, за которым закреплено имущество на праве оперативного управления; арендатором — любое юридическое или физическое лицо, с которым заключен договор.

Для учета имущества, переданного учреждением в возмездное пользование (по договору аренды), в целях обеспечения надлежащего контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением, предназначен забалансовый счет 25 "Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)" (п. 381 Инструкции по применению Единого плана счетов, утв. приказом Минфина России 01.12.2010 № 157н).

Рассмотрим бухгалтерские записи по отражению операций, связанных со сдачей в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении, в ПП «Бухгалтерия государственного учреждения 8» (в нашем случае договор аренды – двусторонний; налоговый агент по уплате НДС – бюджетное учреждение, балансодержатель имущества; сумма аренды, поступающая на лицевой счет, включает НДС, расчеты по коммунальным платежам принимает на себя арендатор, сумма этих платежей входит в сумму арендной платы):

Содержание операции

Дебет

Кредит

Начислена задолженность по арендной плате

(Акт об оказании услуг)

2 205 21560

2 401 10 120

акт об оказании услуг.jpg

Отражена задолженность по уплате НДС с арендной платы (Операция бухгалтерская)

2 401 10 120

2 303 04 730

Поступила оплата аренды помещения на лицевой счет (Кассовое поступление)

2 201 11 510

17.01 (120)

2 205 21660

Кассовое поступление.jpg

Отражено перечисление суммы НДС в бюджет (Платежное поручение)

2 303 04 830

2 201 11 610

18.01 (290)

Платежное поручение (НДС).jpg

Начислен налог на прибыль с арендной платы(Операция бухгалтерская)

2 401 10 120

2 303 03 730

Перечислен налог на прибыль (Платежное поручение) 2 303 03 830

2 201 11 610

17.01 (120)

Платежное поручение (Налог на прибыль).jpg

Начать дискуссию