В настоящее время арендные отношения в сфере бюджетного учета встречаются все чаще. Правоотношения организаций, связанных договором аренды, регулируются законодательно, поэтому бухгалтеру необходимо знать особенности отражения в учете операций по сдаче в аренду имущества, находящегося на праве оперативного управления.
Основные условия сделки
Так как бюджетное учреждение распоряжается имуществом на праве оперативного управления, сдача в аренду данного имущества должна производиться с согласия учредителя. Между сторонами заключается договор аренды (имущественного найма). В договоре указываются основные условия сделки, такие как:
- срок договора;
- размер арендной платы;
- характеристика имущества, передаваемого в аренду;
- штрафные санкции за нарушения условий договора;
- обязанности сторон;
- условия прекращения договора и т.д.
Согласно Гражданскому кодексу РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество во временное пользование или владение. Арендатор, в свою очередь, обязан:
- поддерживать имущество в исправном состоянии;
- нести расходы на содержание имущества;
- производить за свой счет текущий ремонт;
- своевременно вносить плату за пользование имуществом и т.д.
Распоряжение средствами, полученными от сдачи имущества в аренду
Кроме процедуры согласования предоставления имущества в аренду, встает вопрос о том, каким образом распоряжаться средствами, полученными от сдачи имущества в аренду. Этот вопрос регулируется нормами Бюджетного кодекса РФ.
Согласно положениям статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации, доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, являются неналоговыми доходами бюджетов за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.
Согласно статье 42 БК РФ, доходами от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, признаются доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.
Налог на прибыль и НДС
Говоря о договорных отношениях, в процессе которых бюджетное учреждение получает определенные доходы, нельзя не заострить внимание на статьях Налогового кодекса РФ, согласно которому бюджетное учреждение в данном случае является плательщиком налога на прибыль.
В соответствии с главой 25 Налогового кодекса бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, являются плательщиками налога на прибыль. Договорные отношения, в которые вступает бюджетное учреждение при передаче в пользование имущества, находящегося на праве оперативного управления, относятся к приносящей доход деятельности этого учреждения.
В соответствии с Налоговым кодексом, доходы, полученные от сдачи в аренду имущества, находящегося на праве оперативного управления, относятся к внереализационным доходам. А налоговая база по налогу на прибыль организаций определяется как разница между суммой дохода, полученного от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.
Еще одним налогом, на который следует обратить внимание при рассмотрении арендных отношений, является НДС. Согласно НК РФ, предоставление имущества в аренду является объектом обложения НДС. При этом в зависимости от условий договора аренды плательщиком НДС может выступать как арендодатель, так и арендатор.
В соответствии с НК РФ, при аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества арендатор признается налоговым агентом только в том случае, если услуга по предоставлению в аренду такого имущества оказана органом государственной власти и управленияили органом местного самоуправления. То есть арендодателем является:
- орган государственной власти и управления;
- орган местного самоуправления (при двустороннем договоре);
- орган государственной власти и управления (или орган местного самоуправления) и балансодержатель данного имущества, не являющийся органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления (при трехстороннем договоре).
В последнем случае арендатор обязан исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.
Таким образом, если договор аренды федерального и муниципального имущества заключен между арендодателем - балансодержателем государственного имущества, не являющимся органом государственной власти и управления, органом местного самоуправления, то уплата налога на добавленную стоимость в бюджет осуществляется в общеустановленном порядке налогоплательщиком налога на добавленную стоимость - балансодержателем этого имущества. В таких случаях у арендатора не возникает обязанностей налогового агента по налогу на добавленную стоимость.
Сумма арендной платы, включая НДС, перечисляется арендатором арендодателю-балансодержателю за оказанные услуги по представлению в аренду имущества. Налоговая база в данном случае определяется как величина арендной платы без учета налога, а НДС исчисляется по ставке 18%.
При осуществлении операций, подлежащих обложению НДС в соответствии с гл. 21 НК РФ, налогоплательщик обязан:
- составить счет-фактуру;
- вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур;
- вести книги покупок.
Счета-фактуры выставляются не позднее пяти календарных дней, считая со дня оказания соответствующих услуг, и являются основанием для принятия сумм НДС к вычету.
Вопросы бюджетного учета
Далее рассмотрим вопрос о предоставлении имущества в аренду, начислении и уплате арендных платежей и налогов с точки зрения бюджетного учета.
Для этого необходимо обратиться к нормам Бюджетного кодекса. Данный вопрос регулируется также Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" и Приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".
Отражение бухгалтерских записей в бухгалтерии учреждения зависит от того, какой заключен договор аренды. В случае заключения трехстороннего договора, арендодателем является государственный (муниципальный) орган, осуществляющий полномочия собственника в отношении государственного (муниципального) имущества, который в соответствии с законом (решением) о бюджете наделен полномочиями администратора доходов от собственности (арендной платы). Балансодержателем является бюджетное учреждение, за которым закреплено имущество на праве оперативного управления; арендатором — любое юридическое или физическое лицо, с которым заключен договор.
Для учета имущества, переданного учреждением в возмездное пользование (по договору аренды), в целях обеспечения надлежащего контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением, предназначен забалансовый счет 25 "Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)" (п. 381 Инструкции по применению Единого плана счетов, утв. приказом Минфина России 01.12.2010 № 157н).
Рассмотрим бухгалтерские записи по отражению операций, связанных со сдачей в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении, в ПП «Бухгалтерия государственного учреждения 8» (в нашем случае договор аренды – двусторонний; налоговый агент по уплате НДС – бюджетное учреждение, балансодержатель имущества; сумма аренды, поступающая на лицевой счет, включает НДС, расчеты по коммунальным платежам принимает на себя арендатор, сумма этих платежей входит в сумму арендной платы):
Содержание операции
Дебет
Кредит
Начислена задолженность по арендной плате
(Акт об оказании услуг)
2 205 21560
2 401 10 120
Отражена задолженность по уплате НДС с арендной платы (Операция бухгалтерская)
2 401 10 120
2 303 04 730
Поступила оплата аренды помещения на лицевой счет (Кассовое поступление)
2 201 11 510
17.01 (120)
2 205 21660
Отражено перечисление суммы НДС в бюджет (Платежное поручение)
2 303 04 830
2 201 11 610
18.01 (290)
Начислен налог на прибыль с арендной платы(Операция бухгалтерская)
2 401 10 120
2 303 03 730
Перечислен налог на прибыль (Платежное поручение) 2 303 03 830
2 201 11 610
17.01 (120)
Начать дискуссию