Отражение операций по сдаче в аренду имущества, находящегося на праве оперативного управления, бюджетным учреждением в ПП «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8»

В настоящее время арендные отношения в сфере бюджетного учета встречаются все чаще. Правоотношения организаций, связанных договором аренды, регулируются законодательно, поэтому бухгалтеру необходимо знать особенности отражения в учете операций по сдаче в аренду имущества, находящегося на праве оперативного управления.

В настоящее время арендные отношения в сфере бюджетного учета встречаются все чаще. Правоотношения организаций, связанных договором аренды, регулируются законодательно, поэтому бухгалтеру необходимо знать особенности отражения в учете операций по сдаче в аренду имущества, находящегося на праве оперативного управления.

Основные условия сделки

Так как бюджетное учреждение распоряжается имуществом на праве оперативного управления, сдача в аренду данного имущества должна производиться с согласия учредителя. Между сторонами заключается договор аренды (имущественного найма). В договоре указываются основные условия сделки, такие как:

  • срок договора;
  • размер арендной платы;
  • характеристика имущества, передаваемого в аренду;
  • штрафные санкции за нарушения условий договора;
  • обязанности сторон;
  • условия прекращения договора и т.д.

Согласно Гражданскому кодексу РФ по договору аренды (имущественного найма) арендодатель обязуется предоставить арендатору имущество во временное пользование или владение. Арендатор, в свою очередь, обязан:

  • поддерживать имущество в исправном состоянии;
  • нести расходы на содержание имущества;
  • производить за свой счет текущий ремонт;
  • своевременно вносить плату за пользование имуществом и т.д.

Распоряжение средствами, полученными от сдачи имущества в аренду

Кроме процедуры согласования предоставления имущества в аренду, встает вопрос о том, каким образом распоряжаться средствами, полученными от сдачи имущества в аренду. Этот вопрос регулируется нормами Бюджетного кодекса РФ.

Согласно положениям статьи 41 Бюджетного кодекса Российской Федерации, доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, являются неналоговыми доходами бюджетов за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

Согласно статье 42 БК РФ, доходами от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, признаются доходы, получаемые в виде арендной либо иной платы за передачу в возмездное пользование государственного и муниципального имущества, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных.

Налог на прибыль и НДС

Говоря о договорных отношениях, в процессе которых бюджетное учреждение получает определенные доходы, нельзя не заострить внимание на статьях Налогового кодекса РФ, согласно которому бюджетное учреждение в данном случае является плательщиком налога на прибыль.

В соответствии с главой 25 Налогового кодекса бюджетные учреждения, получающие доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, являются плательщиками налога на прибыль. Договорные отношения, в которые вступает бюджетное учреждение при передаче в пользование имущества, находящегося на праве оперативного управления, относятся к приносящей доход деятельности этого учреждения.

В соответствии с Налоговым кодексом, доходы, полученные от сдачи в аренду имущества, находящегося на праве оперативного управления, относятся к внереализационным доходам. А налоговая база по налогу на прибыль организаций определяется как разница между суммой дохода, полученного от реализации товаров, выполненных работ, оказанных услуг, суммой внереализационных доходов и суммой фактически осуществленных расходов, связанных с ведением коммерческой деятельности.

Еще одним налогом, на который следует обратить внимание при рассмотрении арендных отношений, является НДС. Согласно НК РФ, предоставление имущества в аренду является объектом обложения НДС. При этом в зависимости от условий договора аренды плательщиком НДС может выступать как арендодатель, так и арендатор.

В соответствии с НК РФ, при аренде федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества арендатор признается налоговым агентом только в том случае, если услуга по предоставлению в аренду такого имущества оказана органом государственной власти и управленияили органом местного самоуправления. То есть арендодателем является:

  • орган государственной власти и управления;
  • орган местного самоуправления (при двустороннем договоре);
  • орган государственной власти и управления (или орган местного самоуправления) и балансодержатель данного имущества, не являющийся органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления (при трехстороннем договоре).

В последнем случае арендатор обязан исчислить, удержать из доходов, уплачиваемых арендодателю, и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога.

Таким образом, если договор аренды федерального и муниципального имущества заключен между арендодателем - балансодержателем государственного имущества, не являющимся органом государственной власти и управления, органом местного самоуправления, то уплата налога на добавленную стоимость в бюджет осуществляется в общеустановленном порядке налогоплательщиком налога на добавленную стоимость - балансодержателем этого имущества. В таких случаях у арендатора не возникает обязанностей налогового агента по налогу на добавленную стоимость.

Сумма арендной платы, включая НДС, перечисляется арендатором арендодателю-балансодержателю за оказанные услуги по представлению в аренду имущества. Налоговая база в данном случае определяется как величина арендной платы без учета налога, а НДС исчисляется по ставке 18%.

При осуществлении операций, подлежащих обложению НДС в соответствии с гл. 21 НК РФ, налогоплательщик обязан:

  • составить счет-фактуру;
  • вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур;
  • вести книги покупок.

Счета-фактуры выставляются не позднее пяти календарных дней, считая со дня оказания соответствующих услуг, и являются основанием для принятия сумм НДС к вычету.

Вопросы бюджетного учета

Далее рассмотрим вопрос о предоставлении имущества в аренду, начислении и уплате арендных платежей и налогов с точки зрения бюджетного учета.

Для этого необходимо обратиться к нормам Бюджетного кодекса. Данный вопрос регулируется также Приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению" и Приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н "Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкции по его применению".

Отражение бухгалтерских записей в бухгалтерии учреждения зависит от того, какой заключен договор аренды. В случае заключения трехстороннего договора, арендодателем является государственный (муниципальный) орган, осуществляющий полномочия собственника в отношении государственного (муниципального) имущества, который в соответствии с законом (решением) о бюджете наделен полномочиями администратора доходов от собственности (арендной платы). Балансодержателем является бюджетное учреждение, за которым закреплено имущество на праве оперативного управления; арендатором — любое юридическое или физическое лицо, с которым заключен договор.

Для учета имущества, переданного учреждением в возмездное пользование (по договору аренды), в целях обеспечения надлежащего контроля за его сохранностью, целевым использованием и движением, предназначен забалансовый счет 25 "Имущество, переданное в возмездное пользование (аренду)" (п. 381 Инструкции по применению Единого плана счетов, утв. приказом Минфина России 01.12.2010 № 157н).

Рассмотрим бухгалтерские записи по отражению операций, связанных со сдачей в аренду имущества, находящегося в оперативном управлении, в ПП «Бухгалтерия государственного учреждения 8» (в нашем случае договор аренды – двусторонний; налоговый агент по уплате НДС – бюджетное учреждение, балансодержатель имущества; сумма аренды, поступающая на лицевой счет, включает НДС, расчеты по коммунальным платежам принимает на себя арендатор, сумма этих платежей входит в сумму арендной платы):

Содержание операции

Дебет

Кредит

Начислена задолженность по арендной плате

(Акт об оказании услуг)

2 205 21560

2 401 10 120

акт об оказании услуг.jpg

Отражена задолженность по уплате НДС с арендной платы (Операция бухгалтерская)

2 401 10 120

2 303 04 730

Поступила оплата аренды помещения на лицевой счет (Кассовое поступление)

2 201 11 510

17.01 (120)

2 205 21660

Кассовое поступление.jpg

Отражено перечисление суммы НДС в бюджет (Платежное поручение)

2 303 04 830

2 201 11 610

18.01 (290)

Платежное поручение (НДС).jpg

Начислен налог на прибыль с арендной платы(Операция бухгалтерская)

2 401 10 120

2 303 03 730

Перечислен налог на прибыль (Платежное поручение) 2 303 03 830

2 201 11 610

17.01 (120)

Платежное поручение (Налог на прибыль).jpg

Начать дискуссию

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора
Налоговый учет

Виды доходов, подлежащие налогообложению по ставке 18% в 2024 году

В 2024 году налоговая политика подвергнется некоторым изменениям, которые коснутся различных видов доходов граждан. Понимание того, какие именно доходы будут облагаться налогом по ставке 18%, поможет лучше планировать свои финансовые обязательства и избегать неприятных сюрпризов при уплате налогов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

Медицина

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

Начиная с 2022 года Российский бизнес испытывает жесткое санкционное давление, которое не обошло стороной  медицину. Несмотря на это, отечественная экономика не впала в рецессию, а наоборот получила мощный стимул для развития, но проблем у бизнесменов добавилось.

Закупка медоборудования в условиях санкционного давления: пошаговая инструкция 

С 24 июля начнут принимать заявки на отсрочку от службы в армии

IT-специалисты с 24 июля по 6 августа могут подать заявление об отсрочке на портале Госуслуги.

Первичные документы

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Сегодня электронные перевозочные документы (ЭПД) уже используются наравне с бумажными, а Минтранс планирует в ближайшие годы перевести в «цифру» до 90% документооборота в сфере логистики. Многие компании, в том числе лидеры рынка, предпочли не ждать, когда ЭПД станут обязательными, и перейти на новый стандарт по собственной инициативе. Нужно ли следовать их примеру? Как перейти с бумажных перевозочных документов на электронные? Какие решения может предложить Айтиком? Рассказываем в статье. 

Порядок перехода на ЭПД в 2024 году

Агрегаторы компенсируют ущерб таксистам и курьерам

Цифровые платформы занятости будут обязаны отчислять в компенсационный фонд минимум 3 млн рублей. Из этих средств будут выплачивать деньги курьерам и таксистам, если их права будут нарушены агрегаторами.

❗ На мелкие налоговые долги не будут высылать требования

Налоговое требование на сумму менее 500 рублей формировать не будут.

Менеджер маркетплейса на договоре ГПХ отсудила у него 1,3 млн за вынужденный простой

Суд восстановил незаконно уволенную сотрудницу маркетплейса и взыскал с площадки более 1,3 млн рублей за вынужденный простой.

Все новые правила ведения КУДиР и составления декларации на УСН уже в обновленном курсе «Клерка»

Изменения 2024 года только вступили в силу, а мы уже записали уроки по тому, как с ними работать. Научитесь правильно заполнять КУДиР и декларацию на УСН в соответствии с требованиями налоговой в 2024 году на курсе «Главный бухгалтер на УСН». Вы освоите профессию с нуля, систематизируете и актуализируете свои знания.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля

Вести бухгалтерию индивидуального предпринимателя не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Существуют специальные курсы, на которых начинающие предприниматели и будущие бухгалтеры научатся выбирать систему налогообложения и минимизировать риски. А также работать с кассой, платить зарплату, автоматически формировать и сдавать отчетность. 

15 курсов бухгалтера для ИП: обучение с нуля
НДФЛ

Необлагаемый лимит для НДФЛ с депозитных процентов будет несгораемым для длинных вкладов

НДФЛ с процентов от долгосрочных вкладов будут считать по-новому.

Интересные материалы

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть

До 31 июля можно подать в СФР заявление и вернуть расходы на предупредительные меры: путевки на лечение сотрудников, медосмотры и многое другое. Разбираемся, какие расходы можно вернуть и какие документы для этого понадобятся. 

Возмещение расходов на предупредительные меры: что и как можно вернуть