В процессе работы с программами «1С:Предприятие» все пользователи сталкиваются с необходимостью просмотра и анализа информации в отчетах. Для удобной работы важно не только знать все отчеты системы, но и уметь их настраивать для удобного отображения данных.
В этой статье мы рассмотрим основные принципы настройки отчетов на примере программы «1С:Управление торговлей, ред. 10.3».
Создавайте точные аналитические отчеты! На нашем курсе вы научитесь настраивать аналитические отчеты для управления финансами. Повысьте качество своей отчетности и принимайте обоснованные решения. Присоединяйтесь к курсу за 6 900 ₽!
Формы настройки отчетов 1С
Практически любой отчет имеет свою собственную форму настройки. Открыть ее можно с помощью кнопки «Настройка» на форме отчета.
Форму настройки можно смотреть в двух вариантах: стандартном и расширенном.
Пример стандартной формы настройки:
Пример расширенной формы настройки:
Рассмотрим стандартную форму настройки, так как она удобнее и проще.
Стандартная форма настройки в отчетах 1С
Стандартная форма настройки содержит несколько окон для ввода настроек:
Показатели
Группировки строк
Группировки колонок
Отборы
Также здесь есть настройка периода и некоторые другие опции.
Рассмотрим влияние каждой настройки отчета на примере ведомости по товарам на складах.
Меню: Отчеты – Запасы (склад) – Ведомость по товарам на складах
Прежде всего нужно понять, для чего служит отчет и какую информацию в нем можно получить. Например, ведомость по товарам на складах содержит данные об остатках товаров на складах компании.
Для начала попробуем сформировать отчет без каких-либо настроек. Т.е. уберем все флаги в показателях, удалим все группировки, снимем настройку периода и другие флаги.
В результате такой настройки мы получим пустой и абсолютно бесполезный отчет:
Таким образом, если мы не указываем программе каким образом выводить данные, она их не выводит!
Выбор данных для построения отчета
Какие именно данные можно вывести в отчете определяется в таблице показателей.
Здесь перечислены все возможные данные, которые мы можем получить из отчета. Если показатель отмечен флагом, то он будет показываться в результате.
Для ведомости по товарам на складах показателями являются:
Начальный остаток (в базовых единицах)
Приход (в базовых единицах)
Расход (в базовых единицах)
Конечный остаток (в базовых единицах)
Оборот (в базовых единицах)
Начальный остаток (в единицах отчетов)
И т.д.
Для отчета «Продажи» показатели иные:
Количество
Сумма продажи
Сумма продажи без скидок
И т.д.
Каждый отчет имеет свой собственный список показателей, который определяет, какие именно данные можно посмотреть в отчете.
В нашем отчете мы отметим показатели:
В результате получим следующий отчет:
Обратите внимание, программа подготовила колонки для каждого показателя, но сами данные не вывела.
Почему? – Потому что она не знает, в какой детализации мы хотим вывести данные.
Например, нам может быть нужно только общее количество всех товаров на всех складах, а может быть нужна информация по каждому товару и складу. Вариантов очень много!
Указание способа детализации данных в отчетах
Для указания способа детализации данных служат:
Группировки строк
Группировки колонок
Флаг «Выводить общие итоги»
Флаг «Выводить детальные записи»
Выводить общие итоги для отчета
Если вы хотите посмотреть данные отчета без какой-либо детализации, просто поставьте флаг «Выводить общие итоги»:
В результате отчета вы получите данные за весь период по всем складам и товарам:
Таким образом мы узнали, что за все время пользования базой на наши склады поступило 12085 товаров, было продано/списано 1545 товаров, а текущий складской остаток – 10540. Хотя обычно этой информации недостаточно.
Группировки строк в отчетах
Чтобы как-то детализировать выводимую информацию, можно добавлять группировки строк и колонок. Т.е. указывать программе, что нужно вывести не только общее количество, но еще и количество по каждому складу/товару/цвету/дню.
Добавим в группировки строк «Склад». Для этого нажмем кнопку «Добавить» и в окне выбора поля отметим «Склад»:
Настройка отчета:
Отчет примет следующий вид:
Таким образом, мы попросили программу детализировать информацию по каждому складу, и она это сделала. Можно добавлять еще группировки и получать более детальную информацию.
Например, добавим группировку «Номенклатура»:
Получим следующий отчет:
Примечание: порядок расположения группировок имеет важное значение. Если мы поменяем склад и номенклатуру местами, то получим другой отчет.
Сначала отображается информация по товару, а внутри расшифровка по складу:
Тип группировки
Обратите внимание, что у каждой группировки имеется тип, который также влияет на отображение отчета.
Тип может принимать следующие значения:
Элементы – отображение детализации только по элементам.
Иерархия – детализация по группам и элементам справочника.
Только иерархия – детализация только по группам.
В качестве примера можно указать у номенклатуры тип группировки «Иерархия».
Тогда отчет примет следующий вид:
Мы видим информацию сначала по складу, потом по группам товаров, потом по самим товарам.
Благодаря типу группировки вы можете смотреть информацию в отчетах с учетом иерархии справочника или без нее.
Группировки колонок
Группировки колонок имеют на отчет такое же влияние, как и группировки строк. Но с одним важным отличием – детализация отчета в этом случае делается не «вниз», а «направо».
В качестве примера перенесем группировку «Склад» из строк в колонки. Для этого можно воспользоваться синими стрелками, или просто удалить группировку в одной таблице и добавить в другую.
Полученный отчет:
В отчете мы видим информацию по каждому товару и складу. При этом товары показываются слева, а склады наверху. Информация по каждому складу появляется справа, в виде отдельных колонок.
Группировки колонок чаще всего используют для одного (максимум двух) показателей, а в качестве самой группировки используют справочник с небольшим количеством значений. Иначе отчет получается слишком широким и его сложно анализировать/печатать.
Ограничение данных, выводимых в отчете
Помимо придания отчету нужного вида, очень часто бывает необходимо ограничить состав выводимых данных. Хотя бы потому, что при большом объеме данных сложно найти какую-то конкретную строку. Например, мы хотим посмотреть остаток по товару «Телевизор JVC». Без дополнительных настроек найти остаток по товару достаточно сложно.
Если вы хотите ограничить состав выводимых данных, используется настройка периода и отборы.
Настройка периода нужна для ограничения по времени (если хотим сформировать отчет за год, месяц или любой другой произвольный период). Отборы используются для всех остальных ограничений.
Отборы
В нашем примере с телевизором нужно поставить отбор на номенклатуру, выводимую в отчете:
Ставим флаг напротив отбора «Номенклатура», тип сравнения оставляем «Равно», а в качестве значения выбираем сам товар.
Полученный отчет позволяет быстрее найти нужную информацию:
Помимо стандартных отборов, которые уже выведены на форму (в данном отчете это склад и номенклатура), вы можете добавлять и другие. Для этого используйте кнопку «Добавить» в отборах и выбирайте одно из доступных полей.
Важно: стандартные отборы доступны и без открытия формы настройки. Для их отображения нужно нажать кнопку «Быстрые отборы» на форме отчета.
Типы сравнения в отборах
В отборах важно выбрать правильный тип сравнения.
Возможны следующие варианты:
Равно – отчет выведется только по указанному значению.
Не равно – отчет выведется по всем значениям, кроме указанного в настройке. Например можно посмотреть остатки по всем складам, кроме главного.
В списке – в качестве значения указывается список из нескольких элементов, данные выводятся по всем значениям из списка. Например, можно посмотреть остатки по трем интересующим покупателя моделям вентилятора.
Не в списке – в качестве значения указывается список значений, данные выводятся по всем значениям, которые не принадлежат этому списку.
В группе – используется для иерархических справочников. В отчете будет информация только по элементам входящим в указанную группу (например, по всем товарам, входящим в группу «Компьютеры»).
Не в группе – используется для иерархических справочников. В отчете будет информация по всем элементам, кроме входящих в указанную группу (например, всем товарам, не входящим в группу «Компьютеры»).
В группе из списка – выбирается список из нескольких групп, показываются данные по всем элементам, входящим в перечисленные группы
Не в группе из списка – выбирается список из нескольких групп, показываются данные по всем элементам, не входящим в перечисленные группы
Меньше, меньше или равно, больше, больше или равно – математические операции сравнения для чисел. Например, можно посмотреть все товары, остаток которых больше 10 шт.
Интервалы (><,<=>, <>=,<= >=) – используются для проверки вхождения значения в указанные интервалы. Используется для дат и чисел.
Настройка периода
Для ограничения периода выводимых данных используется настройка периода. Период можно настраивать как в форме отчета, так и в форме настроек.
Например, если мы хотим посмотреть движения товаров на складе за 2011 год, то установим период с 01.01.2011 по 31.12.2011.
В результате мы увидим:
Начальный остаток на 01.01.2011
Приход товаров за 2011 год
Расход товаров за 2011 год
Конечный остаток на 31.12.2011 (на конец дня)
Общие рекомендации при настройке отчетов в 1С
Мы убедились, что благодаря настройкам внешний вид отчета может очень сильно изменяться. Конечно, не все необходимые отчеты вы сможете получить в базе, не прибегая к помощи программистов и доработкам. Но многие из них вы можете настроить самостоятельно.
Когда вам нужно получить какие-либо данные из базы, проделайте следующие действия:
|
Примеры настроек
Пример 1 – Поступления товаров на склад по месяцам
Предположим нам нужно получить отчет, отражающий поступления товаров на главный склад по месяцам за 2011 год. Отчет должен иметь следующий вид:
Для получения данной информации мы можем использовать отчет «Закупки» (отражает только покупку у контрагентов), или отчет «Ведомость по товарам на складах» (показывает любые поступления на склад). Воспользуемся ведомостью по товарам на складах.
Далее ответим на вопросы:
Вопрос | Ответ |
Какие именно данные мы хотим получить из отчета? | |
Нужна ли настройка периода? Отчет будет формироваться за весь период или за какой-то конкретный интервал времени? За какой? | Отчет нужно сформировать за 2011 год. Ставим период с 01.01.2011 по 31.12.2011 |
В каких разрезах нужно получить указанные данные? | |
Нужны ли какие-то другие ограничения? | |
Сделаем соответствующие настройки:
Примечание: если в каком-то месяце товары не поступали, этот месяц в результате не выводится. То же самое по товарам – если товар не поступал ни разу за год, он не показывается в отчете.
Пример 2 – Продажи дистрибьюторам
Нам нужно получить список наших дистрибьюторов, а также количество и сумму из покупок в $ (примечание: доллар является нашей управленческой валютой).
Отчет должен иметь следующий вид:
Для получения данной информации мы можем использовать отчет «Продажи».
Далее ответим на вопросы:
Вопрос | Ответ |
Какие именно данные мы хотим получить из отчета? | Нас интересует количество и сумма продажи. В качестве показателя выберем «Количество», «Сумма продажи в USD». |
Нужна ли настройка периода? Отчет будет формироваться за весь период или за какой-то конкретный интервал времени? За какой? | Нет, отчет формируется за весь период. |
В каких разрезах нужно получить указанные данные? | Данные нужны в разрезе каждого контрагента, другая детализация не требуется. Сделаем группировку строк – Контрагент. |
Нужны ли какие-то другие ограничения? | Нас интересуют только дистрибьюторы. Сделаем отбор по соответствующей группе контрагентов. |
Сделаем соответствующие настройки:
Полученный отчет:
Комментарии
2спам
Чего это вдруг нормальное сообщение в спам пометили? Уж не и з за ссылки ли? Да уж.... Клерк совсем не тот. Уже просто боятся какой то мелкой ссылки на бесплатную помощь.