В последнее время, в около компьютерных кругах, довольно модной темой для обсуждения стала тема КИС (Корпоративная информационная система). Дается много различных определений этому термину, рисуются красивые схемы и диаграммы и в итоге, все сходятся примерно на таком определении: КИС - это такая система, которая охватывает поддержку всех видов деятельности предприятия и предоставляет информацию для анализа и принятия решения.
С определением никто не спорит, но что происходит дальше?
А дальше, у любого нормального программиста вызывается нормальный рефлекс на слово "всех видов деятельности" - появляется образ большой такой программы, в которой есть все. Вот тут и начинается самое интересное:
Что же такое информационная система.
Информационная система - это то, без чего не может жить ни одно современное предприятие. Информационная система это совершенно не обязательно, всеобЪемлющая система, которая "может все".
Вместе с размером, опытом и знаниями работников, информационная система проходит большой эволюционный путь развития от просто маленькой программы - записной книжки, в которую заносится то, что произошло в жизни, с надеждой "потом разобраться". И до огромной системы, пронизывающей буквально все - нервной и кровеносной системы организации.
Информационная система предприятия - это комплекс программных продуктов и организационных правил, которые служат для решения двух основных задач по поддержке бизнеса в организации:
Поддержка оперативной деятельности.
Поддержка оперативной деятельности - это то, без чего не может существовать ни одна организация, если, конечно же, она в принципе что-то делает.
Что можно отнести к оперативной деятельности? К оперативной деятельности относится то, что работники этой организации должны делать каждый день, каждый час, каждую минуту. К примеру, выписывать накладные, оформлять договора, печатать платежки, контролировать задолженности и т.д.
Главные, ключевые качества системы поддержки оперативной деятельности - это максимальная скорость, простота в использовании и способность быстро адаптироваться к внешним и внутренним изменениям.
Система поддержки оперативной деятельности должна решать две основные задачи: первое - это обеспечить возможность выполнения работниками фирмы своей работы, второе - это накопить информацию для анализа в таком виде, чтобы этот самый анализ был бы потом возможен. Т.е. при накоплении информации нужно в первую очередь стремиться не "учесть все", а "правильно учесть все"!
Предоставление информации для принятия решений и анализа деятельности.
В состав информационной системы должны входить такие компоненты, которые позволяют получать и анализировать накопленную информацию.Самым простым примером такой системы могут служить аналитические отчеты, получаемые в оперативной системе, на основании накопленных данных. Но на самом деле, эти отчеты, сами по себе нельзя назвать аналитической системой или можно, но довольно условно.
Парадокс заключается в том, что на раннем этапе развития любой информационной системы, оперативная и аналитическая часть никак не разделяется, т.е. они сосуществуют вместе. Но начиная с определенного уровня анализа, т.е. по мере его усложнения и с ростом обЪемов анализируемых данных, в организации возникает серьезная проблема. Признаки появления такой проблемы обычно везде одинаковые: к программистам, либо разработчикам системы учета начинают предЪявлять претензии типа "Невозможно работать, формирование отчета занимает часы". Это и есть тот самый сигнал, который должен подсказать специалисту по ИТ, что уже пора задуматься над СПЕЦИАЛЬНОЙ аналитической системой.
Почему такая система, со временем должна стать специальной и отдельной? Ответ на такой вопрос очень прост. Само устройство данных в оперативной системе нацелено в первую очередь на скорость накопления этих самых данных. Т.е. хочет программист этого или нет, но он закладывает в структуру данных решение в первую очередь, именно этой задачи (тотальная нормализация, минимум избыточности). А аналитические системы, наоборот, предназначены для того, что бы максимально быстро обрабатывать уже накопленные массивы данных, в них наоборот, процветает избыточность данных. И, кроме того, никому ведь не приходит в голову мыть посуду в стиральной машине.
Какое место занимает 1С в информационной системе.
Сразу же скажу, что все, что написано в этой статье - это результат моего личного опыта эксплуатации 1С и отражает мое личное мнение об 1С. Кроме того, под термином 1С, я не подразумеваю, какую бы то ни было конфигурацию, типовую или не типовую. 1С для меня - это в первую очередь инструментарий, т.е. средство разработки, ориентированное на решение прикладных задач по поддержке оперативной деятельности.
Так, вот, основываясь на личном опыте ошибок и успехов, 1С - это оперативная система, т.к. она удовлетворяет всем предЪявляемым к такой системе требованиям: Она стандартизована, Она позволяет быстро вносить изменения. При оперативной работе и при достаточной квалификации программиста, она позволяет достигнуть разумный баланс между клиентом и сервером.
При этом 1С, при использовании только встроенного языка, крайне плоха как аналитическая система. При работе с большими обЪемами данных она существенно сказывается на производительности сети, сложные алгоритмы, написанные на языке 1С, работают крайне медленно, встроенные средства построения запросов не достаточно гибки. Поэтому не стоит использовать 1С как средство для создания серьезных аналитических приложений - это не для нее.
Комментарии
5В целом все выглядит довольно логично, что и возмущает.
Интересно, если "то что автор называет 1С" не подходит в качестве аналитической сиситмы, то он наверное знает некие более удачные системы, так? Если знает - то зачем утаивает? А если не знает, то зачем делает такие глубокие выводы?