А был ли у 1С другой путь кроме франчайзинга в этой стране, где "все воруют"?

О чем думает программер сидя до позднего вечера среди чужих людей, повторяя и повторяя назначения клавиш, пунктов меню, кнопок и т. д. и т. п., набирая остатки, обЪясняя бухгалтерам основы бухучета, доказывая, что так нельзя по законодательству, часами вытягивая из главбуха эти, так называемые "особенности учёта", а потом лихорадочно стуча по клаве и реализуя эти "особенности"...

По материалам рассылки
Александра Галимова
http://subscribe.ru/archive/comp.prog.prog1c/


Получен новый отклик по статье "1С:Франчайзинг - умирающий. бизнес?".
Сегодня у нас в гостях ведущий портала http://www.1cvportal.by.ru., Александр Вишняков...:
"Я вот вчера вечером, обещал ведь, распечатал все с этим связанное и перечитал дома вечерком, за чайком в кресле и под торшером... Что-то здесь не так. Опыт мой мне говорит, что что-то не так! "


Пока не могу определиться, но основные вопросы, скажем так, от разработчика, таковы:

1) А был ли у 1С другой путь кроме франчайзинга в этой стране, где "все воруют"?

2) Фирма 1С не разработчик, скажем так, приложений на платформе 1С:Предприятия, а разработчик самой платформы и базовых примеров приложений на этой платформе, служащих ничем иным, на мой взгляд, как только примерами для обучения. Если они и подходят без предварительной настройки, то только лишь небольшому кругу предприятий и, в основном, предприятий вновь созданных, руководство которых принимает политику учета, реализованную в базовых настройках. Что же мы пеняем на разработчика платформы, если плохи приложения сделанные на базе этой платформы сторонними разработчиками?

3) Из моего собственного опыта могу сказать одно - реализация изменений в законодательстве на платформе 1С:Предприятия, даже при всех недостатках системы 1С:Франчайзинга, обычно на порядок дешевле реализации тех же изменений на других платформах! Особенно, если в организации есть толковый специалист ее сопровождающий, более того, в таком случае, учитывая, что этот специалист попутно делает еще много другой работы, например, администрирует сеть и обучает пользователей, чем полностью окупает свою зарплаты, затраты на систему 1С - только на обновление. В более фиксированных системах даже самое маленькое изменение вызывает необходимость замены исполняемых модулей, что всегда связано с необходимостью выкладывать денежку и денежку неплохую, эта денежка не идет ни в какое сравнение с затратами на модификацию чего-нибудь в 1С:Предприятии даже при помощи того же 1С:Франчайзи.

4) Меня удивляет когда 1С:Франчайзи, имеющий штат внедренцев, говорит о том, что "обновления от крупного 1С:Франчайзи еще нет". Зачем же тогда штат внедренцев. Любая конфигурация - это только стартовая точка, после того, например, как я (программист) поработал некоторое время с какой-нибудь конфигурацией/адаптацией/настройкой, пусть даже и с базовой - она становиться только моей конфигурацией и если произойдет изменение в законодательстве мне будет проще и быстрее самому реализовать эти изменения, чем ожидать пока их сделает какой-то дядя на стороне, а потом адаптировать их к своей собственной конфигурации. Гнать в шею таких внедренцев надо, тем более, что работают с заказчиком без согласования со своим шефом.

5) Вначале не было "крупных 1С:Франчайзи", и не было настроек "крупных 1С:Франчайзи", а были адаптации стандартных конфигураций фирмы 1С, которые делались по заказу все той же фирмы 1С или по ее разрешению небольшими фирмочками, хорошо ориентирующимися в местном законодательстве. Теперь же появились специализированные настройки 1С:Предприятия, которые решают специфические задачи учета, такие как бюджетирование, финансовое планирование т. д., то есть задачи, для которых изначально 1С:Предприятие и не предназначалось. Появились специализированные адаптации стандартных настроек для конкретных отраслей или даже видов предприятий. Фирма 1С по умолчанию не может быть всеядной - ей хватает своей головной боли с развитием платформы! Потому наверное и появляются "крупные 1С:Франчайзи", которые берут на себя ответственность за те либо иные направления продвижения 1С:Предприятия.

6) Видимо возникновение такой сложной и всеми критикуемой системы поддержки, как 1С:Франчайзинг связано не столько с позицией фирмы 1С, сколько с усложнением задач решаемых платформой 1С:Предприятие, что влечет за собой усложнения программирования на встроенном языке 1С:Предприятия, что в свою очередь влечет нехватку соответствующих специалистов. Ведь вначале все те небольшие изменеиния которые были нужны мог настроить зачастую сам пользователь. Но тут есть одно но, которое меня удивляет... Если эта система так плоха - то почему она так эффективна? Почему другие фирмы идут тем же путем, даже конкуренты 1С?

7) Некомпетентность, некомпетентность. Что поделаешь! Человек с деньгами набирает коробок и парнишек, находит первых покупателей, устанавливает им стандартные конфигурации, а затем все начинают учиться и покупатели и сами продавцы:) , а как же иначе... "А продаж нет!" А не до этого, - только бы с тем, что есть справиться! Хотелось бы заметить, что в силу нашей специфики, в силу специфики программного обеспечения для автоматизации учета - оно вариативно, то есть изменчиво. Иногда даже в соседних районах города те либо иные виды учёта различаются радикально, а что говорить о соседних областях, республиках? А если сюда добавить свистопляску нашего законодательства и своеволие местных банков, налоговых и прочих органов? А вспомнить о наличии такого понятия, как местные традиции делопроизводства? Вот и выходит, что сравнивать 1С:Предприятие и MS Word будет по крайней мере некорректно! Не та прикладная область. Вот и получается, как не крути, что самый серьезный подход для 1С:Франчайзи - это настройка, сопровождение и обслуживание, потому как где столько специалистов по всем установленным 1С:Предприятиям эти самые предприятия наберуться, нет их - не угоняться за ростом установок, никакие курсы. А потому и некомпетентность, а потому и раздраженность! И поставщика и заказчика!

8) Вообще, каждый должен заниматься своим делом. Почему-то по отношению к 1С:Предприятию все забыли о самых простых истинах. Например о таких. Любой проект делает команда. Программист, собственно, программирует! А тут проходишь к заказчику, которого в первый раз в жизни видишь, один, совершенно не знаком ни с историей фирмы, ни постановкой учета, ни с людьми, в наличии только адрес, коробка, и хорошо еще, если до офиса довезли, но молва уже сделала свое дело - максимум через пару дней все должно работать!

А где предпроектное исследование? Где операторы? Где методист? Где менеджер? Где директор? А... - они остались на фирме, на звонки отвечают, кофеек попивают, в креслицах посиживают, по телефончику переговариваются, телевизорчик смотрят, денежки пересчитывают, бумажонки подмахивают...

О чем думает программер сидя до позднего вечера среди чужих людей, повторяя и повторяя назначения клавиш, пунктов меню, кнопок и т. д. и т. п., набирая остатки, обЪясняя бухгалтерам основы бухучета, доказывая, что так нельзя по законодательству, часами вытягивая из главбуха эти, так называемые "особенности учёта", а потом лихорадочно стуча по клаве и реализуя эти "особенности"...

А где предпроетное исследование? Где операторы? Где методист? Где менеджер? Где директор? А.. Они уже все разЪехались по домам, а программеру еще через весь город тянуться домой... Вообще, каждый должен заниматься своим делом. Почему-то по отношению к 1С:Предприятию все забыли о самых простых истинах.

Александр Ан. Вишняков
http://www.1cvportal.by.ru.

Комментарии

2
  • Хранитель_врат
    не берусь оценить статью в целом, но 7 и 8 пункт задели за живое, не в бровь а в глаз. Именно так и работают так называемые "внедренцы", день и ночь разрываясь между десятками клиентов, не успевая переключаться с Торговли на ЗПиК. О какой компетентности может идти речь, если иногда идешь ставить обновление, даже не успев посмотреть, а что собственно там изменилось.
  • Хранитель_врат
    Очень тонко подмечены особенности работы большинства "продающих типовые решения" франчайзи...
    Однако, на мой взгляд автор мало знаком с современными тенденциями в мире разработки и внедрения ПО.
    Нельзя забывать о том, что классическая модель каскадной разработки не всегда приводит к удовлетворительному результату и не позволят своевременно контролировать баланс бюджета, сроков и масштаба проекта.
    Более современные модели RAD и XP ("быстрая разработка приложений" и "экстремальное программирование") гораздо ближе к методологии разработки ПО в среде 1С. Предполагается, что разработчик 1С является скорее специалистом в предметной области, нежели эффективным программистом (это, несомненно преувеличение, в действительности, наиболее эффективна работа в паре - один программист является отличным знатоком тонкостей платформы и разработки конфигураций, а другой - знаток психологии пользователей и постановки учета).
    Ну, а насчет другого пути 1С - согласен, путь определен вполне осознанно: много-много маленьких бизнесов создают рынок и готовят сбыт для более крупных внедренческих центров, а также приток в них "натренированных на коленке" специалистов, и менее важно - хорошо это или плохо