RE: Почему через 3 года 1С потеряет значительную долю рынка

Мой взгляд остановился на заголовке статьи, опубликованной на Клерк.Ру, с многообещающим названием «Почему через 3 года 1С потеряет значительную долю рынка». Поскольку работой с продуктами компании 1С мне приходится заниматься самым непосредственным образом, начали терзать смутные сомнения: может, и вправду, надо срочно переквалифицироваться и заниматься чем-то другим, а-то через 3 года на паперть придется идти.

Мой взгляд остановился на заголовке статьи, опубликованной на Клерк.Ру, с многообещающим названием «Почему через 3 года 1С потеряет значительную долю рынка». Поскольку работой с продуктами компании 1С мне приходится заниматься самым непосредственным образом, начали терзать смутные сомнения: может, и вправду, надо срочно переквалифицироваться и заниматься чем-то другим, а-то через 3 года на паперть придется идти.

Е. Рыбасов, Южная Софтверная Компания

Прочитав же статью, я пришел в легкое недоумение, обнаружив, что содержание статьи никак не связано с ее громким заголовком. В статье автор упирает на техническое несовершенство продуктов 1С и техническое совершенство других аналогичных продуктов. Это тема вечная и философская, даже ввязываться в спор по этому поводу не хочется. Сравнивать технические характеристики продуктов 1С и других компаний – все равно, что спорить о том, что лучше: желтое или круглое. Возникают совершенно другие вопросы. При чем тут потеря доли рынка? И почему вдруг 3 года? Однако, непонятно…

И было бы мне совсем непонятно, если бы не ощущение, что нечто подобное я уже где-то слышал. Я достаточно часто общался с руководителями небольших компаний, которые занимаются распространением собственных разработок в сфере автоматизации учета (все эти руководители – хорошие технические специалисты, которые своими руками начинали создавать свой продукт). Вы бы слышали, с каким упоением эти уважаемые люди рассказывают о триггерах, хранимых процедурах и прочих замечательных вещах, которые обязательно дадут возможность их продуктам отвоевать существенную долю рынка у 1С уже в самое ближайшее время. После этой красивой вступительной речи у меня возникает резонный вопрос коммерческого характера: а какие же преимущества у вашего продукта? И вот этот-то вопрос приводит моего собеседника в ступор. После некоторого короткого зависания дается ответ: ну я же только что про это говорил. И начинается повторный рассказ про триггеры, хранимые процедуры и т.д. Скажите, уважаемые господа, вы действительно искренне верите в то, что единственный залог успеха в продаже помидоров на рынке – это использование самых современных средств их выращивания? Наверное, это не очевидно. Тогда почему же это должно быть очевидно для программных продуктов?

Тот самый рынок, долю которого 1С через 3 года должна потерять, диктует свои законы. И заключаются они в том, что кроме разработки программного продукта для его успеха на рынке нужно еще подумать о маркетинге, об организации постоянной централизованной поддержки продукта, о партнерах и их развитии, о методологии внедрения продукта и о многом другом. У компании 1С с этой комбинацией факторов успеха все в порядке. И тенденции развития с выходом 8.0 бесспорны. У каких других компаний на нашем рынке есть нечто подобное? Наверное, их можно пересчитать по пальцам одной руки, и то с запасом. Но это никак не те уважаемые компании, ссылки на которые приведены в статье В. Кулибабы.

Для примера захожу я на сайт одной из этих компаний, вхожу в раздел «Преимущества» и нахожу там такое содержание:

  • Все расчеты производятся централизованно на главном компьютере (сервере ), а не у клиентов.
  • Не возникает конфликтов клиентских версий.
  • Низкие аппаратные требования к рабочему месту.
  • Не требуется установки ПО на рабочее место. Возможно обновление всей системы путем обновления ПО всего на одной машине.
  • Отсутствует привязка рабочего места к определенной рабочей станции.
  • Низкая загрузка ЛВС (каналов связи), т. к. по сети передаются только данные интерфейса (к клиенту) и команды серверу приложений (от клиента), а не полные пакеты данных.
  • Возможность мгновенного добавления новых рабочих мест, как локально, так и из любой точки доступа в интернет с любого компьютера.
  • Использование платформо-независимого ПО, как на стороне сервера, так и на стороне клиента.
  • Высокая производительность системы, благодаря использованию трехзвенной архитектуры (сервер БД; сервер приложений; тонкий Web-клиент)
  • Технология изначально нацелена на работу c WEB сервисами. Поэтому внедрение в систему дополнительных сервисов не вызывает затруднений.

После ознакомления с этими преимуществами возникает вопрос к компании-разработчку: вы действительно считаете, что покупателями вашего продукта будут технические специалисты? Почему этот вопрос возникает? Да потому что попробуйте пойти к главному бухгалтеру, финансовому директору, генеральному директору, наконец, и предложить ему эти преимущества в качестве аргумента для приобретения продукта. В лучшем случае он дослушает вас до «платформо-независимого ПО», а, скорее всего, где-то уже на «низкой загрузке ЛВС» его терпение иссякнет. И последует вопрос: я-то что от этого продукта получу? Вот тут-то и начнется самое интересное…

В конце статьи обнаруживаются вообще интересные заключения. В качестве примера динамичности рынка бизнес-приложений приводится фирма hackers design, которую никто практически не знает (это автор сам неявно признает), но которая, кстати, образована в 1990 году, т.е. раньше, чем компания 1С. Вот это ничего ж себе динамика получается! Я уж не говорю о том, что слово «hackers» в названии компании несколько смущает. Hackers ассоциируется с чем-то бесплатным и для души, но никак не для коммерции.

Ну и на закуску предлагается помедитировать над тем фактом, что инертные большие компании скупают маленькие, когда те делают очередной прорыв. Ок, согласен. Но тогда почему 1С должна потерять долю рынка? Скорее, должна приобрести.

В общем, помедитировал я над статьей, как предлагал автор. И утвердился я в мысли, что ничего с 1С через 3 года страшного не произойдет. Эх, жаль. А у я уж было всерьез собрался заняться внедрением продуктов компании hackers design…

 

Начать дискуссию