Представлена структура рынка интернет-магазинов в России, оценка его объема и емкости. Дана оценка количества потенциальных клиентов, их покупательной способности. Приведена классификация моделей ведения бизнеса в розничной электронной торговле и анализ конкурентной среды. Использована информация различных СМИ и статистические данные в области Интернет.
1. Российский рынок.
Создание российских интернет-магазинов началось в 1995 году. В настоящее время в Интернете существует около 800 магазинов и это число продолжает увеличиваться.
Наиболее высокие темпы роста наблюдались в 2000 году, когда российские предприниматели торопились занять свое место в Сети и смело открывали новые магазины. Из 800 зарегистрированных в каталоге Magazine.ru магазинов реально действует (являются не просто рекламной страничкой в Рунете, а имеют значительный оборот) около 300. Это небольшое количество магазинов можно разделить по группам товаров. Основные группы товаров - компьютеры и комплектующие, подарки и сувениры, книги, товары для женщин и детей, портативная техника, мобильные телефоны, спортивные товары, бытовая техника, музыка, видео, аптеки, продукты. Основная доля выполненных заказов приходится на книги, аудио, видео, CD, DVD. Но они составляют всего 28% оборота. Зато всего 8% сделок по компьютерам составляют больше 50% процентов всего оборота розничной интернет-торговли. Основные обороты составляют товары, которые не приносят прибыли (норма прибыли от торговли компьютерной техникой составляет 2-3%). Развитие розничной интернет-торговли находится на начальном этапе, потребитель приобретает товар, который поддается полному описанию на страницах интернет-магазина. По мере увеличения положительного опыта общения с виртуальными магазинами, спрос будет смещаться в сторону более дорогих товаров и в сторону товаров повседневного спроса.
2. Способы оплаты и доставка.
Самым популярным способом оплаты покупок по-прежнему остается оплата наличными курьеру. Причинами являются невысокая степень распространения кредитных и дебетовых карт в России и недоверие со стороны покупателей к онлайновым способам оплаты. Такое отношение вызвано нестабильностью экономической ситуации в стране, неуверенностью в безопасности проведения транзакций через Интернет. Все возможные способы оплаты можно разделить на три сегмента. Оплата наличными - оплата наличными курьеру, наложенный платеж, телеграфный, почтовый перевод, банковский перевод через Сбербанк. Оплата кредитными картами - VISA, EuroCard, MasterCard через системы ASSIST, CyberCash, CyberPlat, ТЕЛЕБАНК. Электронные деньги – WEBMoney, PayCash. Далеко не во всех интернет-магазинах можно расплатиться при помощи онлайновых платежных систем. И еще сам способ онлайновой оплаты иногда не внушает доверия клиентам интернет-магазинов (дополнительные издержки на транзакции, незащищенность, отсутствие удобной в обращении системы.) Скорее всего, ситуация в будущем кардинально не изменится и основную часть платежей магазины будут получать наличными при доставке. Возможно, увеличится доля оплаты кредитными и дебетовыми картами. При крупных покупках может встать вопрос об инкассации наличных средств от покупателя до магазина. Доставка - один из основных вопросов, без решения которого невозможно повысить уровень предлагаемых услуг. Покупатель оценивает качество обслуживания в виртуальном магазине по скорости доставки товара. Способы доставки - местные, региональные и собственные службы доставки, федеральная почтовая служба, курьерская доставка по России и СНГ, международная служба экспресс доставки, доставка по телекоммуникационным сетям. Стоимость услуг у различных служб доставки различается в 3-5 раз. Многие магазины пользуются собственной службой доставки, которая действует обычно в пределах региона. 34% из числа московских магазинов, имеющих свою службу, ограничивают территорию доставки Москвой. В Санкт-Петербурге доля таких магазинов составляет 23,5%. Отдаленные регионы обслуживаются почтой или международными службами доставки. При увеличении оборотов магазинам приходится прибегать к услугам профессиональных курьерских служб.
3. Характеристика посетителей и классификация магазинов.
Ежедневно онлайновые магазины привлекают около 80 тыс. посетителей. На сегодняшний день более десятка интернет-магазинов преодолели планку в 1000 посетителей в день, а
подавляющая часть интернет-магазинов имеет 200-300 посетителей в день, которые делают в среднем 5-15 заказов. Кроме того, значительная часть аудитории онлайновых магазинов - случайные посетители. Только около 8% посетителей совершают более 3 сессий на одном из ресурсов розничной интернет-торговли. Поэтому интересен показатель ядро аудитории - число уникальных посетителей, заходящих на Web-сайты виртуальных магазинов не реже 1 раза в неделю. Для оформления покупки необходимо от 4 до 10 минут времени и не менее 3 дополнительно просмотренных страниц. Наиболее активны с точки зрения покупок являются Москва и Санкт-Петербург. В этих городах коэффициент частоты сделок составляет не менее 0,21, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке - 0,16, на Урале и в Западной Сибири - 0,08. В остальной части европейской территории России значение коэффициента опускается до 0,05. Российские покупатели отличаются более высокой дисциплиной по сравнению со средним покупателем в мире - отменяют свой заказ всего 10% покупателей. У "раскрученного" магазина порядка 50-60% заказов делают пользователи, которые пользовались ранее услугами этого магазина.
Достаточно активно пользуются услугами российских интернет-магазинов русскоязычная
аудитория дальнего зарубежья. Большинство пользователей заходят на Web-сайты магазинов в рабочее время. Довольно высок вечерний уровень посещаемости, но после полуночи он практически равняется нулю. Замечено повышение активности посетителей в послеобеденное время и небольшой спад в выходные дни. Из всех посетителей виртуальных магазинов становятся покупателями не более 20%. Это свидетельствует о недостаточном внимании к потребностям и ожиданиям потенциальных клиентов.
Основные требования покупателей, их ожидания от Web-сайта интернет-магазина:
"легко найти" - понятный интерфейс и удобная навигация, "хорошо предложить" - система перекрестных ссылок и предоставление дополнительной информации, "быстро купить" - чем меньше кликов мышкой для совершения покупки, тем лучше. По оценке e-commerce и Госкомстата РФ в настоящий момент в России насчитывается более 400 тыс. потенциальных покупателей, готовых начать приобретать товары в интернет-магазинах. Более 90% потенциальных покупателей распределились по 14 российским городам. Основная доля приходится на Москву - 68%, далее Санкт-Петербург, Новосибирск и другие города.
Классифицировать можно по различным критериям. Наиболее интересной классификацией является классификация по модели бизнеса. Чисто онлайновый магазин и совмещение оффлайнового бизнеса с онлайновым (когда интернет-магазин был создан на основе реальной торговой структуры). Среди методов розничной продажи товаров в Сети можно выделить Интернет-магазины, Web-витрины, торговые системы, торговые ряды, контентные проекты (потребительские энциклопедии, системы интернет-заказов товаров). По отношению с поставщиками - имеют собственный склад (наличие реальных товарных запасов) или работают по договорам с поставщиками (отсутствие значительных собственных запасов). Классификация по товарному ассортименту - книги, аудио, видеокассеты, CD, DVD, компьютерная, бытовая техника, мобильные телефоны.
4. Анализ конкуренции и проблемы магазинов.
Если поделить недельную активную аудиторию Интернет-магазинов на количество работающих магазинов, то получится , что на каждый магазин приходится 100 человек в неделю. В такой ситуации нужно находиться только в числе первых. Поэтому одним изприоритетных направлений конкуренции среди интернет-магазинов всегда будет борьба за количество посетителей и узнаваемость торговой марки. Наличие удачного брэнда помогает увеличить эффективность взаимодействия с клиентами, рекламодателями, поставщиками и инвесторами. В Сети существует широкий выбор, конкурирующие проекты находятся на расстоянии одного клика друг от друга. Все это увеличивает важность наличия самого брэнда и лояльного отношения к нему пользователей.
Лидерами на рынке в настоящее время являются магазины, объединившиеся в холдинги. Минимизировав таким образом издержки, они составляют большую долю оборота всего рынка. Например, оборот холдинга e-House (www.ehouse.ru), который объединил вокруг себя 11 магазинов и одну торговую площадку, за прошедший год достиг 16,3 млн. долларов (порядка 30% совокупного оборота российских интернет-магазинов). В последнее время в прессе интернет-магазины стали публиковать отдельные финансовые показатели и результаты деятельности. К сожалению, проверить эти данные сложно. Поэтому разделение
основных игроков на рынке сводится к оценке известности ресурса по публикуемым рейтингам и частоте упоминания в СМИ. К основным участникам рынка можно отнести холдинги eHouse, eSeller, торговые ряды EcomAport, Otvet.ru, Torg.ru, интернет-магазины: XXL, StroyShop.ru, Ozon, CDLand, 24x7,Co@Libri, Intershop, Библио-глобус, Библион, Яндекс-Гуру. На рынке розничных интернет-продавцов конкуренция переходит в новую стадию - борьба не за посетителя, а за покупателя. Основными направлениями борьбы будут борьба за цены, уровень сервиса, популярность торговой марки. Основная конкурентная борьба развернется между крупными игроками. Мелкие и средние представители оффлайновой торговли могут найти свою нишу, пополняя товарное предложение уникальными и специализированными товарами.
Инфраструктура розничной интернет-торговли еще не сформирована - отсутствуют качественные услуги доставки товаров, не прижились системы онлайновых микроплатежей,
большинство российских пользователей не особо доверяют таким покупкам. Общие проблемы российского Интернета ограничивают возможности электронной торговли.
Низкие доходы, неразвитость платежных систем, моральная неподготовленность населения совершать покупки в виртуальном магазине. Но справедливо будет заметить, что эти глобальные проблемы волновали небольшое число предпринимателей. За прошедший год, несмотря на большие обороты, практически никто не стремился заниматься в Сети непосредственно торговлей. Целью открытия большинства интернет-магазинов было стремление занять место в новой развивающейся экономике и ждать результатов. Или получить прибыль за счет раздувания спекулятивных ожиданий на рынке. Неквалифицированный менеджмент - отсутствие опытных менеджеров по продажам, логистиков, маркетологов. Внимание уделялось непосредственно Интернету, а не торговле как таковой. Неполное описание товара, нарушение сроков поставки, безответственное отношение к покупателям. Отсутствие профессиональных услуг доставки, логистики. Потеря потенциальных покупателей. Отсутствие нормативной и законодательной базы. Несоответствие правилам продажи. Например, отсутствие сертификатов. Отсутствие собственных основных фондов, постоянная смена юридического лица в целях минимизации налогообложения, небольшой товарооборот и отсутствие больших складских помещений. Цены иногда выше, чем в оффлайновых магазинах. Оценка объема и потенциальной емкости рынка. Одной из проблем российского Интернета является его непрозрачность, отсутствие достоверной информации. Ни один интернет-магазин по "доброй воле" не откроет финансовые показатели своей деятельности или в рекламных целях будет завышать их. Такая ситуация продлится до тех пор, пока интернет-компании сами не будут заинтересованы в открытии такого рода информации, например, для привлечения инвестиций посредством выхода на фондовый рынок. Отсутствие достоверной информации об оборотах и об объемах доходов приходится компенсировать экспертными оценками, которые иногда на порядок отличаются друг от друга.
5. Западные инвестиции.
Западные инвестиции начали поступать в российский Интернeт еще в 1998 году. Основной поток западных денег пришел в Рунет после президентских выборов 2000 года.
В отчете компании RMG упоминается о сделках, касающихся интернет-магазинов, но параметры этих сделок не оглашаются. Западные инвесторы наблюдают за самостоятельным развитием российского Интернета. Информация по внутренним инвестициям хранится за семью печатями. В 2000 году через российский рекламный рынок прошло более 2 млн. долл. Причем половина из них пошла на рекламу самих интернет-проектов и имеет инвестиционное происхождение. Большинство российских проектов создавалось с целью последующей продажи. Причем, по западному образцу многие видели единственное решение - выпуск акций компаний и задумывались о создании подобия Nasdaq. Сейчас в России уже открываются несколько фондов, некоторые из них раньше занимались "голубыми фишками" и были связаны с различными
финансово-промышленными группами. Они имеют венчурный характер и нацелены в основном на технологические компании. По оценке журнала "Эксперт", совокупный объем их средств около 100 млн. долларов. ММВБ и РТС объявили о начале программ по торговле акциями высокотехнологичных компаний. О желании торговать своими бумагами на ММВБ уже заявили несколько интернет-компаний, но скорого появления их акций на фондовом рынке ожидать пока не приходится.
6. Выводы.
Нужно расширять ассортимент предлагаемых товаров и услуг, искать оптимальную политику ценообразования. Для получения такой возможности необходимо привлечение дополнительного капитала. Наиболее интересными с точки зрения инвесторов станут проекты, за которыми стоит реальный бизнес, и есть планы развития на будущее, которые имеют реальные обороты и четкую стратегию развития и увеличения прибыли.
Перспективами для мелких и средних интернет-магазинов может быть занятие своей ниши на основе эксклюзивности и уникальности предлагаемого товара. Конкуренция будет усиливаться. Основная борьба за долю на рынке будет происходить между крупными холдингами. Оборот этих компаний составит большую часть объема всего рынка. Основным способом оплаты останутся наличные. На первое место должны выйти вопросы эффективного ведения бизнеса. Рекомендуется привлекать больше профессионалов в области торговли, маркетинга, логистики, консалтинга. Главным персонажем на рынке розничной электронной коммерции должен стать покупатель. Основной задачей - удовлетворение его потребностей. Повысить уровень обслуживания - уделить больше внимания контенту (подробная характеристика товаров, советы специалистов, полезные статьи), повысить качество услуг доставки, предоставлять покупателям широкий выбор способов оплаты .
Д.В. Кривопалов
d1@ngs.ru
По материалам отечественной прессы.
По материалам сайтов www.spylog.ru , www.monitoring.ru , www.raexpert.ru
Начать дискуссию