Мысли на тему партионного учёта . "А как бы я вёл учёт?"

Если в двух словах, то все прямые расходы сразу ложатся на себестоимость, все косвенные расходы и предполагаемые продажи планируются на месяц вперёд. Рассчитывается некая величина, на которую увеличивается себестоимость за счет косвенных расходов. Итого мы имеем два баланса План и Факт. И мы можем сравнить их в любой момент времени, а не только на конец отчётного периода (месяца). На конец месяца мы корректируем.
Мысли на тему партионного учёта V. "А как бы я вёл учёт?"
автор статьи: Вячеслав Тютюнников a.k.a. Zmey.

Оригинал статьи

Здесь я постараюсь обобщить все предыдущие "мысли на тему...", и в результате попробую ответить на вопрос "А как бы я вёл учет?".

Что мы имеем на входе: по закону можно воспользоваться одним из четырёх методов расчета себестоимости МПЗ при списании. Но я бы выбрал вот что:

  1. Для бухгалтерии самым привлекательным является метод учета "по себестоимости каждой единицы".
  2. Для управленческого учета я бы рассчитывал себестоимость "по среднему", но не так, как гласит новый ПБУ, а так, как это происходит в текущих типовых конфигурациях 1С.

Почему?

Первое. При этом методе появляется возможность выбирать, по какой стоимости списывать товар- а это дает возможность уменьшать (или увеличивать) налогооблагаемую базу. Автоматизируя этот метод, я бы поступил достаточно просто- в общем случае у нас будет списываться товар с самой высокой себестоимостью. Результат- этим мы уменьшаем прибыль и стоимость товаров на остатке; и, как следствие, уменьшаются и те налоги которые платятся с прибыли, и налог на имущество.

Далее, необходимо иметь инструмент корректировки списания, который бы использовался в конце отчетного периода и давал бухгалтеру возможность изменить списываемую партию. Ситуаций, при которых бы такая возможность была необходима, я вижу две- продажа ниже себестоимости и общий убыток (прибыль уходит в минус).

Первую ситуацию корректировать необходимо. Вторая же зависит от разных условий. Но, в общем случае, лучше показать, что прибыль (хоть и маленькая) есть: и налоговая с лишней проверкой не придёт, и некоторые налоги платить не надо (например, если прибыли в отчетном периоде нет, то, материальная помощь сотрудникам до 2000 руб. облагается налогом ЕСН, если же прибыль есть- не облагается).

Второе. Я думаю, что для управленцу, который занимается ценовой политикой, абсолютно безразлично, по каким именно ценам к нему приходил данный товар. В общем случае его интересует средняя себестоимость товара, лежащего на складе.

Скажем, есть у него на складе 100 коробок конфет из трёх партий по ценам: 25 коробок по 45 рублей, 40 коробок по 47 рублей и 35 коробок по 48 рублей (цены приходные). Продав все 100 коробок по 55 рублей, он получит маржу 815 рублей (общая себестоимость коробок 4685 рублей).

Далее, усредняя себестоимость, можно маневрировать ценой, т.е. за счет более дешёвой партии на остатке уменьшить отпускную цену на весь товар. Мне трудно найти более весомые доводы, почему для управленческого учета оптимальной политикой являеется учёт по среднему, но думаю, что этих достаточно.

Ещё один интересный аспект- в себестоимость товара для управленческого учёта я бы сразу включал стоимость транспортных расходов. Это даст более реальную картину себестоимости продаваемого товара.

Вот, пожалуй, и всё. Реализовать средствами 1С первый пункт не так уж и сложно. Думаю, что сами разработчики к концу года обязательно это сделают. Второй пункт реализован за исключением транспортных расходов, что реализовать тоже достаточно просто.


Комментарий редактора.

Транспортные расходы- это, конечно, интересно. Но почему только транспортные? Если уж включать в себестомость товара операционные расходы, то сюда же нужно отнести и расходы на хранение товара на складе (отопление, электроэнергия), и расходы на рекламу, и много чего еще.. и зарплату того самого управленца, кстати говоря. Только вот стоит ли это делать?

ImHO это будет не очень корректно- не зря же умные люди учитывают операционные расходы отдельно и общий баланс (не в бухгалтерском смыле слова) сводят, имея перед глазами все свои цифры..


Ответ на комментарий редактора.

Почему же всё-таки транспортные расходы стоит включать в себестоимость товаров, а, например, расходы на рекламу нет?

В общем случае мы имеем два типа расходов- прямые и косвенные. Транспортные расходы я бы отнёс именно к прямым расходам. И здесь достаточно просто пропорционально распределить их на тот товар, который доставляется.

А вот как грамотно распределить рекламные расходы на себестоимость товара, если я оплатил рекламу на три месяца вперёд? Откуда я знаю, сколько я продам? Это уже косвенные расходы.

Расходы по хранению- вопрос сложный, тут уже по ситуации. Нужно учитывать обЪём товара (занимаемое место на складе), необходимо ли для хранения создание специфических условий (температура, влажность и др.) или т.д. На складе может храниться много различных товаров с разными критериями хранения. Для каждого конкретного предприятия этот вопрос может решаться по-разному. Всё зависит от того, насколько просто реализовать эту модель учёта.

Цитата из комментария редактора:

не зря же умные люди учитывают операционные расходы отдельно и общий баланс (не в бухгалтерском смысле слова) сводят, имея перед глазами все свои цифры.

Согласен, очень многие именно так и поступают. НО! Многие от этого начинают отходить. Почему? Да потому, что результат они видят только после сведения баланса. И результат может быть отрицательным. Эти многие теперь приходят к системе планирования. Это, разумеется, довольно сложная модель учёта.

Если в двух словах, то все прямые расходы сразу ложатся на себестоимость, все косвенные расходы и предполагаемые продажи планируются на месяц вперёд. Рассчитывается некая величина, на которую увеличивается себестоимость за счет косвенных расходов. Итого мы имеем два баланса План и Факт. И мы можем сравнить их в любой момент времени, а не только на конец отчётного периода (месяца). На конец месяца мы корректируем.

Конечным результатом будет, разумеется, баланс Факт. Но, имея возможность сравнения, управленец в течение месяца может принимать решения по корректировке плана.

Хотя, пожалуй, это тема для отдельной статьи...

Начать дискуссию

Приостановление Росреестром госрегистрации можно будет обжаловать не в суд

Совет Федерации одобрил разработанным Росреестром закон о внесудебном обжаловании приостановления регистрации права.

УК РФ

Окончательно решен вопрос о мере пресечения одному из руководителей «Локалкитчен»

Мосоргсуд оставил без изменения меру пресечения одному из руководителей «Локалкитчен» по делу о массовом отравлении готовой едой, приведшем к бутулизму.

Путин: цифровой рубль нужно использовать в разных сферах

Тестовая группа провела свыше 30 тысяч операций с цифровым рублем. Помимо внедрения новой формы валюты в России будут заниматься развитием цифровых активов.

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Розыгрыш трех именных карт банка Казахстана

Уже сегодня в 20:00 пройдет розыгрыш банковских карт. Они позволяют отправлять деньги за границу, оплачивать подписки на зарубежные сервисы и еще многое другое.

Подготовьтесь к налоговой реформе 2024-2025 с подпиской «Клерк.Премиум»: прямые эфиры с экспертами, статьи-разборы законов и курсы по всем темам налогов и учета

Изучайте нюансы изменений 2024-2025 в НК на онлайн-встречах с экспертами, задавайте свои вопросы и учитесь применять новые правила еще до вступления их в силу.

Бесплатно с Аренда

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике

Бухгалтерские стандарты и НК в ряде случаев позволяют выбирать способы учета при аренде. Выбранные варианты нужно отразить в учетной политике. Расскажем, как сформировать бухгалтерскую и налоговую учетную политику у арендатора и арендодателя.

Аренда: что нужно раскрыть в учетной политике
Опытом делятся эксперты-практики, без воды

⚡️ Итоги дня: водителей лишат прав за сокрытие номеров, запустят сервис знакомств с проверкой кредитов, а у сотрудников ЦБ появится оружие

Подготовили обзор главных событий дня — 17 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

За передачу банковской карты могут ввести уголовную ответственность

Росфинмониторинг планирует установить уголовную ответственность за нелегальную передачу банковских карт третьим лицам. Такая мера призвана снизить число незаконных банковских операций.

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 

В апреле 2024 года председатель Правительства Михаил Мишустин заявил, что нельзя запрещать российским компаниям вести бизнес за границей, при этом власти будут тщательно следить за выводом капитала. Такое заявление лишний раз подтверждает легальность ведения торговой и иной деятельности для получения прибыли на международном рынке. 

Как открыть и развивать бизнес в новой санкционной реальности 
УСН

👀 Что выгоднее бизнесу на УСН в 2025 году: НДС 5%, 20% или переход на ОСНО + мнение налогового эксперта

С 2025 года бизнес на УСН с доходами свыше 60 млн рублей будет платить НДС. Можно выбрать ставку как на ОСНО – 20% или вовсе перейти на ОСНО, а можно выбрать ставку 5% без права на вычет.

Интервью

ТоТ еще разговор. Андрей Матюха: Трюфель, юдзу, пондзу

Продолжаем беседу с предпринимателями в рамках проекта «ТоТ еще разговор». Сегодня в гостях Андрей Матюха – шеф-повар, автор и совладелец краснодарских ресторанов: The Печь, Угли-Угли и Племя, которые стабильно попадают в ресторанные рейтинги, а также гриль-бар Ребрышки и Бедрышки, который открылся совсем недавно.

2

15% сотрудников постоянно сталкиваются с задержкой зарплаты

Большинство работников хотят справедливого наказания для компаний, которые нарушают трудовые права. 21% опрошенных проголосовали за привлечение к уголовной ответственности.

Как ИП получить налоговый вычет 

Индивидуальный предприниматель может уменьшить налоговую базу, используя налоговые вычеты — стандартные, социальные, инвестиционные, имущественные и профессиональные. Разбираемся, как их получить. 

Как ИП получить налоговый вычет 

Какие документы нужны при приеме на работу граждан Абхазии

По общему правилу, чтобы принимать на работу иностранцев, компания должна получить разрешение на привлечение и использование иностранных работников. Есть исключения, но не для граждан Абхазии.

Карьера бухгалтера

💫 Почему подписка «Клерк.Премиум» нужна каждому бухгалтеру

Повышайте квалификацию на онлайн-курсах, изучайте нюансы изменений в законодательстве на вебинарах и ежедневных разборах от экспертов «Клерка», задавайте свои вопросы на консультациях, оттачивайте свои навыки и учитесь применять новые правила еще до вступления их в силу.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху

Индивидуальный подход к разработке сложных комплексных IT-продуктов — это костюм, сшитый на заказ, он идеально сидит и не «топорщится».

Как продавать сложные IT-продукты: шаги к успеху
Общество

О налогах в Кыргызии

Недавно один из клиентов попросил рассказать о налогах в Кыргызии и я вспомнил, что хотел написать о них здесь тоже. Фокус на физ. лицах, получивших гражданство Кыргызии, но не живущих там постоянно.

Импорт

Будет решена проблема подтверждения соответствия модернизированного импортного оборудования

Общественный совет при Росаккредитации займется решением проблемы подтверждения соответствия импортного оборудования после его модернизации и ремонта.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты!» — налоговики руководствуются этим принципом почти буквально. Если среди ваших контрагентов обнаружится неблагонадежный, «технический» партнер, сделки с ним будут оспорены, а налоги пересчитаны в пользу бюджета. Рассказываем, как минимизировать риски.

Как минимизировать налоговые риски при работе с контрагентами

Интересные материалы

Как легально платить фрилансеру за рубежом

Сохранить сотрудничество с высококлассными специалистами, которые уехали за границу — важная задача для бизнеса. Но чтобы решить ее, нужно понять, как организовать взаимодействие и выплачивать вознаграждение за услуги. В статье рассмотрим доступные варианты.

Как легально платить фрилансеру за рубежом