1С:Конкуренты. Кто первый?

В последнее время все чаще слышны призывы к поискам альтернативы программному обеспечению "1С:Предприятие". Очарованные успехом фирмы "1С" на рынке значительное количество сильных групп программистов полны желания потеснить ее позиции на емком и платежеспособном рынке. Попробуем разобраться в их шансах на успех.

Анатолий Туровский

В последнее время все чаще слышны призывы к поискам альтернативы программному обеспечению "1С:Предприятие". Очарованные успехом фирмы "1С" на рынке значительное количество сильных групп программистов полны желания потеснить ее позиции на емком и платежеспособном рынке. Попробуем разобраться в их шансах на успех.

Прежде всего напомним о программном обеспечении "1С:Предприятие". В статье "Триединый лик программы" автор уже показывал, что "1С" существует в трех представлениях: торговой марке, платформы разработчика и готового решения для конечных потребителей. Т.е. для конкретного человека ранг этих представлений различен. Однако победить "1С" конкуренты смогут, только ведя борьбу на всех направлениях.

Самым простым представляется рецепт победы торговой марки "1С". Оценим прежде всего сумму затрат фирмы "1С" на рекламу. При наличии 2.000 франчайзинговых фирм и затратах на рекламу каждой из них в 100 у.е. в месяц, общая сумма затрат составит 2 миллиона 400 тыс. условных единиц. Большую сумму дает расчет от обЪема реализации. Известно, что фирма "1С" компенсирует рекламу своим партнерам в обЪемах 20% от стоимости приобретенной ими продукции. При годовой выручке 20 млн. у.е. количество компенсаций составляет 4 млн. у.е. Можно полагать, что действительная сумма лежит посередине диапазона и составляет 3 млн. у.е. в год. Учитывая крайнюю неэффективность рекламы - непрерывное дублирование ее разными конкурирующими партнерами в одних и тех же изданиях, можно предположить, что сумма в 1 млн. 500 тыс. долларов в год может вполне позволить создать конкурирующий бренд на этом рынке. Впрочем, сумма может быть существенно ниже, если вложить ее отдельный регион. Хотя это и обречет потенциального конкурента на снижение общего обЪема продаж.

Второе свойство "1С" связано с представлением о ней как об инструменте разработчика систем автоматизации. Альтернативу ей в данном направлении усиленно ищут предприятия, нуждающиеся в заказных системах и специалисты, занимающиеся автоматизацией хозяйственных процессов. Трудность конкурентов здесь состоит прежде всего в ответе программиста на вопрос "На каком языке лучше всего писать программы?". Ответ прост - "На том, который я лучше знаю". Это означает, что проблема изучения нового инструмента, будь это "1С", Delphi или что иное, отнюдь не надуманная. Практически программист добровольно меняет инструмент по двум причинам - если старый не устраивает по техническим причинам или он просто надоел. Значительное число специалистов по "1С" занятых поиском альтернативы обусловлено нематериальными причинами. Это значит, что такие специалисты очень хотят "поковыряться" в чем-нибудь новеньком, но предпринимать шаги по продвижению этого "новенького" на рынок они не будут.

Еще одна - не добровольная причина - требование работодателя. Но очень трудно представить себе потребителя, который готов сменить один инструмент на другой. Скорее всего, убедившись в неспособности реализовать систему с помощью одного из инструментов, он начнет искать подходящее готовое решение.

В свете вышеизложенного можно сказать - на рынке инструментальных средств, занятом "1С", попытка заменять ее на что-либо представляется авантюрной.

Третье представление об "1С" как о готовом решении существует в основном у бухгалтеров и других конечных потребителей. Открытость платформы "1С" позволяло ей выпускать достаточно некачественные конфигурации, которые доводили до ума многочисленные партнеры. Зато отслеживание изменений происходит достаточно быстро. В последнее время фирма "1С" уделяет очень много внимания качеству конфигураци, и разговоров с их критикой стало меньше. Автор позволит себе усомниться, что выпустить готовое решение более качественное, чем типовые конфигурации от "1С" на другой платформе - проще. При этом стоимость владения, напрямую зависящая от распространенности ПО, наверняка окажется выше.

Резюмируем изложенное:
1) Распространенность программ "1С" будет способствовать росту ее продаж и вытеснению конкурентов с рынка.
2) Появление программного продукта, реально угрожающего бизнесу "1С" в обозримом будущем невозможно.


И совет всем, кто хочет стать конкурентом:
Не следует позиционировать свои разработки так же, как позиционирует их "1С". Надо искать отраслевые и региональные ниши. Только такой подход позволит выжить.

Комментарии

17
  • Хранитель_врат
    Второго бренда как 1С, естественно не будет. Но при таком качестве конфигураций как ЗИК разволочь клиентов 1С на местах вполне по силам небольшим группам программистов, в том числе и на платформе 7.7. У 1С проблема не в 7.7 а в следующих версиях. Какие причины должны быть, что бы большинство предприятий, работающих на 7.7 пошли на следующую версию - ответ ни каких (для того рынка для которого была предназначена 7.7) разве что будет бесплатной. В результате своей маркетинговой политики 1С добилась что будет конкурировать сама с собой и постепенно угасать. 7.7 отличный продукт и на данном рынке (большей его части) самодостаточен.
  • Хранитель_врат
    "Открытость платформы "1С" позволяло ей выпускать достаточно некачественные конфигурации, которые доводили до ума многочисленные партнеры"
    Про низкое качество - верно.
    А то, что "доводили до ума" - то это скоро приведет к катастрофе.
    Я говорю про Россию. Новый план счетов и пр.
    Первые же квартальные отчеты ( а это скоро) приведут к потере ВСЕХ самостоятельных наработок. Самые сообразительные пользователи это уже начинают понимать.
  • Хранитель_врат
    По поводу невозможности появления конкурента у 1С несогласен. Если динамика рынка существенно изменится, а тэнденции в России к тому есть, в страну прийдет западный инвестор который к доморощенным системам относится настороженно. Многие торговые сети и производители уже переходят на западные ERP системы, просто потому чтобы выйти на их рынок и использовать их капиталл. А как следствие этого наш рынок обращает на себя всё большее внимание. И в конце концов какой-нибудь ведущий западный концерн в области автоматизации примет решение о интервенции. И предпосылки к этому уже есть. Так что монополии 1С, по моему мнению, в ближайшие 5-6 лет прийдет конец, как минимум на рынке систем среднего класса. А вот решения для мелкого бизнеса думаю будут развиваться и эту нишу врядли кто освоит лучше.