Руководителю, который задумался о компьютерах, программах и прочих прелестях информационного века (часть II, доверительная)
Итак, в прошлой статье было сделано небольшое введение в то, что собой представляет автоматизация на самом деле. Коротко говоря, вся ее цель заключается, в первую очередь, в предоставлении оперативных финансовых показателей, мониторинг которых показывает: а все ли хорошо в Датском королевстве?
Но, к сожалению, есть целых три "но".
Во-первых, и это к сожалению, более всего, наши руководители в своей основной массе не обучены типовой организации (в смысле процесса организовывать', а не структуры контора') бизнес-процессов. А это значит, что вся история развития бюрократии проходит далекой стороной мимо наших предпринимателей. В своем большинстве хозяева и директора имеют очень скудное представление о бюджетировании, стратегическом и тактическом планировании, об выявлении ключевых показателей и рычагов влияния непосредственно на них. И, обычно, предполагается, что все это должны организовывать то ли программист, то ли бухгалтер, то ли финансовый директор... В целом, это действительно технический процесс. Но, он на сто процентов обусловлен умением руководителя этот процесс контролировать. Итак, первое но' приводит к тому, что руководитель сам ограничивает цели автоматизации, тем самым, делая автоматизацию дорогой для себя. Что тут можно поделать? Во-первых, постараться максимально вникать в суть организационных проблем при организации бизнес-процессов профессионалами'. Ведь им можно доверять, а можно нет, но если не знаешь, как проверить. результат будет один. Те, кто находятся вне контроля соблюдают сначала свои интересы, а потом, может быть, интересы хозяина.
Во-вторых, профессионалы, занимающиеся внедрением автоматизации информационных потоков, обычно имеют существенный разрыв в понимании теории этих процессов, в том, с чем они сталкивались на практике и том, чтобы они хотели испытать на вашем предприятии. К сожалению, для хозяина (директора, менеджера, заказчика системы) на сегодняшний момент развертывание информационной системы это вовсе не ремесло, как хотелось бы, а в большей степени искусство, творческий процесс. Отчего это так? А все оттого, что теория замкнутого бизнес-цикла (целеполагание-планирование- организация-контроль-анализ-корректировка) в полном математическом виде с одной стороны, имеет однозначное решение только в частных случаях, а с другой - в каждой вершине этого цикла находятся не автоматы, а живые люди. То есть, взять идеальную систему и внедрить ее одномоментно на предприятии либо невозможно совсем, либо, обойдется настолько дорого, что банкротом может стать целое государство, не то что небольшая фирма. Но все же и здесь есть выход. Нужно понимать, что людей не стоит ограничивать, но стоит направлять и контролировать. Поэтому, единственным требованием к внедряемому автоматическому (а впрочем и бумажному) документообороту будет прозрачность перед директором в рамках интересующих его показателей.
В-третьих, как это ни странно для молодых программистов, в бизнесе полных дураков или нет совсем, или нет почти. А это значит, что у руководителя может быть все совсем даже неплохо в плане внутреннего управленческого учета, а главной проблемой является учет бухгалтерский, который руководителю как кость в горле . и не выплюнуть и не прожевать. Выходит, что задача руководителя . получить малой кровью наименее дорогой (примечание для программистов . это не тоже самое, что наиболее дешевый!) способ сформировать необходимую отчетность и рассчитать самые маленькие по возможности налоги. То есть, имеет значение следующая сумма затрат: стоимость покупки ПО+стоимость ее развертывания и доработки+обучение специалистов+зарплата специалистов на год+стоимость обслуживани за год+сумма налогов за год+сумма штрафов, пеней и взяток за год+ожидаемая сумма рисков по серым схемам (например, вероятность того, что программа оптимизированная под определенную схему потребует переработки на новую схему оптимизации налогов и издержек). И вот именно третье "но" и порождает наибольший рынок потребителей готовых бухгалтерских программ'. И оно же порождает рынок консультантов и рынок вакансий для бухгалтеров с опытом оптимизации налогообложения. Итак, руководителю стоит определиться, какое именно но порождает у него вопросы и сомнения в необходимости и целесообразности автоматизации. А предполагаемому исполнителю не менее необходимо понять, что же на самом деле нужно заказчику, чтобы не продавать вертолет тому, кому требуется месячный проездной билет на автобус.
Все статьи автора:
Руководителю, который задумался о компьютерах, программах и прочих прелестях информационного века (часть I, деликатная)
Комментарии
5Наши ботинки отличные!
Это ваши ноги кривые...
Статья - чишь, замешанная на банальностях.
Зачем, Зачем писать само собой разумеющееся?
(Просто сравнил)