Гостевая автора
Итак - что имеем?
Рынок делового ПО крупных городов:
Характеризуется определенной насыщенностью, хотя по моему мнению, в процентном отношении он освоен вряд ли более чем на половину. По крайней мере, по словам представителя одного из бухгалтерских журналов в прошлом году результаты обследования его просто ошеломили. Оказалось, что количество предприятий, не использующий специализированный софт составляет больше половины. Не думаю, что за год ситуация радикально изменилась:
Рынок легального ПО бухгалтерского и делового назначения занят продуктами от 1С примерно на 60-70% в количественном выражении. Среди "пиратских" программ - доля 1С существенно выше. Доля в 30-40 процентов легального рынка занята программами "Парус", "БЭСТ", некоторыми другими общеСНГвскими пакетами, местными разработками типа "Акцент", FinExpert, АБ Офис и самодельными программами на базе Access, Delphi, VB, FoxPro... Поскольку рынок легального ПО платежеспособен, сюда и придется устремлять свои стопы многочисленным партнерам фирмы "1С". Хотя и другой сегмент - замена пиратских программ - перспективен, на нем, скорее всего с продажей услуг будет сложнее:
Если ранжировать тот же рынок по размерам предприятий, мы увидим, что распространенность 1С падает с величиной предприятия. Сегмент рынка крупных предприятий для 1С наиболее интересен, но он имеет специфические требования, которые позволяют присутствовать на нем очень небольшому количеству партнерских фирм. Отставание 1С в этом сегменте - следствие ее же маркетинговой политики. Фирма "1С" при существующей политике имеет на этом рынке несправедливо малую долю.
Внешний рынок - непаханое поле. Очевидно, что сама "1С" именно туда и направит свою экспансию. Не будем пока ранжировать его на восток-запад. Отметим лишь, что рынок этот требует существенной проработки именно "готовых решений". Продажа конфигураций на нем имеет приоритет перед продажей платформы. Выход на внешний рынок - дорогостоящее мероприятие. Однако - очень заманчивое: Подобьем итог. Фирма "1С" намерена продвигать свой продукт на рынок крупных предприятий СНГ и внешний рынок. Рынок малых и средних предприятий схвачен ей в достаточной степени. Вытеснение на нем конкурентов не требует особых усилий со стороны "1С", поскольку распространенность ее программ будет делать свое дело.
Чем же располагает фирма "1С" для реализации экспансии? А главное - чем НЕ располагает.
На внутреннем рынке имеется обширная партнерская сеть. Однако, мои наблюдения в одном из российских райцентров позволяют сделать вывод, что партнерская сеть в малых городах и поселках явно недостаточна. Например, в одном из райцентров Ульяновской области продано три-четыре коробки 1С, хотя моя оценка рынка - до 20 коробок (по району). "1С" безусловно должна с этим что-то делать. Тем более, кадры, способные с 1С управиться, в поселке имеются.
По оценкам обитателей Кубанского форума - только 5% партнерских фирм способны на большее, чем продать коробку. Моя оценка несколько выше. По Киеву я бы мог назвать 5-6 фирм, способных разработать заказную конфигурацию. При общем количестве в 35 фирм-франчайзи это примерно 15%. Хотя, если взять в расчет еще и дилеров, цифра вряд ли превысит 10%.
По части разработки "готовых решений" видны подвижки со стороны "1С". Самой ей вполне разумно превратиться в дилера конфигураций.Как партнерских, так и своих дочерних фирм. Тем более, что такой подход очень интересен с точки зрения освоения внешних рынков. Ведь фискальная часть, зависящая от законодательства, это не такая уж большая составляющая конфигурации. Мне кажется, что мероприятия по защите конфигураций, создание дочерних фирм, помощь (платная) партнерам в создании тиражных конфигураций - звенья одной цепи, конечной целью которой ставится развитие бизнеса "1С" от продажи платформы к продаже конфигураций. Сюда же можно отнести ее мероприятия по превращению поддержки пользователей в платную услугу.
Особенно заманчива для "1С" перспектива разработки подсистем для своей платформы силами дочерних фирм и партнеров с целью дальнейшей дистрибуции на внешних рынках. Думаю, это направление она не обойдет ни при каких обстоятельствах.
Итак, появление новой платформы сулит партнерам две взаимопротивоположные вещи - требования к квалификации персонала одновременно возрастут и снизятся. Разбитая на подсистемы конфигурация позволит "собирать" целостную систему управления из подходящих подсистем. Вообще целостность конфигурации 1С 7.х следует считать ее самым крупным недостатком. Изменения, вносимые в подсистему, не будут вызывать существующих сейчас проблем с обновлением других подсистем. Сильным франчайзи придется создать научные отделы, разрабатывающие тиражные подсистемы. Остальные будут продавать их и оказывать услуги. Практика почасового обслуживания постепенно будет уходить в прошлое:
Мне кажется - путь от продажи платформы к дистрибуции подсистем - наиболее вероятное развитие событий. Что касается развития сети и роста количества партнеров - этот процесс будет продолжаться. Только партнеры будут ранжированы.
Автор предупреждает - ничего существенного из закрытых источников от "1С" он не знает. Этот опус - не более, чем рассуждения на тему "а что бы я делал на месте фирмы "1С""
Как уже отмечалось, реальным недостатком платформы "1С", следует считать неделимость конфигурации. Легко заметить, что системы для крупных предприятий продаются в виде модулей - "Банк и касса", "Зарплата", "Дебиторы-кредиторы" и т.д. Это позволяет сопровождать модули (подсистемы) раздельно. В то же время конфигурация "1С:Предприятие 7.7" - единая и неделимая. Достаточно внести изменения в программы расчета амортизации основных средств - и обновление конфигурации может вызвать проблемы. А вместе с тем, отметим - отличия предприятий зачастую существенны в части их основной деятельности. Т.е. небольшую парикмахерскую и крупный супермаркет вполне могут устроить одинаковые модули "Основные средства" или даже "Зарплата".
В новой платформе конфигурация будет разбита на подсистемы. Единое хранилище данных будет состоять из традиционных уже обЪектов, известных всем по платформе 7.7.
При этом в каждой подсистеме могут быть справочники одинакового назначения. Достаточно будет поставить реквизиты "общих справочников" в соответствие с ними в конкретной подсистеме. Если сейчас проведение документов назначается для компонент, то в новой платформе оно будет назначаться для подсистем. Причем модуль проведения для каждой подсистемы будет свой. Возможно, в каждой подсистеме будут и свои модули формы. Принципиально, что реквизиты документов из разных подсистем, могут быть сопоставлены.
Очень сложная задача реструктуризации данных при работе пользователей решена не будет. Слишком она сложна и приносит не так много неудобств. А вот конфигурировать подсистемы можно будет, не останавливая работу пользователей в других подсистемах. Глобальные модули подсистем и модули проведения могут быть скомпилированы в промежуточный код и размещены на сервере приложений. Опционально можно использовать и нескомпилированные модули (интерпретатор) на рабочем месте (как в 7.7). Критичные процедуры модулей формы (например, выборка остатков) можно размещать в глобальном модуле. Благо, из него будут доступны процедуры модуля формы. Компиляция модулей не будет встроена в платформу. Она будет осуществляться фирмой 1С при помощи "линии компиляций". Т.е. для ее выполнения следует послать исходный текст модуля на фирму 1С. Эта услуга будет платной.
Таким приемом будет достигнуто очень ценное качество - рабочие станции будут умеренно загружены. А значит - производительность системы в целом будет выше, чем в случае традиционного терминал-сервера. Однако, написание действительно эффективных конфигураций в такой среде будет непростой задачей. Впрочем, современная техника обеспечит комфортную работу и неоптимальных программ:. В однопользовательских вариантах клиентское ПО, сервер приложений и базы данных будут, естественно, располагаться на одном компьютере. В многопользовательских - сервер приложений и базы данных могут располагаться как на одном, так и на разных компьютерах.
Есть основания полагать, что новый движок сервера базы данных будет более производительным, чем стандартный SQL. Это связано с тем, что он не будет выполнять многих функций, традиционно присутствующих в SQL. Ограничение на число пользователей файл-сервера - чисто маркетинговый прием. По-видимому, для перехода на стандартный SQL достаточно будет заменить этот движок другим файлом. Ведь на входе у него - запросы и транзакции в некотором представлении. Если преобразовать их в аналоги для стандартного SQL, получится очень гибкая схема. Наверное, странслировать псевдозапрос в нормальный запрос будет не очень сложно. На этом уровне можно учесть особенности конкретного SQL-сервера. Это смещает ряд проблем в область маркетинга. Т.е. будут поддерживаться те SQL сервера, которые целесообразно поддерживать с точки зрения маркетинга, а не техники.
Автору очень интересно - что из сказанного окажется правдой?
Комментарии
13Я невнимутельно читаю статьи, где имеютть место громатические игоры.
Меня не убеждает Ваше убеждение.
Автора ничего не интересует. ИМХО. Воздерживаюсь.
На Запад нужны готовые решения, а у нас сойдет полуфабрикат.
Совковская манера рассуждения - лучшее буржуям, а нам и дерьмо сойдет.
Ну почему раз такой-отличный-подход и не годится для цивилизованного мира?
Может пора и нам переходить на готовые решения?
Все рассуждения автора имеют схему:
1C делает нечто недоделанное, отгораживается от потребителя партнерами-франчайзи-дилерами-шмилерами.
1С не в состоянии сделать нормальную программу?
После "Зарплаты и кадры", думаю, что все согласятся: НЕ МОЖЕТ!
Системы качества нет в фирме, число ошибок просто ошеломляющее, словоблудие и щекораздувание-пальцерастопыривание.
И хвалебные опусы.