1С:Советы конкурентам.
Удивительно, но число желающих ступить на стезю конкуренции с фирмой "1С" не уменьшается. Могу отметить, что в 1996 и 1998 годах я проводил мониторинг количества бухгалтерских программ, предлагаемых на рынке. Метод был очень простой - брались прайс-листы некоторых изданий и подсчитывалось количество программ. Так вот - за два года их число сократилось с 18 до 10. Т.е. с рынка исчезла практически половина.
Так почему же не уменьшается количество желающих "повоевать" с 1С?"
1С:Предприятие 7.7"
Недостатки платформы общеизвестны. Прежде всего - она действительно плохо работает с SQL. Проще говоря - использует его как хранилище данных, а не клиент-серверную технологию. Конкуренты утешают себя мыслью, что не сумели разработчики фирмы "1С" решить эту задачу. На самом деле такое мнение не более чем заблуждение. Разработчики платформы решали совсем дру-гую задачу. Им надо было сделать клиент-серверные технологии доступными большому количеству недостаточно подготовленных потребителей. Для этого была предпринята попытка сделать единый код для работы как с файл-серверной так и с клиент-серверной технологией. Можно сказать, что эта попытка не оказалась очень удачной, но говорить о том что она провалилась - ошибка.
Попытки представить ошибки (несоответствие документации) платформы как крупный недостаток не выдерживают критики. То же самое можно сказать и в отношении критики интерфейса, администрирования и прочего.
Во-вторых, низкое качество типовых конфигураций от 1С вызывает справедливые нарекания и потребителей и партнеров. Вокруг этого очень много шуму. Его больше настолько, насколько больше потребителей этого продукта. Это нормально, когда критикует программу тот, кто с ней работает. Просто таких очень много.
У конкурентов создается иллюзия, что они смогут обеспечить более высокое качество типовых решений. Посыл опять тот же - в фирме "1С" работают малоквалифицированные специалисты.
Если вдуматься - получается любопытная вещь - если несколько десятков бестолковых разработчиков платформы вместе с такими же бездарями по части типовых решений умудряются продавать более сотни тысяч своих безобразных произведений в год. Почему же мы - совсем не такие бестолковые, не сможем продавать хотя бы в десять раз меньше?
Не буду давать оценку технической политике фирмы "1С", поскольку не ставлю целью этой статьи повышение качества программ (платформы и конфигураций). Хотя есть много не использо-ванных еще методов и методик повышения этого качества. Цель статьи вынесена в заголовок - предостеречь желающих "повоевать" с 1С от чрезмерных потуг, способных разорить финансово и организационно прекрасные коллективы.
Основные проблемы фирмы "1С"
Рассмотрим проблемы, с которыми столкнулось программное обеспечение фирмы "1С" на рынке. Надо отдать ей должное - она создала очень простой и удобный инструмент, доступный непрофессиональному программисту. Это привело к тому, что именно непрофессионалы и занялись решением очень сложных задач автоматизации предприятий. Самой серьезной проблемой "1С" можно считать то, что постановка задач, причем в массовом порядке, осуществлялась бухгалтерами-практиками клиентов, совершенно неподготовленными для этих целей. А их программным вопло-щением занимались люди, умеющие программировать (Д. Кнут сказал, что от программистов они отличаются так же, как люди, знающие арифметику от математиков). В результате успех достигался только там, где и постановщик задач и кодер хоть как-то что-то умели. Не смотря то, что число фактов успешного применения "1С" наверняка намного превышает число обратных примеров, именно обратные примеры и создают имидж программному обеспечению фирмы "1С". Ведь пользователи, довольные 1С шуму не поднимают. С целью решения проблемы фирма "1С" организовала сертифи-кацию специалистов фирм-партнеров и пытается ввести сертификацию самих фирм по стандарту ISO 2001. Налаживается контроль над распространением программных продуктов только через фир-мы, имеющие в своем составе сертифицированных специалистов. В связи с большим числом партнеров, расторжение договора даже с несколькими сотнями из них, не угрожает сокращению продаж ПО "1С". Поэтому требования к партнерам будут постоянно ужесточаться.
Другая очень важная проблема - готовые типовые решения должны успевать за фантазиями наших законодателей. Однако невозможно выпускать обновления быстро и качественно одновре-менно. При массовом применении типовых конфигураций необходимо их тщательное тестирование. По заявлениям руководства "1С" сравнительно недавно они создали эффективную систему бэта-тестирования. Может оно и так. Пока результаты, судя по интернет-общению, не особенно замет-ны:
Третью проблему - отличие отраслевых требований от типовых решений тоже удалось решить только частично путем привлечения специалистов партнерских фирм. В результате возникла другая проблема - качество партнерских решений. Ведь конечный потребитель покупает "программу 1С" и с трудом понимает, что фирма "1С" к установленной у него конфигурации порой не имеет абсолютно никакого отношения. Судя по всему, "1С" хочет решить эту проблему одним ударом - вообще отказаться от создания каких бы то ни было конфигураций, сделав их платными и переложив про-блемы их разработки и сопровождения на свои дочерние предприятия и других партнеров.
Внимание потенциальных конкурентов! Основные проблемы программного обеспечения "1С:Предприяие" не в неэффективности "движка" и многочисленных ошибках платформы! Вам придется решать три вышеуказанные проблемы, а вовсе не технические вопросы, связан-ные с программой! Учтите это!
Вперед - на рынок!
Кто покупатель?
- кто будет ее продвигать
- как будет организовано обслуживание
Кроме того, надо определиться с организацией рекламы, разработать соответствующие демонстрационные и методические материалы.
Начнем по порядку. Прежде всего, надо понять, почему конечный потребитель приобретет именно вашу программу. Для этого надо ответить ему на ряд вопросов.
"Купив программу 1С я получу следующие преимущества:
- на рынке труда имеется большое количество пользователей и специалистов по ней- имеется значительное количество учебных центров
- на рынке услуг по этой программе существует конкуренция
- в продаже имеется большое количество литературы
- очень много ресурсов в интернет именно по этой программе
Сказанное выше является правдой. Попробуйте привести веские доказательства преимущества вашей разработки. Не полагайтесь на некомпетентность потребителя. Рано или поздно это перестанет работать. Поскольку автор не знает вразумительных ответов на эти вопросы, он склонен полагать, что продать программу, отличную от 1С можно лишь покупателям, которые либо не знают о существовании оной, либо сильно в ней разочарованы.
Кто партнер?Для продвижения программы можно создать собственные филиалы, а можно - сеть независимых дилеров. Создание собственных филиалов - довольно капиталоемкое мероприятие. Поэтому партнерская сеть весьма привлекательна. Попробуйте определиться - кто и почему станет вашим партнером. Учтите, потенциальный партнер будет исходить из собственных, а не ваших интересов.
Справка: партнеры (франчайзи) фирмы "1С" приобретают у нее коробки со скидкой 55% и фирма "1С" компенсирует им региональную рекламу в размере 20% от суммы приобретенной у нее продукции. Ежеквартально они уплачивают франчайзинговый взнос в размере 100 долларов США.
Очень сомнительно, что вы сможете предложить фирме, имеющий специалистов и опыт про-дажи весьма раскрученного продукта, лучшие условия. Автор не верит, что хоть одна фирма-франчайзи 1С, даже самая несерьезная, откажется от сотрудничества с "1С" ради продвижения совершенно нового - пусть во много раз лучшего - продукта. В лучшем случае она согласится продвигать несколько продуктов. Однако это запрещено договором франчайзинга и принимаемые в настоящее время фирмой "1С" меры очень скоро положат этому конец. Боюсь, едва ли кто-либо из франчайзи фирмы "1С" согласится даже просто демонстрировать потенциальным потребителям демо-версии аналогичных "1С" программ других производителей. Слишком велик риск расторжения договора франчайзинга со стороны "1С".
Таким образом неизбежно придется создавать партнерскую сеть, параллельную существующей уже сети "1С:Франчайзинг". Благо, фирма "1С" следит за ценами конечного потребителя. Это позволит установить более низкие цены на программы, и будет продолжаться до тех пор, пока "1С" такое положение дел устраивает.
Возникновение сети партнеров фирмы "1С" было возможно лишь потому, что альтернативы ей не было. Не смотря на наличие большого количества программ аналогичного назначения, в период становления "1С" ни один из их поставщиков не предоставлял возможности создания собственного интеллектуального бизнеса. В лучшем случае речь шла о дилерских процентах и обучении заказчиков. Простых и эффективных инструментов создания бухгалтерских систем не предлагал никто. Однако создание партнерской сети для продвижения нового продукта будет происходить при уже имеющейся сети фирмы "1С".
А теперь посмотрим - откуда можно рекрутировать партнеров? "1С" делала это в студенческой среде. Русскоязычная нотация позволяла использовать студентов не только программистских специальностей. Кстати, проводимая фирмой "1С" олимпиада предусматривает участие в ней именно студентов-экономистов. Ведь для того, чтобы заниматься автоматизацией необходимо знание предметной области - основ бухучета и пр. Рекрутированные в параллельную партнерскую сеть программисты, набравшись этих знаний, вполне могут, столкнувшись с трудностями, перейти на другой инструмент. И, скорее всего, это будет именно "1С". Ведь овладеть "1С" для них не будет никакой про-блемы (если честно - автор считает, что они ей будут владеть изначально)! Автор полагает, что ставка на программистов для продвижения нового продукта приведет к перетеку в партнерскую сеть фирмы "1С" наиболее толковых из них.
Готов выслушать возражения - но я абсолютно уверен - создание партнерской сети, аналогичной сети "1С:Франчайзинг" - утопия. Пустая трата сил и денег.
Какой же выход?
Ответа два.1) Хоть это и дорого, можно создать сеть филиалов.
2) Можно позиционировать продукт как "готовое высококачественное решение". Но это уже не конкуренция с "1С":
Другие статьи автора:
1С. Куда идем?
1С:Конкуренты. Кто первый?
1С: Триединый лик программы.
Комментарии
12Возможно вступить в конкуренцию с программами 1С не на рынке коробочных решений, а на рынке услуг на местном локальном уровне. Например, поддерживать свои программы расчета заработной платы. Кто раньше начнет, тот сумеет оттяпать больше клиентов от 1С. Аналогично можно забрать клиентов в других отраслевых сферах. Вопрос в инвестициях. Для того что бы инвестировать в собственные разработки вне платформы 1С, должно быть достаточное количество клиентов. 1С делает все, что бы партнеры не сумели подняться на услугах. Возможно и потрясения связанные с ЗИК не технического, а маркетингового характера. Второй момент, региональные особенности.
Даже сложность программ, имеет свои особенности. Что для одного региона нормально, для другого сложно и наоборот. Так же почасовая оплата, для Москвы это выгодно, для других регионов может быть и не так. Кадровые вопросы при пострении бизнеса на услугах. Слишком много факторов ставящих под сомнение возможность существования нормальных, сложных типовых конфигураций. А без типовых конфигураций система 1С:Франчайзинга рушится в один момент.
Если рынок легко удалось захватить одной компании, то успех может повторить и другая.
Пожалуй есть несколько сценариев удара по рынку 1С.
1) Локализация западных программ для малых компаний, например Quick Book ("американский 1С"). Я работал с QB, 1С близко не лежит по качеству и удобству работы. Проблемы такого решения очевидны: QB не конструктор как 1С (тяжелее адаптировать), соотвествие нал. РФ законодательству тоже вопрос. Однако QB уже сейчас может неплохо побороться с 1С Торговлей.
2) Парус. На мой взгляд это очень опасный конкурент для 1С, т.к. работает на ее основном рынке - бухгалтерские программы для малых и средних компаний. В Москве доля Паруса в продажах бухгатерии даже выше 1С. Парус предпринимал уже несколько попыток имиджироваться в комплексное решение как 1С: Предприятие. Пока успех средний.
3) Реализация аналога 1С на базе MS Access. Идея неплоха, но потребует около $10 млн. инвестиций.
4) Самый страшный конкурент 1С - Системная интеграция и грядущий Microsoft NET. На самом деле у 1С самый страшный конкурент это совершенствование технологий системной интеграции. Уже сейчас в 30% компаний 1С стоит только на бухгалтерии, коммерческий учет ведется в другой программе. Совершенствование средств системной интеграции позволяет использовать самые различные программы вместе и на тех местах где они лучше. MS NET с его встроенным SOAP/XML предлагает унифицированный подход к таким решениям. 1С тут роет могилу сама себе развивая средства XML-обмена. Очень скоро может оказаться, что 1С будет только бухгалтерским решением, причем заменить его на другую бухсистему будет очень не дорого.
Добавлю от себя, что фирмы-"системные интеграторы" очень плохо настроены по отношению к 1С. Им важно собрать систему, скомплектовать, развернуть, сдать и получить деньги. И ЗАБЫТЬ! Это нормальная практика во всем мире. А 1С порождает постоянную головную боль. Сама фирма 1С не поддерживает клииентов. Это должен делать системный интегратор...
Насчет ПАРУСА:
Сейчас бухгалтер, владеющий ПАРУСОМ зарабатывает больше, чем владеющий 1С.
(http://www.finsoft.ru/an_buhgal01.shtml)
Сигнал?