Интернет и IT

У вас есть шанс заработать в Рунете. В других частях Всемирной паутины уже опробовали массу отличных идей

В последние пару лет число россиян, регулярно пользующихся Интернетом, уже не увеличивается теми темпами, что в начале 2000-х. Зато заработки отечественных интернет-компаний растут как на дрожжах. По данным исследовательского агентства Mindshare Interaction, в 2006 г. рекламные доходы российских сайтов выросли по сравнению с 2005 г. в 1,5 раза. А в этом году они, скорее всего, удвоятся: Mindshare Interaction прогнозирует, что объем рынка интернет-рекламы достигнет как минимум $300 млн.

В последние пару лет число россиян, регулярно пользующихся Интернетом, уже не увеличивается теми темпами, что в начале 2000-х. Зато заработки отечественных интернет-компаний растут как на дрожжах. По данным исследовательского агентства Mindshare Interaction, в 2006 г. рекламные доходы российских сайтов выросли по сравнению с 2005 г. в 1,5 раза. А в этом году они, скорее всего, удвоятся: Mindshare Interaction прогнозирует, что объем рынка интернет-рекламы достигнет как минимум $300 млн.

Ксения Болецкая

О чем это говорит? Крупнейшие игроки рынка — порталы, почтовые сервисы, онлайновые СМИ и прочие — с каждым днем все эффективнее конвертируют человеческий трафик в рекламные доходы. Оттого и растут эти доходы быстрее, чем интернет-аудитория. Многие сайты, названия которых на слуху, — “Яндекс”, Mail.ru, Rambler, российская версия Google — представляют собой столь совершенные механизмы зарабатывания денег, что о конкуренции с ними даже думать боязно. В самом деле, какой бизнесмен в здравом уме даст денег на создание новой бесплатной почтовой службы?

Один профессиональный инвестор в стартапы в приватном разговоре с корреспондентом SM как-то пожаловался, что все перспективные ниши в Сети уже заняты, поэтому больших и быстрых денег там не заработать. “Повторить успех YouTube невозможно!” — категорично заявил он. Однако убедительного ответа на немного наивный вопрос: “А что мешает сделать русский YouTube?” — у него не нашлось.

Ни “Яндекс”, ни Mail.ru, ни Rambler не назовешь оригинальными проектами. Спору нет, технологии у них свои, да и многие бизнес-идеи тоже. Но в основе основ лежит все же скопированный опыт из Всемирной паутины. Ничего зазорного в этом нет. Тот же Google был далеко не первым поисковым порталом, просто он был лучше большинства конкурентов, и этого оказалось достаточно, чтобы получить славу одного из самых инновационных проектов века.

Сегодняшняя ситуация очень напоминает конец 1990-х. Многие сервисы, успешно работающие в США и Европе, в России до сих пор толком не представлены. Кто первым перенесет удачный опыт на нашу почву?

СВОИ ЛЮДИ

Одна из проблем, над которой будут биться российские интернет-компании в ближайшие годы, — как заработать на так называемых социальных сетях. Это общее название для виртуальных клубов по интересам или сборников блогов наподобие LiveJournal (он же “Живой журнал”). Пока владельцы популярных порталов такого рода ничем, кроме размещения разнообразной рекламы, практически не занимаются. Между тем других способов извлечения прибыли у них предостаточно. Один из самых интересных — использование членов сообщества как торговых агентов. Например, для продажи музыки.

Месяц назад сервис MyStore компании Snocap запустил новую услугу под названием Spread The World (“Распахни мир”), рассчитанную на взаимодействие с социальными сетями. В частности — с MySpace, самым популярным в мире социальным сайтом (там есть и блоги, и электронная почта, и бесплатное хранилище для любых файлов). Так вот, отныне любой пользователь MySpace может скопировать к себе на личную страницу список песен из магазина MyStore и получать комиссионные за каждое скачивание. Warner Music Group и EMI Music, которые сотрудничают с MyStore, в восторге. Благодаря такой децентрализации каналов сбыта каждый артист найдет свою аудиторию. Можно рассчитывать на серьезное увеличение продаж.

“Рано или поздно и в России появится сервис по обращению блогов в музыкальные киоски”, — уверен председатель совета директоров группы компаний “Союз” Александр Менн. Осталось, впрочем, только решить проблему с музыкальным пиратством. С ним согласен владелец ресурса Liveinternet.ru Герман Клименко: “Перед тем как размещать синглы на персональных страницах, надо хотя бы создать рынок онлайновых продаж музыки в России”.

Легальный рынок сетевых продаж и правда крошечный. По словам главного эксперта агентства InterMedia Александра Тихонова, в 2006 г. выручка полностью “белых” российских музыкальных интернет-магазинов составила лишь $111 000. Но в будущем году ситуация может измениться — если вступившие в силу новые законы об авторских правах окажутся хоть сколько-нибудь действенными (подробнее см. в статье “Честная музыка” в этом номере).

Россияне не прочь платить за музыку. Годовой оборот одного только печально знаменитого сайта Allofmp3.ru, по оценке министерства торговли США, превышает $30 млн в год. Примерно 6% посетителей Allofmp3.ru, по данным статистического сервиса Alexa.com, — наши соотечественники. Можно грубо прикинуть, что они потратили на покупки записей на этом сайте примерно $2 млн. У торговли музыкой в Рунете явно есть будущее.

СЕТЬ-FM

Проблемы с авторскими отчислениями и правами на композиции, которые мешают жить интернет-магазинам, легко обходят владельцы онлайновых радиостанций. Самая, пожалуй, известная в России виртуальная радиостанция — Last.fm. Этот британский сайт позволяет своим слушателям самим решать, что будет звучать в эфире в ближайшее время. Полгода назад Last.fm обзавелся русскоязычным интерфейсом и солидным репертуаром русской музыки — от Аллы Пугачевой до “Короля и Шута”. По данным Alexa.com, почти 2% трафика Last.fm приходится на Россию и эта доля быстро растет.

В Рунете уже появились клоны Last.fm, например сайт Bee.fm. Но, как полагает исполнительный директор сайта Afisha.ru Дмитрий Степанов, такие клоны вряд ли будут успешны: слишком уж сильный бренд у Last.fm.

Другое дело более оригинальные радиосервисы. Например, Moskva.fm, который транслирует передачи 40 московских радиостанций. На Moskva.fm можно заказать повтор любой песни и заодно узнать, сколько раз она уже звучала в эфире за последний месяц.

Пока неизвестно, как создатели Moskva.fm собираются зарабатывать на своем ресурсе, но то, что он сможет привлечь солидную аудиторию, совершенно очевидно.

Российские аналитические агентства пока не подсчитывают, какая часть пользователей Рунета слушает онлайновые радиостанции. Но таких пользователей должно быть немало. По оценке американской Consumer Electronics Association, каждый второй владелец компьютера в США хотя бы раз в неделю слушает сетевые радиопередачи. А по данным Comscore, ежедневная аудитория самого популярного американского сетевого радио — AOL Radio — составляет 1,5 млн человек.

По прогнозу J'son & Partners, к концу 2007 г. более 5 млн российских домохозяйств будут иметь широкополосный доступ в Интернет. Если предположить, что вкусы и привычки этих продвинутых россиян более или менее совпадают со вкусами американцев, потенциальная аудитория онлайновых станций может составить 2,5 млн семей.

Еще одно “звуковое” направление, которое будет активно развиваться в Рунете в ближайшие годы, — так называемые подкасты. Термин “подкаст” изобрел бывший виджей MTV Адам Кэрри — это производное от слов iPod и broadcast (“вещание”). Подкастами называют звуковые или видеоролики, размещенные в Сети в публичном доступе. Ролики от одного автора или по одной теме регулярно обновляются и автоматически загружаются на mp3-плеер или сотовый телефон пользователя соответствующего сервиса. Выходит что-то вроде постоянно обновляющихся новостей.

Самая перспективная аудитория подкастов — пользователи сотовой связи. Поскольку в отличие от Интернета сотовая связь в России крайне популярна (ее проникновение уже зашкалило за 100%), создателям веб-сервисов, ориентированных на мобильники, есть на что рассчитывать.

По данным Forrester Research, к 2010 г. аудиоподкасты с помощью mp3-плеера будут слушать 12,3 млн американцев, а посредством мобильного телефона — как минимум 74 млн. В Рунете же подкастовые сервисы только начинают зарождаться. Из них коммерческими являются единицы. Например, московский оператор “Аудиотеле” зимой этого года запустил услугу AudioLink, которая позволяет размещать в Сети, в том числе в дневниках “Живого журнала”, звуковые файлы, доступные для прослушивания через мобильный телефон. На базе этой услуги работает “Радио-Т” — подкаст Григория Бакунова, заместителя руководителя департамента разработки “Яндекса”. В последнем выпуске подписчики этого подкаста могут выслушать рассуждения Бакунова на тему “Что случилось со Skype?” или “Почему зависает Windows?”. “Никакого отношения к деньгам этот подкаст не имеет, — уверяет Бакунов. — Это просто хобби”. Однако некоторые выпуски на “Радио-Т” собирают по 8000-10 000 слушателей. “Это вполне продаваемая целевая аудитория”, — признает Бакунов.

Подкасты могут быть очень прибыльными. Проект Daily Source Code вышеупомянутого Адама Кэрри ежемесячно приносит $80 000 одних только рекламных доходов. Директор по маркетингу “Аудиотеле” Дмитрий Соловьев говорит, что к концу 2007 г. будет зарабатывать на подкастах по $25 000 в месяц. “А потом эти доходы могут вырасти на порядок”, — мечтает он.

ГЛУБОКИЙ ПОИСК

Благодаря бурному развитию технологий контекстной рекламы в последние годы поисковые порталы стали самыми прибыльными интернет-сервисами. Основа финансового благополучия крупнейшей интернет-компании мира Google, конечно же, ее поисковик. “Яндекс” — безусловный лидер российского рынка. Казалось бы, мировая гегемония Google и успех локальных чемпионов вроде “Яндекса” обрекают проекты по запуску альтернативных поисковых систем на неудачу. Однако не все так просто.

Универсальность — преимущество и одновременно слабое место крупных сервисов. Как показывает практика, узкоспециализированные тематические поисковики имеют все шансы собрать хорошую аудиторию (и, соответственно, рекламные доходы). Один из последних примеров — поисковик Properazzi, посвященный рынку недвижимости. Сервис был запущен полтора года назад в Испании. Но сейчас в его базе можно найти данные почти по 3,5 млн объектов жилой недвижимости в 49 странах. Инвестировал в этот проект фонд Mangrove Capital Partners, в свое время профинансировавший Skype, а сейчас работающий с российским поисковиком визуальной информации Quintura.

“Для российских риелторов поисковик по недвижимости может быть очень полезен”, — говорит директор по маркетингу агентства недвижимости “Агент 002” Ольга Побединская. Единственной базой по выставленному на продажу жилью в российских городах сейчас располагает сайт газеты “Из рук в руки”. Его монопольное положение, указывает Побединская, не лучшим образом сказывается на сервисе. “Из рук в руки” довольствуется присланными объявлениями, но сам не занимается поиском и сбором информации. В отличие от Properazzi, который получает комиссионные от конечных сделок и поэтому сотрудничает только с лицензированными агентствами недвижимости, “Из рук в руки” берет постоянную плату за размещение информации и работает с конкурентами агентств — частными лицами. Так почему бы не “причесать” российский сервис по образу и подобию европейского? Учитывая, что, по данным Центробанка РФ, в первой половине этого года в России было выдано только кредитов на покупку жилья на сумму $9,2 млрд, профессиональный поисковик по недвижимости может рассчитывать на неплохие комиссионные.

“Не только специализация, но и качество контента, некая фишка с добавленной стоимостью — вот залог успеха тематического поисковика”, — говорит управляющий партнер компании “Ашманов и партнеры” Игорь Ашманов. Специализация и даже персонализация поиска — то, во что будут вкладывать средства интернет-компании в ближайшие годы. Например, дочерняя компания “Ашманова и партнеров” — “Поисковые технологии” — год назад запустила сервис персонального поиска Flexum.ru, позволяющий любому пользователю организовать собственный поисковый портал по любой интересующей теме.

Еще одна технология поиска, которая сейчас воспринимается как потенциальный источник большой прибыли, — так называемый социальный поиск. По аналогии с социальными сетями отбором контента и его рейтингованием в данном случае занимаются не механические алгоритмы поисковой машины, а живые пользователи. Такой подход одним махом решает проблему нерелевантных ссылок (есть такой популярный в Рунете анекдот: по запросу “Звезды на льду” один поисковик регулярно выдавал адреса производителей холодильников и астрономических справочников). Однако этот же подход порождает другую проблему. “Где гарантия, что пользователи бросятся индексировать сайты?” — спрашивает Ашманов. Если рунетчики не проявят доброй воли, проектам социального поиска вряд ли что-то светит. Впрочем, пример народной “Википедии” позволяет надеяться на лучшее — составленная волонтерами онлайновая энциклопедия весьма обширна, и при этом ляпов в ней меньше, чем можно было бы ожидать.

С МИРУ ПО НИТКЕ

Кроме поисковиков главными генераторами трафика, конечно же, останутся тематические агрегаторы контента в том или ином виде. Очевиден успех сервисов “Яндекс.Новости” и “Новости@Mail.ru”.

Понятно, что эта область открыта для новых игроков. Возьмем ту же финансовую информацию. В Рунете можно насчитать несколько десятков финансовых сайтов, специализирующихся в разных областях — от рейтингования ПИФов до обзоров программ ипотечного кредитования. Но общего, всеобъемлющего ресурса нет. “Крупный сайт по финансам явно бы не помешал”, — признает генеральный директор Cbonds.ru Сергей Лялин.

На Западе подобные сводные ресурсы по финансам существуют, в частности, как часть поисковых порталов. Самый известный из них, пожалуй, Yahoo.Finance.com. Что мешает сделать то же самое “Яндексу”? В компании говорят, что их миссия — предоставление массовых сервисов, а финансовая информация, мол, к ним не относится. Утверждение более чем спорное. По данным Национального рейтингового агентства, в первой половине этого года россияне передали в распоряжение российских управляющих компаний 180 млрд руб. — в 2 раза больше, чем за тот же период 2006 г. Людей, вкладывающих деньги в ценные бумаги, становится все больше. Интересно, в какой момент “Яндекс” сочтет эту аудиторию массовой?

Помимо финансовых в Рунете должны появиться контент-агрегаторы и по более прозаичным темам. Например, до сих пор не существует сервиса с качественными аннотациями и форумами по телепередачам, телефильмам и телесериалам. “То, что сейчас размещается в разделе "Телепрограмма" на сайтах, — это, как правило, стандартные краткие справки, которые создают сами телеканалы”, — отмечает Степанов из Afisha.ru. Но, судя по популярности разделов с аннотациями к фильмам, выходящим на широких экранах, которые размещают у себя Afisha.ru и прочие подобные сайты, ресурс с подробными комментариями к телепрограммам, собственными рейтингами и возможностью обсуждений мог бы привлечь значительную аудиторию. Западный аналог такого сервиса — Tv.com компании СNET Networks. Его ежемесячная аудитория составляет 15 млн уникальных посетителей.

На интересе к телепередачам построен еще один новый сервис, который сейчас стремительно набирает популярность. Американский сайт Joost позволяет отслеживать передачи на нескольких каналах сразу, а также дает возможность посмотреть интересующую вас программу в любое удобное время, а не тогда, когда она идет по телевизору.

Аналитики Forrester Research предсказывают, что к 2010 г. в Интернете появится более 15 000 сервисов, связанных с видеоконтентом. Ответ на вопрос о русском YouTube, упомянутый в начале этой статьи, уже нашли владельцы ресурса RuTube. О покупке этого ресурса думали даже в “Газпром-Медиа”. Надо полагать, что появление сервисов, подобных Joost, — дело ближайшего года.

Также предсказуемо и появление новых социальных сетей. И хотя инвесторам пока не удается извлечь прибыль из “общественных” сайтов, интерес к ним не убывает. В начале августа американский сервис Facebook (чуть более технологически продвинутый вариант MySpace), которым сейчас пользуется больше 52 млн человек по всему миру, оценил свою стоимость в $10 млрд. Два месяца назад Microsoft предлагала за Facebook $6 млрд — владельцы убыточного сайта только улыбнулись.

Начать дискуссию

Упрощенцам, даже свободным от уплаты НДС в 2025 году, придется формировать счета-фактуры. «Ночной бухгалтер» № 1725

Появляется все больше сопутствующих поправкам по налоговой реформе 2025 проблем. Упрощенцев с доходами до 60 млн рублей освободили от НДС автоматически, но при этом не убрали обязанность выставлять счета-фактуры. Бухгалтеры уже всерьез начинают называть УСН усложненной системе налогообложения.

Иллюстрация: Вера Ревина / Клерк.ру
Бесплатно с Отчетность

Ответственность бухгалтера после увольнения

Ответственность главного бухгалтера за неправильное ведение бухгалтерского учета не оканчивается вместе с расторжением трудового договора. В зависимости от тяжести нарушений и причиненного работодателю ущерба, уволенный главбух может ответить и рублем и ограничением свободы.

Иллюстрация: Вера Ревина/Клерк.ру
1
Бухгалтерский учет

Бухучет для начинающих: рассказываем о дебетах, кредитах и первичке простым языком

Как устроена профессия бухгалтера, с какими задачами он работает и что означают все эти странные сокращения (НДС, ПСН, ЕНС и др.) — разбираемся в основах бухгалтерии.

Иллюстрация: Вера Ревина /Клерк.ру

Курсы повышения
квалификации

18
Официальное удостоверение с занесением в госреестр Рособрнадзора

Блогер Ивлеева должна налоговой больше 20 млн рублей

Сумма долга Анастасии Ивлеевой выросла до 20,9 млн рублей. Блогер не может выплатить задолженность уже три месяца.

Бесплатно с НДФЛ

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица

С 2025 года вводят новую прогрессивную шкалу НДФЛ.

Новые налоговые базы и ставки НДФЛ с 2025 года: таблица
Кадры

👍 Теперь в бизнес-аккаунте на «Клерке» можно продвигать свои вакансии

Продуктовая команда «Клерка» запустила новый функционал бизнес-аккаунтов: работодатели могут бесплатно размещать вакансии и, по желанию, платно их продвигать.

Опытом делятся эксперты-практики, без воды

Верховный суд: валютный долг не должен индексироваться за просрочку

ВС РФ вынес решение, что валютный долг, в отличие от рублевой задолженности, нельзя проиндексировать за длительную просрочку.

👎 Освобожденных от НДС упрощенцев не освободили от счетов-фактур. Прогноз налогового инженера

Если доход за предыдущий год не превышает 60 млн рублей, в текущем году при УСН будет освобождение от НДС по статье 145 НК.

На сотрудников из стран ЕАЭС тоже надо подавать уведомление в миграционную службу

При приеме на работу иностранцев из стран ЕАЭС надо уведомлять Управление по вопросам миграции МВД о заключении с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.

Минэкономразвития отмечает уверенный рост организаций в «русских офшорах»

Сейчас в специальных административных районах зарегистрировано 428 международных холдинговых компаний. Резиденты САР могут пользоваться налоговыми льготами, а также применять корпоративное право той страны, из которой организация решила переехать в РФ.

РСПП поддержал законопроект о платформенной занятости в РФ

Президент РСПП Александр Шохин концептуально поддержал законопроект «О платформенной занятости в Российской Федерации».

Прогрессивная шкала налогов всё же будет введена

Информация о том, что рассматривается законопроект о введении прогрессивной налоговой шкалы, согласно которой ставка будет зависеть от размеров дохода, уже какое-то время будоражит общественность. К сожалению, такое нововведение с большой вероятностью будет реализовано.

В базе «Клерка» уже больше 1 000 актуальных резюме!

Больше тысячи бухгалтеров, кадровиков, юристов, руководителей, финансистов и специалистов по 1С ищут работодателей с сервисом Клерк.Работа.

⚡️ Итоги дня: с второклассницы хотят взыскать 700 тысяч рублей, мошенники обманывают пользователей Ozon, а у Xiaomi сбой в работе умных устройств

Подготовили обзор главных событий дня — 16 июля 2024 года. Все самое интересное, что писали и обсуждали в сети, в одной подборке.

Интернет и IT

Минцифры ужесточит правила оплаты мобильной связи

У абонентов при пополнении баланса наличными будут требовать паспорт.

Кадры

👷 Каждый третий наниматель сталкивается с неквалифицированными кандидатами. Почему, объясняет организатор опроса

Главной сложностью при подборе персонала опрошенные называют недостаточную компетенцию кандидатов на открытую вакансию — об этом говорят 54% респондентов.

Банки

Китайские партнеры перестали получать платежи через «ВТБ Шанхай»

Импортеры не могут отправить деньги китайским поставщикам через шанхайский филиал ВТБ.

Банки

ЦБ будет оперативно рассматривать сообщения об ошибочном включении в реестр мошенников

Те, кто по ошибке попал в список Центробанка, смогут оспорить это решение и разблокировать возможность проводить денежные переводы.

Как оспорить решение трудовой инспекции: разъяснения Роструда

На портале Госуслуги можно запустить процедуру досудебного обжалования решений Роструда.

Интересные материалы

Высокий кредитный рейтинг — не обязательное условие одобрения кредита

С высоким персональным кредитным рейтингом (ПКР) не всегда одобрят кредит.