Учет в торговле

О цене материалов и методы учета

Вместо предисловия: все нижесказанное относится не к мелким фирмам, где все материалы у одного кладовщика, да еще по совместительству же и бухгалтера, а к средним предприятиям, в большинстве своем с советской еще структурой (и часто с советским руководством - не в политическом смысле, а в смысле привычек и методов мышления, от них так просто не избавиться, это я по себе знаю).
О цене материалов и методы учета (по мотивам форума на www.klerk.ru).

В.Зайцев

Вместо предисловия: все нижесказанное относится не к мелким фирмам, где все материалы у одного кладовщика, да еще по совместительству же и бухгалтера, а к средним предприятиям, в большинстве своем с советской еще структурой (и часто с советским руководством - не в политическом смысле, а в смысле привычек и методов мышления, от них так просто не избавиться, это я по себе знаю).

Среди пользователей бухгалтерских программ много вопросов вызывает учет материалов. В частности, недоумения у пользователей 1С вызваны методикой, при которой суммовой учет ведется только в разрезе всего предприятия, в разрезе же складов и материально-ответственных лиц ведется только количественный учет. Попытки распространить суммовой учет по складам (здесь, конечно, имеются в виду и материально-ответственные лица) приводит к появлению суммовых остатков без количества.

Поясню алгоритм появления этих безобразий:

Фирма купила материал Некий по цене 100 рублей в количестве 100 едениц и с центрального склада он ушел на склад Ивановой и склад Сидоровой поровну. Пока все хорошо. Затем Фирма купила еще этого же самого материала, но по цене 150 рублей в количестве тех же 100 штук, и отдала на склад, ну пусть Ивановой. Средняя цена по фирме (100*100+150*100)/200=125 рублей, и в подотчете у Петровой вдруг оказалось материалов на сумму не 5000 р., а 125*50=6250 рублей (а движения то не было!). У Ивановой же 125*150=18750 (и есть движение: 5000+15000=20000?).

Естественно, Петрова, глянув на сальдо, возмущена. Иванова про себя прикидывает, сколько же она может пустить налево.

Пример примитивен донельзя, на самом деле и движения промежуточные есть, и цены могут быть отличными на копейки, но сути это не меняет: возникают пусть небольшие, но непонятные суммовые разницы. Главное, исчезает прозрачность и достоверность, возникает недоверие к расчетам вообще. Можно конечно, скажете вы, занести отдельной строкой материал по новой цене. Можно. А потом еще третьей строкой. И четвертой. И пятой. А номенклатура исчисляется сотнями позиций (или тысячами?). И бухгалтера в цейтноте в конце месяца, когда и списания идут, и отчеты готовятся... . И путаница с одинаковыми по названию строками таблиц будет просто неизбежна. Заклинания типа, пусть будут внимательными, это в общем, не решение проблемы, а попытка назначить виновного. (Очень национальный наш метод: виноватый найден, всем можно расслабится).

Есть еще метод использования т.н. отклонений. Да, при этом можно складить немного эффект от плавающих цен. Но учтем, инфляция то до 20% в год (а проявляется она именно через цены), поэтому отклонения будут расти до неприличных размеров. Появится еще проблема: ежегодный пересчет остатков с учетом инфляции (как думаете, бурный энтузиазм будет у бухгалеров?). Да и неправильно так использовать счет отклонений: он предназначен для косвенных расходов (транспортных, погрузки/разрузки, ets).

Еще метод: ввести дополнительную аналитику в разрезе партий материалов (и товаров). Еще раз напомню: метод есть метод, он будет относиться не только к "основным" материалам, а вообще ко всем (мелочевка всякая, канцтовары...). И эти партии должен знать и кладовщик. Получаем усложненный учет (и учтем обычный бардак, простите, на наших бывших советских предприятиях). Не выглядит это удачным решением.

Итак, выводы:

Надо либо отказаться от понятия средней цены по предприятию, а использовать среднюю цену склада, либо, как сделала 1С, отказатся от суммового учета на складах при сохранении цены материала по предприятию в целом. И это надо решить, представляя последствия. При первом решении будет плавать себестоимость продукции, при втором сложности с юридической ответственностью МОЛ. По моему мнению, эти проблемы больше психологические (как это, в прошлом месяце трудились так же, а себестоимость другая, что же цены менять? Или: а за что же Иванова/Петрова/Сидорова отвечает?). На второй вопрос можно ответить так: а много ли у вас было таких проблем,юридических? Что ж, случится, придется писать справку, но это не так напряжно, как ПОСТОЯННО вести услжненный учет. На первый ответ еще проще: а цена от затрат не зависит. Увы, некоторым очень трудно в это поверить, но цена продукции не есть затраты+плановая прибыль, как учили с советских ВУЗах, а баланс желания потребителя иметь именно этот товар и нежелания расстаться со своими кровными денежками. Кстати, поэтому за бугром так любят паковать товар в яркие коробки, следят за дизайном и модой, и придумывают звонкие рекламные слоганы. А на себестоимость покупателю начхать. И те, кто несогласен со мной, также думают, выйдя за проходную и направляясь на ближайший рынок.

Комментарии

7
  • Хранитель_врат
    Уважаемый В.

    Насколько я понимаю, вас беспокоят не столько методы учета, сколько методы списания.
    Я конечно не историк, но могу предположить, что списание по средней цене появилось в докомпьютерную эпоху. Когда выбрать, и списать по партиям было невозможно.

    Это, действительно, очень сложная работа для человека. Для компьютера пустяк. При ручных способах учета бухгалтера с дрожью вспоминают разные сверки. Это сколько бумаги необходимо перебрать!

    Хотя на практике все три способа списания (По среднему, FIFO и LIFO) легко реализуются с определенной точностью. Причем, по среднему - самая низкая точность, при самой высокой скорости. Здесь главное, не допустить ошибки в алгоритме.

    При списании по среднему НЕЛЬЗЯ вычислять стоимость МЦ по формуле Цена*Количество. Допустима только одна формула Средняя_цена*Количество. Следовательно, в ваших рассуждениях просто есть ОШИБКА (математическая). Ваша кладовщица должна отвечать только за количество. За цену и стоимость бухгалтерия.
    Возможная ошибка, и как следствие между приходными и расходными документами будет одна копеечка. Это происходит в связи с возможным остатком от деления, при расчете средней цены. Существуют методы коррекции при списании последнего количества. Для этого необходимо хранить две суммы - приобретенных и списанных МЦ каждого наименования.

    Методы FIFO и LIFO дают абсолютную точность. Однако они более медленные, так как требуют переборку документов. Что ж, попейте кофе. Это ведь не опасно!

    Эти алгоритмы справедливы для любой оболочки. Хотя, вполне возможно, есть и другие.

    Успехов. Н. Кузьмин.
  • Хранитель_врат
    Уважаемый Н.Кузьмин! Наверно. мне не удалось четко выразить свою мысль (увы), но я и хотел показать, что учет по средней цене ПРЕДПРИЯТИЯ невозможен. 1С применяет безсумовой учет по складам (только количественный), я предложил учет по ЦЕНЕ СКЛАДА (без применения ОБЩЕЙ цены). Вы говорите о парционном учете. Наверное, надо было остановится на нем подробнее. Да, можно организовать движения материала по его истории, и даже можно очень красиво: с разворачивающимя окнами, списками документов и т.д. Правда, медленно (как Вы справедливо заметили, на порядок медленнее, добавлю я). Увы, но бухгалтера наши не избалованы третьими-четвертыми Пентами. Но скажите, в чем выигрыш, смысл? Вместо трех-четырех цен на разных складах мы получим столько же (да??) цен по поступлениям. А конечный результат тот же: все что поступило, будет по СУММЕ и списано (или реализовано). Плюс усложнение форм ввода, контроля, отчетов и т.д. И за всем этим хозяйством надо следить. И одновременно корректировать систему в свете новых постановлений Нашего Мудрого Правительства. А они там плодовиты, как тараканы.
    С уважением, успехов.
  • Хранитель_врат
    Совершенно непонятна фраза г. Кузьмина:
    "Хотя на практике все три способа списания (По среднему, FIFO и LIFO) легко реализуются с определенной точностью. Причем, по среднему - самая низкая точность, при самой высокой скорости. Здесь главное, не допустить ошибки в алгоритме."
    Чем его так обидел алгоритм списания "по среднему", что он обозвал его самым неточным?
    Я с самого начала использую этот метод (в разрезе МОЛ) пока довольны и бухгалтера и (тьфу-тьфу!) контролирующие органы.