ИНТЕРВЬЮ: Василий Васин, президент группы R-Style

R-Style - чуть ли не единственная отечественная марка компьютеров, которая прожила более 10 лет и при этом сохранила высокие позиции в различных рейтингах IT-компаний. Несколько лет назад эксперты критиковали чрезмерную

R-Style - чуть ли не единственная отечественная марка компьютеров, которая прожила более 10 лет и при этом сохранила высокие позиции в различных рейтингах IT-компаний. Несколько лет назад эксперты критиковали чрезмерную диверсифицированность холдинга R-Style, в котором присутствуют практически все виды компьютерного бизнеса - от сборки техники и системной интеграции до производства программ. С тех пор число компаний и бизнесов R-Style еще увеличилось, но в свежем рейтинге агентства "Эксперт РА" компании холдинга по-прежнему в верхних строчках. "Если сегодня встанет выбор между привлечением субподрядчика и созданием своего подразделения - создадим подразделение. А завтра оно превратится в отдельную компанию", - объясняет президент и совладелец группы R-Style Василий Васин "размножение" бизнесов и компаний внутри холдинга.

- Компания R-Style - один из немногих старожилов нашего компьютерного рынка, сумевший сохранить весомую рыночную позицию. Насколько отличается ваш сегодняшний бизнес от того, что был в начале 90-х?

- R-Style была официально зарегистрирована в 1991 г. , но до этого мы уже работали около полутора лет, т. е. нам уже 15-й год пошел. За это время переменилось буквально все.

Раньше наш компьютерный рынок состоял из одного бизнес-направления - дистрибьюция техники, т. е. просто продажа и все. А сейчас мы предлагаем столько услуг, выпускаем столько разных продуктов, что невозможно их все перечислить по памяти. Но и продажи, конечно, остались. В дистрибьюции у нас всегда были сильные позиции, что подтверждается многочисленными рейтингами. Я, правда, к рейтингам отрицательно отношусь.

- А почему? Последние из тех рейтингов, что мне попадались на глаза, весьма благожелательны к R-Style.

- Я не к каким-то конкретным исследованиям плохо отношусь, а ко всем рейтингам в принципе. Сегодня в России на компьютерном рынке рейтинговать нечего. У нас нет прозрачности, нет деловой культуры. Есть только пиар, вызванный какими-то мотивами, которые не имеют отношения к рейтингованию. Мы в R-Style полагаемся на собственные экспертные оценки по рынку.

- В чем, по-вашему, отличие R-Style от тех крупных компьютерных компаний, что не дожили до нынешних дней?

- Может быть, все дело просто в везении. Но мне хочется думать, что сработал наш подход к построению бизнеса. Мы не делали ставку на один-два больших контракта, чтобы сорвать побольше денег, а потом снова искать, чем бы заняться. Мы планировали долгосрочные проекты, старались налаживать длительные партнерские отношения. И уже в рамках этой философии долгосрочности менялись виды бизнеса, которыми мы занимались, менялись приоритеты. Иногда изменения были столь глобальные, что приходилось делегировать полномочия в другие компании, открывать новые подразделения.

В нашем холдинге количество компаний постоянно росло. Наша философия - наделение полномочиями топ-менеджмента [дочерней] компании, выделение сегмента и мотивация на работу именно в этом сегменте, чтобы человек чувствовал, что от него зависит успех или неуспех проекта. Получилась эффективная модель. Мы мало работаем с субподрядчиками. Если сегодня встанет выбор между привлечением субподрядчика и созданием своего подразделения - создадим подразделение. А завтра оно превратится в отдельную компанию. Сейчас у нас более 30 компаний, а два года назад мы часть бизнеса выделили в еще один холдинг, e-Style.

- А для чего было создавать новый холдинг?

- Представьте: 30 компаний, 30 директоров, 30 отдельных корпоративных стратегий. Более 2000 сотрудников. Управлять всем этим одной структуре нелегко. Объем бизнеса тоже катастрофически вырос: когда-то это были тысячи рублей, а сейчас - миллионы долларов. Вот мы и решили в 2001 г. вывести в отдельную группу компании, занимающиеся новыми бизнесами - Интернетом, электронной торговлей и т. п. "Железо" осталось в R-Style, а новые бизнесы - подвижные, динамичные - вывели в e-Style, для того чтобы не было зашоренности от "классического" бизнеса.

- Не страшно было в 2001 г. выделять такую структуру? Ведь тогда только-только лопнул интернет-пузырь и никто не верил, что в Интернете можно делать деньги.

- Так ведь лопнул инвестиционный пузырь. А бизнес остался бизнесом, он от инвестиционного бума не зависит. Интернет как среда, через которую можно работать, никуда не делся. Есть разные модели электронного бизнеса, некоторые из них сейчас могут не работать, или они малоприбыльны. Но завтра они могут стать очень прибыльными.

- А что сейчас приносит деньги в Интернете?

- Главное, вокруг чего строится любой интернет-бизнес, - это контент. Те же торговые площадки привлекают больше участников, если у них кроме самой торговой системы есть новостная лента, справочники различные и т. п. У нас, например, все интернет-сервисы тянутся от информационного портала.

- Какие направления приносят группе R-Style наибольшие доходы и прибыль? Какие бизнесы растут быстрее других?

- Краеугольные камни - это дистрибьюция, системная интеграция, разработка программного обеспечения. Это три равнозначимых, хотя и разных по объему доходов направления. У дистрибьюции, понятно, оборот значительно выше, чем у программистов, зато рыночные позиции нашего софтверного подразделения в своем сегменте очень сильны.

- Недавно аналитики "Эксперта РА" обнаружили любопытную вещь. Оказывается, в российских IT-компаниях быстрее всего растут самые простые бизнесы, та же дистрибьюция. А вот направления, где требуется много интеллектуальных усилий, развиваются куда хуже. Вы согласны с этим мнением? Отчего так может происходить?

- Дело не в компаниях, а в самом рынке, в потребителе. Наш рынок сейчас проходит такую стадию, когда самым важным считается просто увеличение поставок "коробок". Государственные программы в основном нацелены на то, чтобы увеличилось количество компьютеров на душу населения. Кроме того, средства, выделяемые на информатизацию, наши компании - и частные, и государственные - расходуют крайне неэффективно. Все тратят на "железо". Большинство руководителей попросту не понимают, что денег стоит не только сам компьютер. Они порой вообще не знают, что такое компьютер и что с ним можно делать. Даже если в компании есть менеджер по информатизации, ключевые решения по деньгам принимает все равно не он. А компетенция в области информационных технологий тех людей, которые принимают эти решения, низка, и это огромная проблема.

- Но это общемировая проблема, я думаю, в Америке она тоже существует.

- Но там она не столь глубокая. У них руководители более грамотные, и информационным технологиям в своей компании они уделяют куда больше внимания. У нас же рынок просто не дорос. Осознания того, что нужно платить за мозги, за идеи, просто нет. А чтобы такие мозги вырастить, нужно не только много денег, но и времени. Наши заказчики пока этого не хотят. Средства уже позволяют, но они не хотят.

- Последние исследования, например, IDC показывают, что иностранные сборщики персональных компьютеров вновь возвращаются на лидирующие позиции на нашем рынке. А ведь совсем недавно казалось, что с российской сборкой им не совладать. ..

- Я с этим мнением не согласен. Мировые брэнды действительно вернулись, не на первые места, но в десятку. Просто они стали уделять российскому рынку достаточное внимание. Когда наш рынок приносил им не более 1% всех доходов, и отношение было соответствующее. А теперь мы один из крупнейших рынков Европы, и они просто не могли не "вернуться". Их возможности с точки зрения производства, маркетинга несопоставимы с нашими. Они будут двигаться, но до какого-то предела. Я не думаю, что Hewlett-Packard или IBM потеснили наших крупнейших сборщиков из первой тройки или четверки. Хотя они много внимания уделяют ценовым приоритетам, я могу точно сказать, что пока по ценам они с отечественной сборкой сравниться не могут.

Их рынок, рынок брэндов, конечно, будет существовать, потому что, как ни крути, качество у них повыше. Но мы, локальные сборщики, предоставляем некоторые другие виды услуг - это в первую очередь быстрота, гибкое реагирование на те или иные запросы. Одно дело - крупные тендеры, которые объявляются заранее за много дней, и у всех есть время подготовиться. Другое - когда заказчику вдруг нужна небольшая партия компьютеров, да еще как-нибудь хитро специализированных, это мы однозначно сможем сделать лучше и быстрее. В этом сегменте западным брэндам подвинуть локальных сборщиков будет невозможно.

- Несмотря на то что наш компьютерный рынок действительно выглядит очень успешным, особенно на фоне застоя западной IT-индустрии, все же таких темпов развития, какие были, скажем, пять лет назад в США, наши компании так и не достигли. ..

- Западный рынок растет на считанное количество процентов в год, а наш - на десятки процентов. Но динамики уровня США конца 90-х мы в обозримом будущем не достигнем. Дело в том, что в области информатизации у нас практически нет собственных технологий. А те немногие, что есть, не реализуются или перекочевывают на Запад. У нас все производства "отверточные". Добавление собственных интеллектуальных ресурсов минимальное. А теперь посмотрите, сколько патентов у той же IBM. Чтобы переломить ситуацию, нужна политика государства. Вот, например, есть в нашей патентной библиотеке изобретение - очень эффективные блоки питания для компьютеров. Но наши коммерческие структуры не того размера, чтобы браться за рискованные проекты, от которых неочевидна польза здесь и сейчас. Им тяжело принимать решение выпустить такой блок. И здесь нужна помощь государства в налаживании диалога между бизнесом и наукой.

- Рынок связи государство регулирует гораздо жестче, чем ваш, - там буквально любое движение компании регулируется каким-нибудь подзаконным актом, а то и прямым положением из закона "О связи".

- Все дело в истории нашего рынка. Работающие на нем компании изначально были частными, а в связи все было как раз наоборот. Наше государство просто не научилось управлять индустрией, которая полностью находится в частных руках. Они [чиновники] на нас издалека смотрят - сидят какие-то люди, компьютеры собирают, программки пишут. .. Что там у них внутри творится, непонятно.

В таком отношении есть и положительные стороны, и отрицательные. Если нам сейчас предложат выбирать - работать в такой-то области свободно, но без какой-либо господдержки или получить какие-нибудь льготы, но при этом тебя зарегулируют до невозможности, - я думаю, большинство выберет первое. Чтобы найти компромисс между этими двумя крайностями, и нужен диалог с властью. Но чиновники, похоже, не понимают, что мы не собираемся у них льготы выклянчивать, поэтому общение налаживается с трудом. Но мы уже понимаем, что, скажем, таможенные льготы нам не нужны. Если их дадут, то через некоторое время вместо компьютеров будут ввозить совершенно другие товары, которые выгодно ввозить по этим льготам. Будут бытовую технику или зеленый горошек под видом компьютеров ввозить, зачем нам это нужно?

- Самый больной вопрос для руководителя любой нашей компьютерной компании - раскрытие финансовой информации. Почему наш IT-рынок такой непрозрачный? Из-за того, что весь бизнес на импорте построен, а таможня - это всегда проблемы?

- Я бы не сказал, что на Западе компании такие уж прозрачные. За последний год сколько финансовых скандалов в США было. А наша непрозрачность идет от того, что нет задач, ради которых стоило бы становиться более открытыми. Большинству компаний, скажем, IPO или выход на западный рынок заимствований не нужны. Некоторых просто устраивает уровень, на котором они работают, в какой-нибудь вертикальной нише, и они не хотят расширяться.

- Но вы же используете в своей работе заемные средства? Почему не привлечь более дешевые деньги?

- Сейчас ситуация не настолько жесткая, чтобы я серьезно пострадал, получив кредит не под 5% , а под 15% годовых. Мы часто привлекаем внешнее финансирование, на этот случай у меня есть договоренности с российскими финансовыми учреждениями. А получить западный кредит, пусть даже и более дешевый, сложнее на порядок. Работа в России, может быть, чуть более дорогое удовольствие, но зато все быстрее и надежнее.

- Есть ли в России, и конкретно у R-Style, компьютерные технологии, которые можно продавать за рубеж?

- Мои взгляды на этот счет совсем недавно несколько поменялись. Мне кажется, мы можем делать очень качественные, но недешевые программные решения. Мы можем делать солидные проекты. Но рынок дешевых, массовых решений - не наш. Здесь мы никогда не сумеем сравниться с индусами, которые тысячами сидят в огромных офисах и часами набивают программы за относительно низкую зарплату. Но для выхода в сегмент "тяжеловесного" ПО нам нужно совсем небольшое стимулирование. Вот тут-то как раз и пригодилось бы внимание государства к отрасли. Скажем, должным образом подготовленные фиксированные государственные заказы помогли бы нашим компаниям отработать такие технологии без слишком большого риска. В рамках той же "Электронной России" можно будет поучиться созданию масштабного единого решения для огромного количества организаций. А потом эти решения можно будет и экспортировать.

О КОМПАНИИ: Компьютерная компания R-Style была образована в феврале 1991 г. группой частных лиц, поставляющих на российский рынок компьютеры и другую вычислительную и оргтехнику.

Сейчас в состав холдингов R-Style и e-Style входят более 30 компаний, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге, 10 регионах России и Киеве. Среди них - R-Style Computers (производство компьютерной техники) , RSI (дистрибьюция компьютерной техники) , R-Style (системная интеграция и проектный бизнес) , R-Style Trading (розничная торговля компьютерной и офисной техникой) , R-Style Softlab (разработка и внедрение компьютерных программ для автоматизации банков и предприятий) , R-Style Service (сервисное обслуживание компьютерной и офисной техники).

Общее число сотрудников, работающих в холдинге, превышает 2000 человек. В 2003 г. общий оборот холдинга составил около $300 млн.

БИОГРАФИЯ: Василий Васин родился в 1962 г. В 1985 г. окончил Брянский институт транспортного машиностроения. С 1985 по 1991 г. - инженер, аспирант Всесоюзного научно-исследовательского тепловозного института (ВНИТИ) в Коломне. В 1991 г. стал одним из основателей компании R-Style. С 1994 по 1999 г. - гендиректор дистрибьюторской компании холдинга R-Style. C 1999 г. - президент холдинга R-Style.

Начать дискуссию