Законодатели ставят вне закона распространение компьютеров и цифровых MP3-плейеров

Новая редакция закона "Об авторском праве и смежных правах" вызвала ожесточенные споры

Новая редакция закона “Об авторском праве и смежных правах” вызвала ожесточенные споры: некоторые эксперты IT-рынка опасаются, что этот документ ставит вне закона распространение компьютеров и цифровых MP3-плейеров. Другие считают, что к таким средствам относятся только специальные компьютерные программы и мощные лабораторные комплексы.


Статья 48 закона “Об авторском праве и смежных правах” запрещает распространение устройств или их компонентов, позволяющих обойти технические средства защиты авторских прав.

“Компьютер, безусловно, может использоваться для обхода технических средств защиты”, — рассуждает юрист ElcomSoft (эта компания выпускает программы, позволяющие подобрать пароли доступа к компьютерным файлам) Игорь Моцный. “Теоретически и производители, и распространители компьютеров в России могут нести ответственность по ст. 48”, — считает юрист. По его словам, в США, например, запрещены только устройства, предназначенные для обхода средств защиты авторских прав, — т. е. запрет не касается компьютеров или, например, MP3-плейеров, позволяющих записывать музыку с дисков, защищенных от копирования.

Сотрудник ElcomSoft Дмитрий Скляров был первым, кого власти США летом 2001 г. обвинили в нарушении DMCA (американского закона об авторском праве в цифровую эру) — но в декабре 2002 г. его оправдали. Как считает Игорь Моцный из ElcomSoft, “в современном варианте российский закон опаснее, чем печально известный DMCA”.

“Чисто формально закон действительно может ограничить использование MP3-плейеров, компьютеров и других устройств, с помощью которых можно обойти защиту авторских прав, — соглашается юрист "Студии Артемия Лебедева" Андрей Миронов, — но сейчас не предусмотрен механизм применения ст. 48”. Он пояснил, что наказания за нарушение этой статьи никак не прописаны ни в Уголовном кодексе, ни в Кодексе об административных правонарушениях. По словам Миронова, ст. 48 прямо противоречит другим статьям закона, позволяющим, например, создавать архивную копию компьютерной программы, приобретенной на законных основаниях. “Любой юрист легко сможет доказать несостоятельность преступления, связанного с нарушением ст. 48”, — уверен Андрей Миронов. Он добавил, что при первом удобном случае попытается оспорить эту статью в Конституционном суде.

“Получается, что нас возвращают во вчерашний день, — говорит юрист аудиторской компании Grant Thornton Trid Александр Страх. — Нельзя продавать любую технику, позволяющую копировать тексты, музыку или фильмы”. Он считает, что сейчас невозможно контролировать распространение цифровой техники. “Однако может сложиться ситуация, когда закон будут применять выборочно, хотя вряд ли такая цель была заложена в него разработчиками”, — предупреждает Александр Страх.

Другие эксперты уверены, что производителям и продавцам компьютерной техники опасаться нечего. “Совершенно однозначно компьютеры не могут быть запрещены”, — уверен руководитель департамента законодательной деятельности Мининформсвязи Михаил Якушев. По его словам, в ст. 48 речь идет о других устройствах — например, о лабораторных комплексах, позволяющих взламывать средства защиты платных спутниковых телеканалов.

А юрист фирмы Latham & Watkins Игорь Сосновский ожидает, что жертвой нового закона станут, например, хакерские программы — генераторы серийных ключей для компьютерных программ, требующих приобрести такой пароль-ключ у ее разработчиков. Сосновский говорит, что раньше подобные генераторы можно было свободно распространять в России.

“К сожалению, в новом законе не предоставлено четкого определения таких устройств, — сообщил через пресс-службу глава российского представительства Acer Глеб Мишин. — Это может привести к тотальному запрещению всех средств копирования информации”. Мишин добавил, что неоднозначность формулировок закона не поможет бороться с нарушением авторских прав, но может усложнить развитие IT-рынка в России. “Я бы не толковал ст. 48 как презумпцию виновности владельцев компьютеров и MP3-плейеров в нарушении авторских прав, — считает руководитель юридического отдела концерна "Белый Ветер" Владимир Соколов. — Однако очень свободные формулировки новых положений закона требуют уточнений”. Гендиректор DEPO Computers Александр Баринов сомневается, что продажа и сборка компьютеров ограничены новым законом. “Мы пока не корректировали нашу политику распространения ПК”, — говорит он.

Начать дискуссию