«Операторам сотовой связи не потребуется обращаться за разрешением в Мининформсвязи при передаче номера абонента, пожелавшего перейти к другому оператору», — заявил обозревателю CNews.ru заместитель руководителя Федерального агентства связи Андрей Бескоровайный. Согласно статье 45 (Глава 7, «Услуги связи») нового закона «О связи», «абонент вправе требовать переключения абонентского номера, а оператор связи при наличии технической возможности обязан переключить абонентский номер…». Однако, в то же время, пункт 7 статьи 26 (Глава 5, «Государственное регулирование в области связи») устанавливает норму, по которой оператор связи вправе передать выделенный ему ресурс нумерации или его часть другому оператору связи только с согласия федерального органа исполнительной власти в области связи. По словам г-на Бескоровайного, в действующем законе действительно есть несколько статей, которые можно трактовать по-разному. «Для того чтобы избежать многозначности, мы готовим постановления правительства, в которых будет дано четкое объяснение по каждому такому пункту», — рассказал он. Эта позиция замруководителя Россвязи еще раз подтверждает намерение Мининформсвязи внедрить рано или поздно в российских сетях как фиксированной, так и сотовой связи, услугу переносимости номера. Но если в сетях фиксированной связи в силу значительной монополизированности российского рынка миграция абонентов незначительна, то в сотовых она представляет собой достаточно устойчивое массовое явление. Переносимость номера мобильного телефона (Mobile Number Portability, MNP), по мнению создателей закона «О связи», — естественное явление цивилизованной страны. Но, как показывает опыт внедрения этой услуги в других странах (сегодня она доступна пользователям сотовой связи в Корее, Австралии, странах Западной Европы, США, к концу 2004г. должна появиться в странах Восточной Европы), операторы не торопятся предоставлять MNP, так как это связано с существенными дополнительными расходами. В России перспективы услуги переносимости номера мобильного телефона оценивают по-разному. Михаил Умаров, руководитель пресс-службы группы компаний «ВымпелКом», неизменно высказывает следующее мнение: «Сохранение номера при переходе из одной сети в другую — удобная и справедливая возможность для абонентов. Массовый рынок не так чувствителен к смене своего номера, но если говорить о бизнес-клиентах, то для них номер связан с их прямой деятельностью, контактами, контрактами, то есть, по сути, это их рабочий инструмент». Пресс-секретарь «МегаФона» Марина Белашева сдержанней в своих оценках: «Услуга MNP предположительно будет востребована, но едва ли станет массовой». Директор по связям с общественностью МТС Андрей Брагинский выступает против введения этой услуги: «Российский рынок и так характеризуется высоким уровнем миграции абонентов между сетями. Реализация MNP приведет к еще большему уровню миграции. В настоящих условиях это не выгодно никому из операторов „Большой Тройки“. Кроме того, это не реализуемо технически». «За рубежом сотовые операторы уделяют большее внимание развитию своего положительного социального образа, демонстрируют свою приверженность социальным ценностям. Оператор уделяет большее вниманию этому имиджу, продвижению дополнительных услуг, осознавая, что возможность сохранения номера не является долгоиграющим конкурентным преимуществом, — рассказал обозревателю CNews.ru руководитель сектора маркетингового планирования и тарифной политики ОАО „Московская Сотовая связь“ Роман Каспари. — В России конкуренция носит порой административный характер, все новые услуги, выводимые на рынок одним оператором, рано или поздно копируются остальными. У сотовых компаний нет заинтересованности отдавать конкурентам номерную емкость. Для того чтобы не допустить возможной „утечки“ к конкурентам, операторы заинтересованы в создании (или сохранении) заградительных барьеров. И одним из таких барьеров является невозможность сохранения избирательного телефонного номера при переходе в сеть другого оператора». Представитель одного из федеральных операторов сотовой связи предположил, что введение MNP выгодно одной из российских компаний: «Оператор, координирующий переносимость номера, будет единственным, кому принадлежит весь пул нумерации, выделенный для нужд мобильной связи. Реализация этой функциональности приведет к росту сигнального трафика, так как каждый вызов первично потребует обращения к координатору, а только потом - к обслуживающему оператору. Если пул номеров не будет передан координатору, то это может привести к еще более значительному росту сигнального трафика (оператор-владелец пула номеров, затем координатор и, наконец, обслуживающий оператор). Реализация этой функциональности приведет к росту расходов операторов: оплата услуг координатора (сопровождение базы нумерации), оплата дополнительного сигнального трафика». Дополнительные расходы не могут не отразиться на стоимости услуг для конечного пользователя, заключил собеседник обозревателя CNews.ru. Кроме того, предположил он, возможность сохранить прежний номер при смене оператора будет важна в основном для корпоративных абонентов: «Для частных лиц эта проблема менее значима, о чем свидетельствует хотя бы статистика операторов по оттоку: часть оттока приходится на абонентов, которые остаются верны своему оператору, но меняют тарифный план, предполагающий смену номера, например федерального на городской». Активным сторонником внедрения MNP в России выступает компания «Межрегиональный ТранзитТелеком» (МТТ), занимающаяся пропуском трафика российских операторов сотовой связи. Компания располагает всей необходимой инфраструктурой для оказания этого рода услуг и в настоящее время имеет только теоретически возможных конкурентов в этой сфере. По оценке МТТ, для организации MNP в пределах субъектов РФ требуются инвестиции в оборудование на уровне $80 млн.
Сохранение "родного" номера: правительство снимет преграды
Российские регулятивные органы в области телекоммуникаций в очередной раз выказали свою заинтересованность во внедрении в России услуг переносимости абонентского номера при смене оператора.
Начать дискуссию