Бороться с пиратами трудно, потому что они молоды и умны

На конференции «Право и Интернет» управление «К» МВД России сообщило: компьютерные преступники очень молоды (16% младше 18 лет, а 59% – от 18 до 25 лет) и весьма умны (у 67% высшее или неоконченное высшее образование).

В конце прошлой недели завершилась международная конференция «Право и Интернет», посвященная борьбе с компьютерным пиратством. Выяснилось, что торговля контрафактными компакт-дисками выгоднее продажи марихуаны, а из-за торговли нелицензионными программами Россия теряет сотни миллионов долларов.

Новые известия

Недавно компания Microsoft объявила, что в 2005 году будет продавать в России урезанную версию операционной системы Windows XP Starter Edition по 36 долларов, то есть в 2 раза дешевле, чем стоит полная версия. Логика такова: если бедные россияне не могут себе позволить купить лицензионную Windows и предпочитают покупать диск у пиратов, то надо снизить цену, чтобы хоть как-то конкурировать с нелегальными торговцами, продающими на лотках CD за сотню «деревянных».

Однако вряд ли это поможет. По данным Некоммерческого партнерства поставщиков программных продуктов (НП ППП), современные пираты из лоточников переквалифицировались во внедренцев. Представьте себе некоего россиянина, купившего компьютер с предустановленной Windows XP Starter Edition, поскольку это на целых 36 зеленых дешевле ПК с полной версией системы. Первое, что он нередко делает, – зовет установщика нелегального программного обеспечения (ПО), который ставит ему полноценную Windows и еще много всяких программ за 100–200 руб. Этих-то людей и называют «черными внедренцами». Чтобы завести на них уголовное дело, милиция разрабатывает целые операции – снимает офис, сажает туда пару бухгалтеров в штатском, звонит пиратам якобы по объявлению в газете, снимает процесс установки и передачи денег на скрытую камеру и т.д.

Председатель НП ППП Борис Нуралиев рассказал, что, например, в Пензенской области власти закрыли уголовное дело о незаконной линии по штамповке CD, поскольку она работала на градообразующем предприятии. По сути, нелегальное производство кормило город. Кстати, по словам г-на Нуралиева, килограмм марихуаны приносит его продавцу 2 тыс. евро дохода, а килограмм контрафактных «компактов» – 3 тыс.

Согласно сведениям маркетинговой корпорации IDC, проведшей недавно исследование этого сегмента рынка, Россия находится в четверке самых пиратских стран мира. Больше всего нелегального ПО в Китае и Вьетнаме (92%), затем идет Украина (91%), Индонезия (88%) и РФ (87%). Восточная Европа ежегодно теряет от «контрафакта» 2,1 млрд. долларов, а снижение уровня пиратства во всем мире на 10% привело бы к созданию 1 млн. рабочих мест и экономическому росту на 400 млрд. долларов.

Что касается нас, то в стране ежеквартально продается около миллиона компьютеров, на которых, как мы уже знаем, 87% ПО имеет «черное» происхождение. Даже если предположить, что на ПК стоит только Windows, простой подсчет даст 250 млн. долларов ежегодных потерь. А ведь на компьютерах россиян установлены и офисные пакеты, и графические редакторы, и игры, и специализированные бухгалтерские и статистические пакеты, цена которых колеблется от 100 до 10 тыс. долларов. Общая стоимость программ, записанных на сторублевый пиратский CD, может достигать 3–15 тыс. долларов, причем такие диски чуть ли не ежемесячно изымаются и уничтожаются милицией миллионами штук.

Бороться с пиратами трудно не только потому, что они богаты и нанимают хороших адвокатов. На конференции «Право и Интернет» управление «К» МВД России сообщило: компьютерные преступники очень молоды (16% младше 18 лет, а 59% – от 18 до 25 лет) и весьма умны (у 67% высшее или неоконченное высшее образование).

 

НИКОЛАЙ ДЗИСЬ-ВОЙНАРОВСКИЙ

 

Начать дискуссию