Министр Леонид Рейман высказался за практику сохранения номера при смене сотового оператора. Сохранять номера при переходе от оператора к оператору (Mobile Number Portability, MNP) стали в Европе в середине 1990-х на волне общемировой либерализации телекоммуникационного рынка. Сегодня любая страна, желающая попасть в ВТО, обязана дать сотовым абонентам право на сохранение своего номера. Учитывая то, что Россия тоже на пороге вступления в этот клуб, становятся понятными причины неожиданного предложения министра.
К «стимуляции конкуренции» по методу Реймана сотовые операторы отнеслись с оптимизмом и пониманием. «Оттока абонентов мы не боимся, а наоборот, рассчитываем, что их у нас станет больше»,- заявил «Бизнесу» директор «Вымпелкома» по связям с общественностью Михаил Умаров. Получить абонентов таким простым способом не отказываются и в МТС. «Мы положительно относимся к этой инициативе,- сказал начальник службы по связям с общественностью МТС Павел Нефедов,- операторы могут конкурировать только за счет своих маркетинговых преимуществ и качества услуг». «Мегафон» традиционно поддерживает все, что исходит из стен Мининформсвязи, несмотря на возможные проблемы. «Конечно, будут организационные сложности, но если будет решение правительства, мы его реализуем»,- констатировала пресс-секретарь «Мегафона» Марина Белашева.
При всем оптимизме сотовых игроков и у них остаются вопросы относительно практики внедрения услуги сохранения номеров. Многие резонно замечают, что реализовать «номерное право абонентов» быстро не удастся. «Чтобы абонент мог переходить из одной сети в другую с одним и тем же номером, кто-то один должен владеть всей номерной базой»,- замечает Марина Белашева. Сейчас этой базой владеет Мининформсвязи, выделяя номера в пользование сотовым операторам. Теперь этим владельцем вполне может стать МТТ или «Ростелеком». Кроме того, на часть этого рынка может претендовать и МГТС. «Ей принадлежат все прямые московские номера,- говорит аналитик „Финам” Олег Шенкер,- поэтому МГТС может сама их обслуживать и покупать трафик у сотовых операторов». Михаил Умаров в свою очередь дал понять, что прямые номера станут основной проблемой при введении MNP. Также непонятно, как быть с негеографическим кодом нумерации (903, 905, 906), который используется «Вымпелкомом», в отличие от конкурентов, получающих номера на каждый регион.
Эксперты сходятся во мнении, что введение MNP в России не будет столь безоблачным, как на Западе. «Мы можем столкнуться с ситуацией, когда один оператор уже не обрабатывает звонки с перенесенного номера, а другой еще не зарегистрировал его в своей сети»,- говорит Олег Шенкер. Пока неясно, сколько будет стоить услуга сохранения номера. Главный лоббист MNP в Мининформсвязи - компания МТТ полагает, что для этого потребуется не менее $80 млн инвестиций. Но при условии сопоставимых с Европой цен. Сейчас европейский абонент, уходящий к конкуренту, платит своему бывшему оператору 5–10 евро. Но при этом оператор, переманивший клиента, тоже платит порядка 15 евро потерявшей стороне. «Это защищает рынок от демпинга и разовых рекламных акций, которые толкают абонентов к смене оператора»,- пояснили в МТТ. Операторы тоже считают, что сначала в России должен быть выработан организационный механизм в виде государственного регулирования и межоператорских договоренностей. «Если такие акты будут приняты, то это защитит операторов от переманивания абонентов конкурентами»,- сказал Павел Нефедов из МТС.
Номер мобильного телефона не будет зависеть от сотового оператора
Сегодня любая страна, желающая попасть в ВТО, обязана дать сотовым абонентам право на сохранение своего номера.
Начать дискуссию