ИТ-тупик

Минэкономразвития и Мининформсвязи предприняли очередную попытку сблизить свои позиции в вопросах развития ИТ-технопарков.

Минэкономразвития и Мининформсвязи предприняли очередную попытку сблизить свои позиции в вопросах развития ИТ-технопарков.

На прошедшем в среду вечером у вице-премьера Александра Жукова совещании чиновники двух ведомств практически договорились о снятии фиксированных ограничений на размер инвестиций в создание технопарков. В то же время МЭРТ и Мининформсвязи так и не решили самый болезненный вопрос — о целесообразности создания отраслевых технопарков, а также об обоснованности введения отраслевых налоговых льгот для компаний ИТ-сектора.

Идеологический спор чиновников двух ведомств о принципах развития ИТ-технопарков в России длится с начала этого года. Еще в феврале Мининформсвязи подготовило поправки в Налоговый кодекс, которые, по замыслу разработчиков, должны были существенно снизить налоговую нагрузку на ИТ-сектор и максимально упростить режим экспорта программного обеспечения. Более того, пролоббировать введение налоговых льгот для ИТ-сектора взялась Госдума. Депутаты предложили освободить ИТкомпании от уплаты всех налогов, кроме налога на прибыль, ставка которого должна была быть снижена до 6% (см. «Бизнес» от 19 сентября).

Все эти инициативы не понравились МЭРТ, чиновники которого утверждали, что поправки ломают концепцию закона «Об особых экономических зонах (ОЭЗ)». Напомним, что после вступления 1 января 2006 года этого закона в силу резиденты технико-внедренческих зон и так получат льготы по ЕСН.

Решить накопившиеся противоречия представители двух министерств попытались на заседании согласительной комиссии у вице-премьера Александра Жукова. Как сообщил вчера замминистра экономического развития и торговли Андрей Шаронов, по некоторым спорным моментам позиции МЭРТ и Мининформсвязи сблизились. В частности, чиновники договорились снять ограничения на фиксированный объем инвестиций, необходимых для создания ИТ-парков. Первоначально Мининформсвязи предлагало выделить на эти цели 11 млрд руб. из федерального бюджета и еще столько же из бюджетов регионов. В итоге на совещании былорешено определять параметры инвестиций в каждый технопарк отдельно.

Правда, два самых главных и спорных вопроса так и остались нерешенными. Во-первых, чиновники МЭРТ не считают нужным создавать отраслевые технопарки, в то время как Мининформсвязи, ссылаясь на зарубежный опыт, предлагает развивать ИТ-технопарки именно по такому принципу.

«Наша позиция состоит в том, что только смешанные комбинации компаний могут дать синергетический эффект. Сто одинаковых компаний, которые делают софт, могут не дать такого бурного роста, как сочетание компаний, которые делают софт, и компаний, которые на этом софте разрабатывают новые самолеты или еще чтото»,— отмечает Шаронов.

Во-вторых, Минэкономразвития по-прежнему выступает против введения отраслевых налоговых льгот для компаний ИТ-отрасли, что вчера еще раз подтвердил Андрей Шаронов.

Член президиума «ОПОРЫ России» Алексей Кожевников считает, что необходимо создавать универсальные технопарки, поскольку они позволят задействовать как можно больше малых компаний разных отраслей. «Главная проблема для малого бизнеса — дефицит помещений, поэтому идея создания технопарков зародилась неслучайно»,— отмечает эксперт. По его словам, даже если предположить, что в том или ином регионе будет открыт отраслевой технопарк, это вовсе не означает, что ИТкомпания из другого субъекта захочет поменять «место жительства». Поэтому не исключено, что технопарк будет пустовать, в то время как компании других отраслей с удовольствием воспользуются правом работать на его территории.

Руководитель проекта Троицкого технопарка Алексей Гостомельский придерживается иного мнения. По его словам, инициатива Мининформсвязи по созданию отраслевых технопарков для ИТ-компаний — конкретное предложение, учитывающее инновационно-венчурное направление, которому пока нет альтернативы. «В России отсутствует опыт управления технопарками, так почему не реализовать пилотный проект с ИТ–компаниями, который сулит экономический эффект»,— считает он.

Начать дискуссию