Давно и безвозвратно канули в Лету те благословенные времена, когда заботы IT-менеджера сводились почти исключительно к установке и сопровождению серверных и клиентских операционных систем. Все чаще и чаще на информационную службу возлагается ответственность за автоматизацию бизнес-процессов. В круг ваших знакомых и любимых обязанностей активно вторгаются новые, - связанные со спецификой различных областей учета и управления. Впрочем, термин "вторжение" не популярен. Повсеместно используется его более мягкий синоним, означающий, если вдуматься, то же самое - ВНЕДРЕНИЕ.
BKG. Все материалы из источника
Бюджетирование - один из основных инструментов управления компанией. Наиболее "продвинутые" российские предприятия уже успешно применяют процедуру бюджетирования для планирования своей деятельности. Но, как видно из результатов проведенного нашим журналом "круглого стола", у практиков, имеющих опыт бюджетирования, есть вопросы, требующие разъяснений. Что уж говорить о тех отечественных компаниях, которые только сейчас начинают внедрение бюджетных процессов. Именно поэтому наш журнал начинает публикацию серии статей, посвященных этой теме. В них, опираясь на личный опыт, авторы будут рассказывать о своем видении проблемы бюджетирования. В то же время редакция постарается дать возможность высказаться и тем, у кого есть мнение, отличное от авторского. Серию статей мы открываем материалом об общих принципах бюджетирования.
Ответ: оба. И именно с этого однозначного ответа мы начнем статью. Почему мы даем этот ответ. С одной стороны из гуманитарных соображений. С другой, в наших собственных интересах. Как мы можем ожидать, что наши работники будут хорошо относиться к клиенту, если мы, как работодатели относимся к ним плохо. Некоторые менеджеры могут спросить: почему нам следует думать об этом. Мы платим им. Разве этого недостаточно? Да недостаточно.
Для многих руководителей, наиболее неприятной частью работы является «дисциплинирование» работника. Многие менеджеры, предполагая, что выставление субъективных оценок наиболее вероятно приведет к тяжелому диалогу или даже к конфликту стремятся отдалить данное событие, тем самым, ставя себя в позицию «сидения на пороховой бочке». Конфликт в любом случае проявится. В этой связи, знание как обрабатывать трудного сотрудника предполагает знание технологии, как вести себя с позиции руководителя. Об этом настоящая статья.
Изучение истории развития рынка показывает, что очень часто будущее наступает раньше, чем менеджеры пожелают расстаться с настоящим. И тогда владельцам компаний приходится срочно расставаться со своими иллюзиями, а также с менеджерами, которые "прозевали" рыночные перемены.
В начале 90-х годов западные компании, работающие в России, при наборе сотрудников отдавали предпочтение людям с лидерскими качествами и высоким уровнем внутренней мотивации. После кризиса 1998 года возникла противоположная тенденция. "Звезды" больше никому не нужны.
Мы сразу хотим сформулировать одну неприятную истину. Если верхнее руководство не "дозрело" до идеи стратегического планирования не начинайте разговоры о миссии организации. Вы просто угробите идею в зародыше. Человек, не осознавший необходимость конкретного ответа на вопрос "какой я хочу видеть свою организацию через год" просто не воспримет миссию организации как рабочий инструмент начальной стадии стратегического плана. Это верхушка пирамиды стратегического планирования, следующая принципу управления: сначала общая цель(миссия организации),затем набор стратегий для достижения цели. Поэтому если идея миссии организации генерируется снизу, дайте сначала возможность прорасти идее стратегического планирования.
Поскольку анкета для отбора сотрудников отражает особенности определенного вида бизнеса, единого образца такой анкеты практически не существует. В брошюре приводится один из вариантов такой анкеты. Не старайтесь использовать этот образец один к одному. Рассматривайте его в качестве примера. Ваша анкета должна включать такие пункты, которые имеют непосредственное отношение к Вашему виду бизнеса.
Проблема мотивации и стимулирования имеет свою историю в нашей стране. Во времена СССР, начиная со знаменитой НОТ, постоянно шли эксперименты в этой области и опыт передовых коллективов стремились тиражировать по всей стране. Постоянно анализировалась западная и американская классика - Маслоу, Герцберг, Аргирис, Мак-Грегор и др. В конце 70-х-начале 80-х гг. прошлого века много внимания уделялось анализу системы человеческих отношений, человеческого фактора, особенно на опыте "Дженерал Моторс", IBM, японских "кружков качества". Во второй половине 80-х - начале 90-х гг. привлекли внимание статьи по анализу концепции ESOP - Employee Stok Ownership Plan. Однако в последние 10-12 лет в теории и практике мотивации и стимулирования труда наблюдалось почти полное затишье. Отечественная социология труда и особенно некогда процветающая промышленная социология почти сошли на нет.
Доводилось ли Вам когда-нибудь участвовать в деловых встречах, которые иначе как потерей времени не назовешь? Естественно, приходилось. Причин подобных ситуаций, как правило, две: или нечетко сформулированная повестка встречи, или ведущий встречу не в состоянии вести ее, т.е. взять руль в свои руки. На второй причине мы остановимся чуть ниже, а сейчас займемся первой причиной - формулировкой повестки встречи и методами разработки документа, который мы условно назвали "Руководство по проведению встречи с корпоративным клиентом". Этот документ является своеобразной картой и должен ориентировать Вас, каких вопросов надо коснуться в те 1-2 часа встречи, которые имеются в Вашем распоряжении.
Для того, чтобы выстроить т.н. "отношения с общественностью" (public pelations или проще "пиар"), компания использует целый арсенал приемов. Одним из основных каналов, по которым компания распространяет сведения о себе, были и остаются СМИ. Однако попасть туда нелегко. На пути к газетной или журнальной полосе у пресс-релиза или другого материала, рассказывающего о компании, стоят серьезные препятствия и мощные конкуренты. Это и постоянная занятость (если не сказать "замороченность") редакции, это и другие материалы, требующие своего "места под солнцем", это и... словом, много чего. Как быть? Попытки "пробить" эту стену деньгами малопродуктивны: эдак никаких денег не хватит, да и отношение читателя к подобным, явно "проплаченным" публикациям, весьма негативное. Ответ прост и тривиален: материал должен быть хорошо написан. Тогда упрощается очень многое.
В последние годы во многих крупных российских компаниях появились кодексы корпоративной этики. Что это - мода, реверанс в сторону западных инвесторов или с помощью кодекса собственник действительно стремится повысить эффективность управления компанией? Как показывает практика, этические кодексы действительно содержат ресурсы для решения достаточно широкого спектра задач. В то же время единый методологический подход к созданию этических кодексов на сегодняшний день отсутствует. Первым шагом в построении такой методологической базы может явиться проведенная в статье классификация существующих кодексов корпоративной этики.
Когда управление компании British Petroleum (ВР) решило проанализировать, почему уровень добычи нефти на одинаково технически оснащенных глубоководных скважинах значительно различается, обнаружилось, что дело в различном уровне знаний работников этих скважин. Причем эти знания не были задокументированы, т.е. находились главным образом в головах сотрудников. Обнаружив это, менеджмент ВР принял решение распространить ценные знания среди сотрудников отстающих скважин. Результатом стал значительный подъем уровня производительности труда и прибыльности компании. В дальнейшем ВР была разработана программа управления знаниями (Knowledge Management - KM).
Обеспечение устойчивости организации на рынке является весьма непростой управленческой задачей, поскольку поддержание системы на высоком уровне, как правило, достигается путем улучшения одного показателя за счет ухудшения другого, либо сопровождается ощутимыми издержками. Для корректного достижения главного результата необходимо воспользоваться нетривиальными приемами, позволяющими добиться максимальной производительности организации при минимуме затраченных на это усилий.
Всем известно, что наши специалисты - самые специалисты в мире. Почему же мы не живем лучше всех? Раньше - понятно, раньше не было рынка. Теперь рынок есть, но все равно что-то не так. А может быть, дело не в том, что добавился рынок? Может быть, что-то исчезло? Очевидно, исчезло многое. В частности, не наблюдается ни глубокого удовлетворения, ни законной гордости. Для того чтобы оценить тяжесть утраты, нужно понять, что скрывалось за крылатой фразой Леонида Ильича, вынесенной в эпиграф. Если перевести с партийного на русский и сузить контекст до сферы интересов предприятия, получим две характеристики персонала - удовлетворенность и вовлеченность.
Долгое время американская модель корпоративного управления, породившая наибольшее в мире количество транснациональных компаний, считалась если не лучшей, то доминирующей. Однако события последнего года поставили под сомнение отлаженность институтов американской модели.
Эффективность работы корпораций напрямую отражается на национальном богатстве. Корпоративное управление - как раз та дисциплина, в рамках которой рассматривается механизм принятия наиболее важных, "поворотных" решений в корпорациях. И эти решения в итоге отражаются не только на результатах деятельности самой корпорации, но также в силу ее размеров и огромного социального влияния на всем обществе в целом.
КМ предоставляет много возможностей для реального повышения эффективности бизнеса, и с этой точки зрения оно действительно широко и необъятно. "Возможность получать подобна океану. Проблема в том, что большинство подходит к этому океану возможностей с чайной ложкой" (Джим Рон). Иногда и действительно не так неважно, что именно каждый из нас понимает под КМ - главное, чтобы знания работали на нас, потому что, как сказал Питер Друкер, "сейчас только тот является менеджером, кто заставляет знания работать".
Региональные финансовые кризисы. которые все чаше потрясают в последнее время мировую экономику, имеют и свои позитивные стороны. Например, они на уровне национальных экономик наглядно демонстрируют важность сбалансированности бюджета. опасность (рискованность) появления большого количества "коротких долгов" и т.п.
Ваша компания растет на глазах. Все больше людей, работающих в ней, незнакомы друг с другом. Все сложнее держать всех в курсе событий, которые происходят в вашем небольшом государстве. Гораздо большее значение приобретают разговоры в курилке и коридорах, восполняющие нехватку информации. И тем меньше вы контролируете стабильность настроений в компании, все чаще сталкиваетесь с тем, что "глас народа" почему-то отличается от вашей убежденности, что все делается для этого самого народа.