Расскажу о том, как мы вообще взаимодействуем.
Госконтракты у нас двух видов — с ЭТП, когда выигрываем аукцион, и заключенные напрямую, обычно на небольшие суммы. Собственно работа с ЭТП — это отдельный адище, хотя сейчас я попривыкла и к странному интерфейсу РТС-тендер и к не всегда логичному Сбер-АСТ. Кстати, сейчас почему-то большую часть аукционов проходим на первой площадке, раньше было наоброт. Заказчики все те же.
Небольшие контракты забираем, если выиграло наше коммерческое предложение. Заказчик собирает несколько и если наша цена ниже — заключает с нами договор.
Есть и регулярные контракты, по обслуживанию, годовые.
Сначала о негативе. Сразу ныряем в бочку дегтя.
1.Бюджетники очень запуганный народ.
Задать вопрос вроде «а в какой форме вам лучше передать документы?» ты не всегда можешь. Помощь зала не разрешается, у вас контракт есть, там все написано, а то еще решат, что вы с нами в сговоре. С моей точки зрения — детский сад. Да и не все такие зашуганные. Но иногда это бесит — передаешь документы, а их по 100 раз правят «как надо», почему сразу не озвучить хотелки?
2. Нужно очень внимательно читать контракт и не относится к нему формально, чтобы вам не говорили.
Например, есть такой опыт у меня — заключили контракт. Смета к нему была, мы были единственными, кто вообще заявились на аукцион, т.е. суммы никак не менялись. Была и всякая техническая документация, планы, схемы, исходя из которых и составлялась смета. Т.е. мы в этом случае можем однозначно говорить о том, что рассчитываем — столько то материалов надо купить, столько то работ сделать, расходы будут такими-то. Исходя из этого цена контракта нам кажется адекватной.
Что происходит по факту ? Начинаем работу, например, прокладку кабеля. И оказывается, что там расстояние неверно указано в схемах. Допустим, не 30 метров, а 20. Значит кабеля мы используем на 10 метров меньше. Ок. Дальше закладываем заземление. Оказывается там нужно совсем другое, не то, что прописано, да и установленного контрактом уровня показателей не сможем достичь (физически невозможно без дополнительных работ). Согласуем — кладем такие то элементы, согласились.
В итоге происходит приемка и нам в буквальном смысле вымеряют все по метражу, смотрят на детали, и говорят — будьте добры урезать смету, по контракту мы принимаем все работы по факту, а заземление вообще не катит.Ребят, ау, а что же вы ДО составления сметы тут все не замерили и не сопоставили? И зазмеление мы с вашим же инженером согласовывали (каемся без документов, наш косяк). В итоге у нас сумма по контракту урезалась где-то на треть. Т.е. если сначала рассчитывали на 300 000, то получили реально 200 000. Конечно где-то сэкономили на материалах, но где-то наоборот работ оказалось больше, например, с переделкой заземления.
Причем такая ситуация сложилась только с конкретным заказчиком. Другие до миллиметра ничего не замеряли. И это мы говорим не о миллионных контрактах, а о небольших работах. Когда мы выходим на аукцион всегда закладываем определенные затраты. Например, сметы часто бывают старыми, полугодовой давности, а с тех пор материалы явно подпрыгивают в цене. Поэтому ориентируемся в целом на предполагаемую прибыль. А тут нам урезают сумму процентов на 30%!
3.Документов с бюджетниками как правило приходится составлять больше.
Если с коммерсами можно обойтись без сметы, то бюджетники в 9 из 10 случаев ее требуют. А к ней идут КС-2, КС-3 как минимум. Плюс акты у них могут быть собственной формы. И даже еще веселее. Как-то выставляю акт по договору обслуживания, первый. Нумеровка конечно наша внутренняя — № 125, например. Отдаем. Звонок «Почему номер акта такой? Он же первый по контракту, должен быть № 1!». Теперь я завожу в 1С реализацию, как всегда, а им отдельно руками заполняю акт по их форме в экселе с их нумеровкой.
Кроме того, с вас могут попросить дополнительные документы. К примеру, мы предоставляли не только сертификаты на некоторое оборудование и материалы (на то же заземление), но и на монтажную пену! А еще обосновывали цену материалов в смете прайсами и счетами поставщиков (причем не только прямых, но и вообще собирали аналитку по рынку).
Один из последних интересных случаев. Попросили в офисном помещении муниципального учреждения поставить несколько розеток и повесить пару светильников. Контракт подписали, все ок. И вдруг нам говорят — дайте нам обоснование, зачем вы нам их поставили, присылайте дефектную ведомость. Я даже подзависла. Какая дефектовка? Как обосновать? Вы нас попросили, мы сделали, вот контракт.В итоге составили ведомость, в которой (чувстововала себя по-дурацки, пока писала) указали, что розетки поставлены для подключения компьютеров, т.к. розеток для оборудования не хватает (неожиданно, да?). А светильники обосновали необходимостью лучшей освещенности. Кто бы мог подумать.
Потом эти же поцы требовали от нас чтобы МЫ дали ИМ акт передачи интернет-кабеля от ИХ айтишников для подключения компов к новым компьютерным розеткам. Тут уже встали в позу и сказали — вы передавали, вы и акт делайте. Отстали.
Ну и в бочке дегтя должна быть ложка мёда)
На самом деле с большинством бюджетных клиентов комфортно работать. Если общаться не с высоким руководством, а с обычными исполнителями — бухгалтерами, сметчиками, хозяйственниками. Они всегда идут на встречу, все готовы обсудить и помочь. И если думаете, что дело в пресловутых откатах — вообще нет. Бог миловал работать без них) Просто наверное везет на адекватных и хороших людей.
Сейчас действительно есть возможности получать госконтракты и работать с ними малому бизнесу. Главное — внимание к документации, хотя бы базовое понимание 44-ФЗ и мониторинг конкуренции.
У нас конкуренты есть и с некоторыми регулярно стакиваемся на торгах. Порой цена падает так низко, что удивляешься — ради чего? Ну да, есть разные схемы и приводят дружественные компании для участия в аукционах, но все равно, когда цена падает с 1 млн до 200 тысяч ...А главное не раз сталкивались, что потом на нас выходят как на субподрядчиков «Ребята, возьмите работу?». Значит жадность сработала, а исполнителей не нашлось.
Всем удачных торгов и побед на площадках)
Комментарии
18А вы работали с оплатой через казначейство? Хотят взять такой контракт, хотя сумма небольшая. А я, как бухгалтер, очень противлюсь этому
Сложно. Очень сложно если все в вашей цепочке не работали с казначейством.
Если просто продать что-нибудь заказчику, то не сильно сложно. Платежи обрабатываются в казначействе 2-3 дня. Но если выполнить работу да еще и рассчитанную на несколько месяцев или более, то сложно.
У нас напрямую платежи идут от заказчиков.
У меня ГОЗ незавершенный уже 1,5 года. Мы соисполнители. В общем очень серьезный навык нужен.
с ГОЗ не работаем, это прям очень заморочено, бизнес небольшой, пока работы хватает)
Еще очень хочется какого-то экспертного обучения в области закупок. Для заказчиков много всего. Для поставщиков все время ерунда попадается, либо общее что-то, типа старта или просто предложение помощи в госзакупках. А если сама разбиаться хочу? Сейчас вроде Сбер https://univer.sberbank-ast.ru/mkc-sber/ что-то стал делать, но у меня пока времени нет заглянуть на вебинар какой-нибудь, хотя рассылка постоянно зазывает. Еще есть школа госзакупок от Актиона (это немного напрягает), у них вот тоже есть курсы именно для поставщиков и вроде неплохая программа, хотя и цены довольно высокие https://school.gzakypki.ru/ Главное - найти бы время на обучение))) обычно его не хватает даже больше чем денег
да, адекватного обучения очень не хватает, особенно по раздельному учету для бухгалтеров. Да и вообще по полному ведения, начиная от заключения контракта, открытия расчётного счета и до полной завершения. Потому что на каждой закупочной площадке "свои права игры" и это очень напрягает
Вот с площадками, да - приходится разбираться. На РТС тут какое-то время не заглядывала, потом захожу с заявкой на аукцион,а он мне свободный фал крепить не дает🤔 Некуда просто, а мне надо было подцепить. В итоге скрестя пальчики отправила заявку, но все хорошо, приняли, в закупке поучаствовали. Не хватает и удобства на сайте госзакупок. Поиск у меня только вручную (ну тут и заказчикам надо сказать спасибо, возможно о поиске сделаю даже отдельный пост в блоге).
В статье описана какая-то суета снабженцев и других исполнителей.
А работа для бухгалтера (или хотя бы экономиста) не составила проблем? Раздельный учёт по своим правилам, проставление на первичке реквизитов контрактов, проверка министерства обороны, нормирование прибыли, сложность выведения денежных средств со специальных счетов. Большая часть этих проблем относится конечно государственному оборонному заказу нежели чем государственным контракту но всё же.
На самом деле описана как раз моя суета. Т.е. на каждом этапе я как составитель смет и прочих документов (а я то как раз бухгалтер) участвую напрямую. Мне даже пришлось составлять и такие документы как журналы работ, т.к. компания небольшая и рабочим и руководству просто некогда это делать - они работу работают. Раздельного учета у нас тут нет, все обычно, как и по другим контрактам, добавляется только учет обеспечения. Все что вы описали действительно видимо специфика ГОЗ, поэтому именно меня не касалась.