Налог на имущество с электросетевых объектов и площадок

Поставлена точка в споре признания объектов электросетевого хозяйства, а также внутриплощадочной дороги, промышленной площадки объектами недвижимого имущества, а соответственно и объектом налогообложения налога на имущество.
Налог на имущество с электросетевых объектов и площадок

Вывод Определения Верховного Суда Российской Федерации от 10.03.2022 N 305-ЭС22-774 по делу N А40-1615/2019 ценен тем, что доведен для работы нижестоящим налоговым инспекциям Письмом ФНС России от 11.05.2022 N СД-4-21/5629@.

Данное решение будет интересно владельцам таких объектов электросетевого хозяйства как КТП, МКТП, СКТП, КТПС, КТПК, СТП, МТП, ВЛИ 0,4 кВ, ВЛ 0,4 кВ, ВЛ 6 кВ, ВЛ 10 кВ, ВЛЗ 10 кВ, КЛ 10 кВ, КЛ 6 кВ, КЛ 0,4 кВ, КВЛ 6 кВ, КВЛ 0,4 кВ, ВЛИ 6 кВ, ВЛЗ 6 кВ, ВОЛС. Суды всех инстанции в этом споре заняли позицию налогоплательщика и признали, что такие объекты не являются объектами недвижимого имущества. Надо сказать, что налогоплательщик очень тщательно подошел к проработке доказательной базы.

Какие доводы убедили суд?

Итак, судами отмечено, что само по себе наличие технологической взаимосвязи спорных объектов элетросетевого хозяйства с позиции пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса в истолковании, данном в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам ВС РФ от 12.07.2019 N 307-ЭС19-5241, не является основанием для признания их единым объектом недвижимости в целях налогообложения.

Ссылки Инспекции на положения отраслевых нормативно-правовых актов, в том числе Приказа Минпромэнерго РФ от 01.08.2007 N 295 «О перечнях видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса организации-должника, являющейся субъектом естественной монополии топливно-энергетического комплекса» подтверждающие, по ее мнению, что спорные объекты (в том числе учитываемые как отдельные инвентарные объекты в соответствии с правилами бухгалтерского учета) образуют единый недвижимый комплекс, правомерно не приняты, в связи со следующими доводами, представленными налогоплательщиком:

  • Законодательство не запрещает разработку проектной документации на некапитальные объекты, при строительстве которых используются технологии монтажа, позволяющие без значительного ущерба назначению переместить данные объекты;
  • ГОСТ 25957-83 относит ТП к мобильным инвентарным зданиям и сооружениям, и не имеющие прочной связи с землей и, как следствие, перемещение которых в пространстве возможно без причинения ущерба их назначению;
  • все конструктивные элементы металлических опор ВЛИ 0,4/6/10 кВ соединяются между собой с помощью болтов, что конструкция опор — сборно-разборная, что позволяет демонтировать и переносить на другое необходимое место все конструктивные элементы опор и фундаменты без повреждений и нанесения несоразмерного ущерба их назначению
  • в отношении линии электропередач нормативно четко определены ее начало и конец, что делает нормативно неправильным включение в ее состав трансформаторных подстанций, других линий электропередачи и ВОЛС (Правилам технической эксплуатации электроустановок потребителей, пункте 34 "ГОСТ 19431-84).
  • в случае вывода из эксплуатации ВЛИ 10 кВ и ниже по различным основаниям, не приводит к прекращению функционирования электрической сети в целом.
  • В данном случае необходимости иметь прочную связь с землей, а именно фундамента, не имеется;
  • Для ВЛ 0,4, 6 и 10 кВ в качестве основных и единственных несущих элементов опоры используются железобетонные стойки, которые крепятся в земле исключительно путем погружения стойки в пробуренный котлован в земле определенного диаметра и глубины, с последующей трамбовкой и присыпкой земли. Конструкция опор и их способы крепления в земле не предусматривает фундаментов, данные ВЛ не имеют неразрывной связи с землей, возможен их демонтаж, не нарушающий их свойств и характеристик, и повторное применение после демонтажа, соответственно технология не дает неразрывной связи с землей и позволяет демонтировать опоры без повреждений и нанесения несоразмерного ущерба их назначению и использовать их повторно.
  • Минэкономразвития России в письме от 11.10.2016 N Д23и-4847 разъяснил, что линейные объекты, в том числе подземные, являющиеся сооружениями, введенными в эксплуатацию как объекты капитального строительства в соответствии со ст. 55 ГрК РФ с большей степенью вероятности, относятся к недвижимости. Линейные объекты, не вводимые в эксплуатацию в указанном порядке, скорее всего не являются недвижимостью. При этом п. 5 Постановления Правительства РФ от 03.12.2014 N 1300 начиная с 01.03.2015 предусмотрена возможность строительства линий электропередачи напряжением до 35 кВ, а также связанных с ними трансформаторных подстанций и иного предназначенного для осуществления передачи электрической энергии оборудования, для размещения которых не требуется разрешения на строительство, на землях и земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов.
  • прокладка кабельной линии напряжением 0,4 — 10 кВ осуществляется в траншею шириной 0,3 м и глубиной 0,7 м. При укладке кабеля используется обратная засыпка вынутым при копке траншеи грунтом. Какое-либо бетонирование или иные работы капитального характера при прокладке кабеля не применяется.
  • Приведенные выше аргументы о нормативной обоснованности учета линий электропередач в качестве самостоятельных объектов основных средств в полной мере относятся и к кабельным линиям электропередач.
  • Трансформаторные подстанции и комплектные распределительные устройства относятся в соответствии с ОКОФ к Машинам и оборудованию (Коды ОКОФ 14 0000000) и не относятся к зданиям и сооружениям.
  • данный вид трансформаторных подстанций изначально поставляется в собранном или полностью подготовленном к сборке виде, установка трансформаторных подстанций шкафного типа осуществляется без применения капитального фундамента, выступает в гражданском обороте самостоятельно именно в качестве оборудования, для которого возможны неоднократный демонтаж, перемещение на другое место с последующей установкой при сохранении эксплуатационных качеств и проектных характеристик конструктивных элементов оборудования без потери его технических свойств и технологических функций. Подстанция легко транспортируется как изделие полной заводской готовности автомобильным, железнодорожным, водным и воздушным транспортом. Затраты на их демонтаж несоизмеримо меньше стоимости самих объектов. (П. 26, 40 ГОСТ 24291-90, Приказ Минэнерго РФ от 20.06.2003 N 242);
  • Опорные конструкции не могут быть определены как фундаменты, поскольку не являются неотъемлемой частью трансформаторной подстанции, не имеют неразрывного, жесткого сопряжения с конструкцией трансформаторной подстанции, а также с грунтом, могут быть извлечены для повторного использования, т.е. относятся, скорее, к категории инвентаря, такелажа.
  • ВОЛС представляет подвес при помощи специальной арматуры на опорах существующих, действующих ВЛ 0,4 кВ и выше, или находится внутри арендованной кабельной канализации, не требуют сверления отверстий в элементах опоры, а также электросварки. То есть не возникает прочной связи с опорой. ВОЛС не имеет собственной трассы (опор) и могут быть перемещены в любой момент без потери функциональности как линий электропередачи, так и собственной.

Разрешая спор, суды, исследовав характеристики имущества общества, принимая во внимание исследования, проведенные налогоплательщиком в отношении объектов электросетевого хозяйства в ФБУ Красноярская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции РФ, выводы которого согласуются с ранее проведенными исследованиями в Томской лаборатории судебной экспертизы Минюста РФ, Читинской лаборатории судебной экспертизы Минюста РФ, Омской лаборатории судебной экспертизы Минюста РФ, установили, что не имеется оснований для квалификации объектов электросетевого хозяйства в качестве недвижимого имущества.

Также был рассмотрен вопрос о таких объектах как внутриплощадочная дорога и промышленная площадка. Судом установлено, что они не могут быть квалифицированы в качестве самостоятельной недвижимой вещи, поскольку не имеют самостоятельного хозяйственного назначения, отличной от обслуживания земельного участка. Верховный суд в пункте 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета1 указал, что асфальтобетонное покрытие не обладает признаками самостоятельного объекта недвижимого имущества (сооружения), является улучшением земельного участка, на котором оно размещено2. Министерство финансов РФ в письме от 13.11.2019 N 03-05-05-01/87416 разъяснило, что на основании пункта 1 ст. 133 ГК РФ замощение земельного участка, не отвечающее признакам сооружения, является его частью и не может быть признано самостоятельной недвижимой вещью3.

Рекомендации: Выводы Определения Верховного суда полезны и применимы фактически всем собственникам таких объектов электросетевого хозяйства, а также владельцам внутриплощадочных дорог и промышленных площадок. Согласно доведенной до нижестоящих налоговых органов позиции, данные объекты не признаются объектами недвижимого имущества, а соответственно и объектом налогообложения по налогу на имущество. В случае если организация, с целью исключения налоговых рисков, все-таки включала такие объекты в базу, то в рамках согласованных выводов собственники могут уточниться по налоговым обязательствам за прошлые периоды и не включать их в базу в будущем.

1 утв. Президиумом ФС РФ 30.11.2016;

2 Аналогичный вывод приведен в постановлении Арбитражного суда Московского округа от 14.12.2016 по делу N А40-250528/2015;

Обзор судебной практики Верховного Суда РФ N 1 (2016), утв. Президиумом Верховного Суда РФ 13.04.2016, Определение Верховного Суда РФ от 07.04.2016 по делу N 310-ЭС15-16638, пункт 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 N 25.

Начать дискуссию