Обязательно ли направлять претензию контрагенту перед обращением в суд

Обязательный досудебный порядок: несколько рекомендаций от юристов Solid Case как его соблюдать в арбитражном процессе
Обязательно ли направлять претензию контрагенту перед обращением в суд

В практике коммерческих взаимоотношений нередко возникают конфликтные ситуации. Одним из самых распространенных вопросов является просрочка в оплате задолженности, а также невыполнение иных требований, например, поставка товаров с нарушением срока или просрочка в выполнении работ.

В такой ситуации, в первую очередь, компании задумываются о том, как возможно вернуть долг в досудебном порядке и как подготовиться к взысканию задолженности в арбитражном суде.

В этой статье мы подготовили несколько рекомендаций – какие правила нужно соблюсти перед подачей иска.

Что такое досудебный порядок урегулирования?

Под досудебным (претензионным) порядком урегулирования спора понимают действия сторон до обращения в суд, осуществляемые самостоятельно или с привлечением третьих лиц.

Самостоятельными действиями могут быть: составление досудебной претензии, жалобы, совместный поиск компромиссного решения, заключение с контрагентом соглашения, направленного на добровольное погашение задолженности должником и другие действия.

С привлечением третьих лиц могут осуществляться переговоры с участием юристов или медиатора, обращение в третейский суд.

Данный процесс позволяет решить возникшие конфликты без обращения в судебные органы. При этом можно избежать значительных расходов на судебные тяжбы и сэкономить ваше время.  

Ниже рассмотрим, как соблюсти обязательный досудебный порядок в арбитражном процессе и учесть все тонкости.

1. В каких случаях направление досудебной претензии является обязательным?

Претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора является обязательным в большинстве коммерческих споров. Иными словами, при возникновении дебиторской задолженности направление досудебной претензии в адрес должника является обязательным условием.

По иным категориям судебных споров соблюдение порядка досудебного урегулирования спора становится обязательным только в том случае, если такой порядок установлен законом или договором.

Например, если в вашем договоре содержится специальный пункт, который обязывает сторону для урегулирования спора направить другой стороне сначала претензию или провести переговоры, то в этом случае досудебная процедура является обязательной.

В некоторых случаях обращение в арбитражный суд возможно без соблюдения досудебного (претензионного) порядка. В частности, по делам о банкротстве, в корпоративных спорах, а также в приказном производстве. Полный перечень таких случаев установлен в законе.

2. Как правильно составить и направить досудебную претензию контрагенту?

Единой утвержденной формы претензии нет, поэтому она составляется в произвольном порядке. В письменной форме рекомендуется четко и понятно изложить суть проблемы, нарушенный пункт договора или норма закона и Ваши требования к контрагенту.

Если требование заключается в оплате долга, то следует указать конкретную сумму задолженности и подкрепить ее расчетом и подтверждающими документами.

В претензии также необходимо указать срок для исполнения претензии — конкретную дату или период, а также ваши реквизиты для оплаты и имеющиеся доказательства (экспертиза, переписка и т.д.).

Претензию нужно направить так, чтобы у Вас на руках остался факт подтверждения отправки и доставки претензии должнику.

Мы рекомендуем направлять письменное требование о взыскании задолженности по Почте России заказным письмом с описью вложения, в этом случае факт нахождения претензии в конверте и ее отправки будет зафиксирован, а также будет возможно отследить получил ли контрагент корреспонденцию или нет.

Стоит обратить внимание и на условия договора, которые устанавливают правила отправки претензий сторонами. Претензию следует направить на один из адресов, указанных в договоре. Если в договоре указан только юридический адрес контрагента, то направляем на него.

3. Сколько нужно ждать ответа на претензию?

Срок для ответа на претензии обычно установлен в законе или договоре. По умолчанию он составляет – 30 дней. Такой период нужно выждать после отправки претензии должнику.

Если в законе срока для ответа нет, то срок лучше изначально прописать в договоре либо указать в самой претензии. Срок можно установить любой, обычно пишут от 10 до 30 календарных дней.

Непоступление ответа в течение 30 дней будет приравниваться к отказу должника от удовлетворения требований, изложенных в ней. В этом случае вы можете обратиться в арбитражный суд с требованием о взыскании задолженности.

4. Последствия нарушения досудебного (претензионного) порядка.

На практике, если не направить досудебную претензию контрагенту, то арбитраж откажет вам в рассмотрении иска о взыскании задолженности.

Если истец не направил претензию или подал исковое заявление в суд до истечения срока ответа на нее, могут возникнуть следующие негативные последствия:

  • Судья вернет вам иск, если на стадии его принятия обнаружит факт несоблюдения досудебного порядка.
  • Исковое заявление будет оставлено судом без рассмотрения, если после начала производства по делу обнаружится, что досудебный порядок не был соблюден или был нарушен.

В этом случае истцу придется инициировать процедуру взыскания задолженности с самого начала – направлять досудебную претензию должнику и только после истечения 30 дней повторно подавать иск.

Именно поэтому мы рекомендуем внимательно соблюдать процедуру досудебного урегулирования, поскольку в случае совершения ошибок процесс взыскания долга может существенно затянуться и время может быть упущено.

Юридическая фирма Solid Case специализируется на досудебном урегулировании споров и ведении арбитражных дел.

Для получения консультации оставьте заявку или свяжитесь с нами по телефону на сайте.

Начать дискуссию