Разбор реального тендера на оказание клининговых услуг

Размещая тендер, каждый заказчик имеет право назначать собственную цену за услугу, но контрагентам, можно посоветовать очень внимательно относиться к участию в конкурсах и просчитывать возможные негативные сценарии.
Разбор реального тендера на оказание клининговых услуг

ФНС России не раз уже заявляла, что игра в налоговый демпинг зачастую начинается со стороны заказчика (посмотреть можно здесь и здесь). Напомню, основные тезисы. «Уже много лет основным показателем эффективности работы любого отдела закупок является ежегодное уменьшение цены контракты, и все закупки услуг (по крайней мере в данной сфере) превратились в игру «кто дешевле». Собственно говоря, ничего плохого в этом нет, именно благодаря подобной системе, компании получают оптимальную стоимость товаров/услуг, но оборотная сторона состоит в том, что нередко попытки уменьшить цену превращаются в манипуляции с обязательными платежами в государственный бюджет. Особенно распространено такое явление в клининге, где не много возможностей конкурировать за счет технологичности и оптимизации производства, поэтому в дело вступает оптимизация налогов. За счет чего снижается стоимость услуг в этой отрасли? За счет ухода от зарплатных налогов, дробления бизнеса, отказа от оформления сотрудников в штат и привлечения мигрантов с поддельными документами.

Именно по этой причине налоговики считают заказчиков услуг клининга бенефициарами налогового демпинга.

Решила для примера разобрать закупку на оказание клининговых услуг, обнаруженную на официальном сайте zakupki.gov.ru.

Публичное акционерное общество "Т ПЛЮС" предлагает субъектам малого и среднего предпринимательства принять участие в конкурсе в электронной форме на оказание клининговых услуг для нужд производственного предприятия г. Тольятти.

Согласно документации, вниманию потенциального подрядчика по чистоте предлагаются здания и территории по трем объектам:

1.        Филиал Самарский ПАО «Т Плюс», производственное предприятие Тольяттинская ТЭЦ площадью 34 501 кв.м.

2.        Здания и территория производственного предприятия Тольяттинские ТС филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» (площадь 36 164 кв.м)

3.        Производственное предприятие ТЭЦ ВАЗа филиала «Самарский» ПАО «Т Плюс» (площадь 59 873кв.м).

Отрадно, что ухаживать и наводить чистоту на территориях заказчика нужно на протяжении двух с половиной лет, то есть контракт нацелен на среднесрочное сотрудничество, что выгодно малому предприятию, гарантированно обеспеченному работой на указанный срок. И стоимость, на первый взгляд, достаточно щедрая: 40 856 143,19 рублей (включая НДС) на весь срок действия контракта.

Но, бросив второй и всего лишь чуть более внимательный взгляд на предложенные условия, вырисовываются другие выводы. К примеру, начальная максимальная цена контракта в 2023 году обозначена в 13 289 114, 27 рублей, за 2024 год - 13 820 678, 83 рубля (без учета НДС). Сделав нехитрые математические подсчеты уровня начальной школы, понимаем, что стоимость работ составляет за первый год 8 рублей 40 копеек в месяц за квадратный метр и чуть больше - 8,80 рублей во второй год. (Мы намерено разбирали только полные годы, чтобы еще более упростить вычисления).

Что касается расходных материалов, инвентаря и прочих предметов, необходимых для наведения чистоты и порядка и создания приемлемых условий для работы сотрудников предприятия, то они просто смехотворны, помните, как в том мультфильме про шапку? Можешь две шапки сделать? -Могу? – А восемь? – И восемь могу…Чем закончилась история, думаю, все помнят. 

Согласно экспертной оценке Ассоциации клининговых и фасилити операторов драйвер для анализа рынка, составляет 40 - 45 руб. за кв. м в месяц в зависимости от региона.

Как отмечают специалисты по клинингу, в данном случае в данном конкурсе:

•          все расчеты по ФОТ основаны только на МРОТ;

•          приводится ограниченный ассортимент расходных материалов;

•          в расчете отсутствует используемая техника (технические средства).

Вот, что пишут в чате представители клининговой отрасли относительно данного конкурса:

Из положительных моментов можно отметить, что, не взирая на заниженную стоимость услуг, заказчик предусмотрел вопросы предоставления гарантий со стороны контрагента, чтобы обезопасить себя от претензий со стороны ФНС России. В частности, договором предусмотрено подписание СОГЛАШЕНИЯ О ГАРАНТИЯХ, в котором идет речь о подаче согласия по форме GRUZ в налоговый орган, а также подтверждение, что:

  • не имеется и не будет иметься признаков несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ, услуг) для принятия к вычету сумм НДС;

  • работники, участвующие в оказании услуг (выполнении работ) по Договору, не являются самозанятыми гражданами и являются трудовым ресурсом Исполнителя 

  • при первом требовании заказчика, исполнитель должен предоставить доказательства подтверждения трудовых ресурсов. 

 Заказчики нередко размещают тендеры с несколько заниженной стоимостью, чтобы оценить ёмкость рынка, а в случае отсутствия поставщиков, готовых взять на себя работы, стоимость постепенно повышается. На данном этапе не хочется даже представлять себе того клинера, который по неопытности выиграет предложенный конкурс и возьмется за выполнение работ на предложенных условиях, потому что именно в такие моменты полностью понимаешь позицию ФНС России. И случаи неудачных «выигрышей» тоже встречаются.

К примеру, в августе 2021 года некая клининговая компания по неопытности приняла участие в электронном аукционе и впоследствии заключила государственный контракт № 0863100000321000063 . Только спустя несколько месяцев работы, руководство компании осознало свою оплошность и подсчитало, что в техническое задание и стоимость контракта весьма слабо соотносились между собой. По их запоздалым оценкам площадь обслуживаемых помещений в два раза больше, указанной в контракте, стоимость контракта не предусматривала официального трудоустройства персонала, расходы на моющие средства составляли ничтожную сумму для такого объекта, а амортизация инвентаря и оборудования практически не включалась в стоимость и предусматривалась на весь срок действия контракта менее, чем 15 000 рублей. На сегодняшний день прямые расходы по госконтракту для компании приносят ежемесячный убыток почти в 400 000 рублей. И выйти из сложившейся ситуации никак не удаётся, тем более, что «цена Контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных действующим законодательством». В итоге компания несет убытки и разрешение ситуации возможно только в суде.

Несомненно, что, размещая тендер, каждый заказчик имеет право назначать собственную цену за услугу, но контрагентам, можно посоветовать очень внимательно относиться к участию в конкурсах и просчитывать возможные негативные сценарии. Для более корректного расчета калькуляции и составления технического задания можно воспользоваться открытыми ресурсами, предоставляемыми профессиональной Ассоциацией клининговых и фасилити операторов.

Начать дискуссию